Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 12 страница



Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 31930

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Мотивы личности.
Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.
Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения - одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. "Трудность здесь состоит в том, - писал Б. Ф. Ломов, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения". В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: "Субъект есть деятельность удовлетворения влечений". Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.
Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними. Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Поэтому А, Н, Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.
Когда ищут ответ на вопрос, "что же такое мотивы", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем", "для чего", "почему", "отчего человек ведет себя именно так, а не иначе"? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.
Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А, Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа), Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.
Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.
Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека, Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: "почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения?"
Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А, Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л, Рубинштейном, дает ответ на вопрос "почему осуществляется активность человека", поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.
Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой - очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.
Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако, принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.
Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.
Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.
Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы. Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту - это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим,
В этой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, "все перечисленные психологические феномены ... могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами". Неслучайно поэтому в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.
Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым, При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.
Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.
Каковы же структура, параметры и функции мотива?
Структура, характеристики и функции мотива.
Структура каждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека, Е. П, Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценку своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;
целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.
В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие - вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути, в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.
Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.
Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов деятельности, понимание ее смысла, свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Персонология; personology
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь