Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26245

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одним из первых эти передовые пути в психологию личности проторил Б.С.Братусь [46; 47; 48; 51]. В психологической структуре личности он выделяет три соподчиненных уровня. Соотношение этих уровней таково, что нижележащий уровень «снимается» вышележащим и выступает в качестве его предпосылки. Итак, первый уровень психической жизни человека образован психофизиологическими процессами, которые детерминируют формально-динамические и формально-временные характеристики психического отражения и регулирования. Второй уровень - индивидуально-исполнительский, или уровень реализации. Именно на этом уровне сосредоточены все те свойства человека, которые обычно присовокупляют к личности в житейском представлении. Это - характер, социальные роли, индивидуальный стиль поведения, задатки и способности. Согласно воззрениям Б.С.Братуся, на этом уровне осуществляется операционально-техническая регуляция активности. Собственно личностный слой психического отражения представлен смысловыми образованиями, которые выполняют функции мотивацион-но-смысловой регуляции активности. На этом уровне «производятся» смыслы деятельности, которые выполняет человек, а также смыслы человеческой жизни. Необходимо специально оговорить, что в модели Б.С.Братуся не все уровни претендуют на то, чтобы называться личностными. В качестве личностного пласта психического отражения полагается только смысловой уровень. Тем не менее аппарат психического отражения устроен так, что личностный уровень с необходимостью базируется на психофизиологическом и индивидуально-исполнительском уровнях.
Модель психологического устройства личности Б.С.Братуся во многом совпадает с теоретическими представлениями о личности А.Г.Асмолова [30; 31]. В рамках этих представлений А.Г.Асмолов констатирует двуплановость психологической организации личности. План содержания структурирован из мотивов и прочих видов смысловых образований личности, которые задают смысловое содержание и направленность деятельности. План выражения в личности представлен способностями и чертами характера, которые обусловливают способ объективации смысловых образований в деятельности и поведении. В свою очередь А.Г.Асмолов предлагает деление плана выражения на инстру-
50
ментальные и экспрессивные проявления. Инструментальные проявления обусловливают операционально-технический состав предметной деятельности, а экспрессивные проявления навязывают личности способы самовыражения в общении. В более поздних работах А.Г.Асмолов переименовывает стороны психологической структуры личности как продуктивные и инструментальные проявления личности [30]. Индивидные свойства человека А.Г.Асмолов выносит за рамки психологической организации личности, считая их всего лишь задатками развития и проявления активности.
В дальнейшем эта схема теоретического анализа получила широкое признание со стороны научного сообщества и оказалась одной из наиболее влиятельных моделей личности. Ее популярность предопределило одно обстоятельство: перед этой схемой проигрывали те концепции личности, в основе которых лежал комплексный подход. Если эти концепции «комплексировали» в структуре личности разноуровневые свойства, то системно-деятельностный, смысловой подход, наоборот, разводил эти свойства и разукрупнял психологическую структуру личности. В контексте данного подхода личность выступала как сверхчувственное психологическое качество человека, а не как, говоря словами А.Н.Леонтьева, «полипняк» разнородных свойств. Эта мысль получила распространение не только в психологии личности. Так, например, Г.А.Шмелев при анализе индивидуального стиля деятельности дифференцирует содержательные и стилевые свойства личности. Стилевые свойства личности программируют индивидуальный стиль деятельности, но не отвечают за психологическое содержание этой деятельности. Содержательные свойства охватывают мотивы личности, которые побуждают деятельность и насыщают ее личностным смысловым содержанием [241, с. 68-69]. Кроме того, в ряде работ наблюдается устойчивая тенденция к изучению мотивационно-смысловой сферы как «личностного ядра» психического отражения [24; 111; 251].
При соотнесении выделенных «сфер» и «уровней» психической организации личности получается, что активность биологического индивида преимущественно регулируется со стороны психофизиологического уровня; активность социального индивида обусловлена теми психическими структурами, которые объединяют в систему операционально-технической или исполнительс-ко-стилевой регуляции; собственная активность личности детерминирована смысловыми структурами и процессами, которые осуществляют смысловую или побудительную регуляцию.
51
Внешне бывает очень трудно, а порой невозможно угадать, каким видом активности занят человек. В психологии это затруднение выливается в проблему изучения внешней структуры человеческой активности. Для того чтобы с уверенностью различить, чем поглощен человек - деятельностью, действиями, безликими операциями или рефлекторной деятельностью - необходимо провести психологический анализ. Этот психологический анализ призван вскрыть те психические инстанции, которые распространяют свое влияние на активность человека и являются доминирующими в ее регуляции [133].
В соответствии с «внутренней организацией активности в поведении (ее внешней организации) можно выделить три основных «слоя». Один из них связан с мотивом активности, другой - с целями, третий - с инструментальной основой активности» [177, с. 282]. Кроме того, сюда необходимо добавить моторные акты, которые осуществляются на основе психофизиологических механизмов активности. При этом «деятельность - наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности - целостный мотивированный акт поведения» [177, с. 283]. Деятельность всегда релевантна дискретному мотиву или отдельной динамической смысловой системе в структуре личности, в то время как действия и операции соответствуют целям и задачам [31; 46; 144].
Суммируя вышесказанное, мы можем дать интегральную характеристику каждому из видов человеческой активности. Активность человека как биологического индивида протекает преимущественно в природной среде и направлена на биотические связи и свойства природных объектов. С внешней стороны этот вид активности организован как поведение, подчиненное регуля-торному критерию биологической сообразности. В составе деятельности активность биологического индивида редуцируется до моторных актов, реализующих операции, действия, деятельность в целом. Регулируется данный вид активности преимущественно за счет психофизиологических механизмов по логике реагирования на стимул и логике удовлетворения биологических потребностей. Регуляторные механизмы, релевантные данному виду активности, сосредоточены на психофизиологическом уровне организации психического отражения. Необходимыми и достаточными для регуляции данного вида активности компонентами сознания являются биодинамическая ткань и чувственная ткань, образующие бытийный слой сознания, а также эмоциональная сигнализация биологического смысла объектов природного окру-
52
жения. Универсальной формой прижизненного развития активности биологического индивида является онтогенез, или жизненный цикл.
Активность социального индивида разворачивается в пространстве объектов культуры и социального взаимодействия с другими индивидами. По отношению к деятельности данный вид активности также выступает в качестве «строительного материала», из которого изготавливается технология деятельности. Главным объектом активности социального индивида служит объект в его предметном значении. Внешняя сторона активности социального индивида слагается из предметных действий и операций, реализующих цели и задачи. Цели и задачи, способы осуществления операций кристаллизованы и зашифрованы в содержании предметных значений. Активность социального индивида подчинена этим значениям, вследствие чего является предметной, а значит - осознанной, целенаправленной, орудийной. Эта активность при любых обстоятельствах остается целесообразной и предметосо-образной (предметной) и регулируется по логике социальной нормативности. В структуре личности регуляции данного вида активности служит операционально-техническая сфера.
Активность социального индивида, подчиненная социальному нормативу, носит деперсонифицированныйхарактер. Это означает, что она в малой степени зависит от личностных особенностей человека-исполнителя, потому что социальная технология не подразумевает творческой субъектной активности. Реализация активности социального индивида унифицируется технологически предписанной, нормированной последовательностью действий и операций. В свою очередь «последовательность операций и используемые средства детерминируются целью и объективными условиями, а не особенностями субъекта» [86, с. 55]. Таким образом, потребность в субъектно-личностной активности, преобразующей и индивидуализирующей деятельность, на уровне активности человека как социального индивида не возникает.
Возможность и необходимость субъектной регуляции впервые появляется тогда, когда в реализацию социальных технологий вмешивается личность. Своей активностью личность снимает нижележащие уровни активности и «синтезирует» их в личностно окрашенную пристрастную деятельность. Необходимость в субъектно-личностной форме регуляции активности человека порождается в первую очередь тем обстоятельством, что деятельность реализует не столько надындивидуальную соци-
53
альную технологию и абстрактные общественные отношения, сколько индивидуальные жизненные отношения. Функции субъекта обусловлены необходимостью индивидуализации и автономиза-ции человеческой активности, а также необходимостью постоянно приводить активность в соответствие с жизненными отношениями личности. Жизненные отношения принадлежат именно личности, а не биологическому или социальному индивиду. Поэтому деятельность представляется также сугубо личностной формой активности, обеспечивающей реализацию жизненных отношений личности.
1.3. Aayoaeuiinou ё noauaeoiay aeoeaiinou ёён-iinoe
Итак, выше была проанализирована специфика различных видов активности человека. В целях дальнейшего анализа необходимо отыскать место деятельности среди этих видов активности, что даст возможность вести речь конкретно о субъекте деятельности, а не о субъекте активности вообще. Категория субъекта активности - это чрезвычайно общая философская категория, которая поглощает всех живых организмов, обладающих «самостоятельной силой реагирования» (Ф.Энгельс), то есть активностью. Однако данная категория «съедает», нивелирует существенные различия между субъектом активности и субъектом деятельности. Субъектом активности могут быть и животное, и человек, а субъектом деятельности - исключительно человек как личность. Принято считать, что субъект является носителем познавательной и практической активности, направленной на постижение и преобразование окружающего мира. Такое понимание сущности субъекта является философским, предельно абстрактным и требует конкретизации в рамках специальных наук. Спецификация данного понятия в психологии с необходимостью предполагает выявление психологических условий, закономерностей и механизмов, обеспечивающих «ношение» активности субъектом. Выявление этих психологических предпосылок позволяет раскрыть общий путь формирования субъекта и основные принципы, законы его функционирования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь