Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 28488

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если расположить выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:
непосредственно-эмоциональное общение — первая группа
предметно-манипулятивная деятельность — вторая
ролевая игра — первая
учебная деятельность — вторая
интимно-личное общение — первая
учебно-профессиональная деятельность — вторая
Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой
46

основе — развитие мотивационно-потребностнои сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.
Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно

повторяющейся смене одних периодов другими.
В советской и зарубежной детской психологии накоплен значительный материал, дающий основание для выделения двух резких переходов в психическом развитии детей. Прежде всего, переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, а также переход от младшего школьного возраста к подростковому, — «кризис полового созревания». При сопоставлении симптоматики двух названных переходов между ними обнаруживается большое сходство. В обоих переходах появляется тенденция к самостоятельности и ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми.
При введении указанных переломных точек в схему периодов детского развития мы получим ту общую схему периодизации детства на эпохи, периоды и фазы, которая представлена на рис. 1.
Как показывает эта схема, каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач,
47
мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
Все три эпохи (раннего детства, детства, подросткового возраста) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Переходы от одного периода к другому и от одной фазы к другой внутри периода изучены в психологии очень слабо.
В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации? Во-первых, ее основное теоретическое значение мы видим в том, что она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности, показать противоречивое единство этих сторон развития личности. Во-вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В-четвертых, наша гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам.
Практическое значение гипотезы состоит в том, что она помогает приблизиться к решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, помогает по-новому подойти к проблеме связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений. Согласно требованиям, вытекающим из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается разрыв (дошкольные учреждения — школа), должна существовать более органичная связь. Наоборот, там, где ныне существует непрерывность (начальные классы — средние классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной системе.
Конечно, только дальнейшие исследования покажут, насколько в нашей гипотезе правильно отражена действительность психического развития детей.
48
Фрейд 3.
РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Из книги: Введение в психоанализ: Лекции. М., «Наука», 1991. Отрывок из двадцать первой лекции «Развитие либидо и сексуальная организация». С. 208—215.
...Итак, мы можем теперь показать, как складывается сексуальная жизнь ребенка, прежде чем установится примат гениталий, который подготавливается в первую инфантильную эпоху до латентного периода и непрерывно организуется в период полового созревания. В этот ранний период существует особого рода неустойчивая организация, которую мы называем прегени-тальной. Но на первом плане в этой фазе выступают не гени-тальные частные влечения, а садистские и анальные. Противоположность мужского и женского здесь не играет никакой роли; ее место занимает противоположность активного и пассивного, которую можно назвать предшественницей сексуальной полярности, с которой она позднее и сливается. То, что в проявлениях этой фазы нам кажется мужским, рассмотренное с точки зрения генитальной фазы, оказывается выражением стремления к овладению, легко переходящего в жестокость. Стремления, имеющие пассивную цель, связываются с очень значимыми для этого времени эрогенными зонами у выхода кишечника. Сильно проявляется влечение к разглядыванию и познанию; гениталии принимают участие в сексуальной жизни, собственно, лишь в роли органа выделения мочи. У частных влечений этой фазы нет недостатка в объектах, но все эти объекты не обязательно соединены в одном объекте. Садистско-анальная организация является ближайшей ступенью к фазе генитального господства. Более подробное изучение показывает, сколько от этой организации сохраняется в более поздней окончательной форме сексуальности и какими путями ее частные влечения вынуждены включаться в новую генитальную организацию. За садистско-аналь-ной фазой развития либидо нам открывается еще более ранняя, еще более примитивная ступень организации, в которой главную роль играет эрогенная зона рта. Вы можете догадаться, что к ней относится сексуальная деятельность сосания, и восхищаться пониманием

древних египтян, в искусстве которых ребенок, даже божественный Хорус изображается с пальцем во рту. Только недавно (1916) Абрахам сделал сообщение о том, какие следы оставляет эта примитивная оральная фаза в сексуальной жизни более поздних лет.
49
Уважаемые господа! Могу предположить, что последние сообщения о сексуальных организациях скорее обременили вас, чем вразумили. Может быть, я опять слишком углубился в подробности. Но имейте терпение; то, что вы теперь слышали, станет более ценным для вас при последующем использовании. А пока сохраните впечатление, что сексуальная жизнь — как мы говорим, функция либидо — появляется не как нечто готовое и не обнаруживает простого роста, а проходит ряд следующих друг за другом фаз, не похожих друг на друга, являясь, таким образом, неоднократно повторяющимся развитием, как, например, развитие от гусеницы до бабочки. Поворотным пунктом развития становится подчинение всех сексуальных частных влечений примату гениталий и вместе с этим подчинение сексуальности функции продолжения рода. До этого существует, так сказать, рассеянная сексуальная жизнь, самостоятельное проявление отдельных частных влечений, стремящихся к получению удовольствия от функционирования органов. Эта анархия смягчается благодаря переходу к «прегенитальным» организациям, сначала садист-ско-анальной фазы, до нее — оральной, возможно, самой примитивной. К этому присоединяются различные еще плохо изученные процессы смены одной фазы другой. Какое значение для понимания неврозов имеет то, что либидо проделывае'т такой длинный и многоступенчатый путь, вы узнаете в следующий раз.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Соловьева Ирина Геннадьевна. Психическое здоровья детей дошкольного возраста
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь