|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39091
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Д.С. Витакер (2000) перечисляет вспомогательные цели групповой психологической помощи, обеспечивающие ее эффективность.
• Стараться вести группу, поддерживая атмосферу доверия на уровне, позволяющем отдельным ее участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и самостоятельно идти на риск. • Стараться избегать необратимого разрушения структуры. • Проводить работу по установлению и поддержания в группе таких норм, которые делали бы ее позитивным средством помощи. • Использовать происходящие в группе события во благо членам группы. • Стараться не причинять вреда: членам группы, себе самому или широкому окружению, в котором работает группа. • Выявлять и стараться исправлять допущенные ошибки. • Обеспечить себе поддержку и возможность консультаций на протяжении всего срока жизни группы. • Добиться максимально углубленного, утонченного и расширенного понимания каждой личности в группе. • Наблюдать динамику группы как единого целого на протяжении отдельного сеанса и по мере ее развития в течение длительного отрезка времени. • Находиться в контакте со своими собственными ощущениями и отмечать собственное поведение и его последствия. • Следить за групповой и индивидуальной динамикой. • Оценивать функционирование группы как в процессе работы, так и после завершения ее работы. Основной задачей групповой психотерапии является формирование эффективной саморегуляции. Эта задача по Г.Л. Исуриной (1990) имеет три аспекта: 1) самопонимание (когнитивный аспект), 2) отношение к себе (эмоциональный аспект) и 3) отношения с людьми (поведенческий аспект). Когнитивный аспект направлен на осознание: а) связи «личность - ситуация - проблема», б) межличностного контекста собственной личности и в) исторического и генетического плана. В процессе когнитивной перестройки человек должен осознать: • какова связь между психогенными факторами, возникновением, развитием и сохранением его проблем; • какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптомов; • какова связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств; • особенности своего поведения и эмоционального реагирования; • как он выглядит в глазах окружающих, как они откликаются на его поведение, какие последствия оно имеет; • существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими; • собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности; • характерные защитные механизмы; • внутренние психологические проблемы и конфликты; • особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины; • более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений; • собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем. Эмоциональный аспект включает: а) получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; б) непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; в) точное распознавание и вербализация собственных эмоций и г) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. Группа должна помочь участнику: • получить эмоциональную поддержку, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; • пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в обычной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, с которыми он не смог справиться; • пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; • научиться искренности в отношении к себе и к другим людям; • стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств; • научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния; • раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными; • модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; • произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В поведенческой сфере необходимо сформировать эффективную саморегуляцию на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Группа должна помочь участнику: • увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; • приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения; • преодолеть неадекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью • закрепить новые формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сфере. Чтобы быть эффективной, группа должна: • развивать у участников чувство принадлежности к группе; • контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания; • оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят самих себя, других участников и группу в целом; • вызывать и высвобождать сильные эмоции; • обеспечить контраст для социального сравнения и обратной связи; такие сравнения облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы. Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируют групповые нормы, к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыслей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений. Нежелательно обсуждать с другим участником переживания и проблемы отдельно от группы, как во время занятий, так и между ними. Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя. Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе. Необходимо соблюдать тайну группы (сохранять конфиденциальность участников). Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии. Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы. Следует предупредить участников, что большинство этих норм вне группы следует применять осторожно, с учетом возможной негативной реакции не готовых к ним людей. Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового процесса. Обычно руководитель задает перечисленные выше принципы работы, группа же создает ритуал встреч и прощаний, придумывает девиз группы и т.п. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сложившихся групповых норм. Выполнение психотерапевтических норм зависит от информированности и сплоченности группы. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты норм, показывают меру их усвоения. Гомогенные группы больше подчиняются нормам, чем гетерогенные. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|