Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16316

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2

В своем трактате «Защита поэзии» Перси Биши Шелли54 утверждает, что скрытой пружиной эмпатии и симпатии является воображение, орган морали. Благодаря воображению мы можем преодолеть границы единственно известного или едва известного и понять отношение к тому, что является другим, даже менее известным. И, конечно же, нам вспоминается предупреждение Джона Донна55, что бесполезно пытаться узнавать, по ком звонит колокол, ибо он звонит по нас56. И давайте не будем забывать высказывание Юнга о Тени, которой мы не хотим быть с точки зрения Эго и которая вместе с тем неизбежно является частью нас.
Исправление Тени - это задача человека, участвующего в процессе индивидуации, ибо он этически обязан интегрировать отщепленные части своей личности в единое целое. Встреча с Другим, которая так пугает примитивную психику и является источником страха, нетерпимости и большинства случаев насилия, представляет собой исходный моральный вызов. В моем Каине содержится мой Авель, а в моем Авеле - мой Каин. Я так же опасаюсь моего так называемого добра, как и моего так называемого зла. Работа, связанная с интеграцией, ведением диалога и уважением энергетических сил Другого, - задача, которая постоянно продолжает стоять перед каждой цивилизацией и отдельным человеком. Судьба мира висит на волоске и зависит именно от этой способности объять Другого и умения вести с ним диалог.
Таким образом, говоря о началах, мы видим, что каждая история о сотворении мира порождает свою совокупность метафор, которые используются каждая по-своему. В данном случае речь шла о трех метафорах: сопричастности творению, единстве/дуа-
54 Перси Биши Шелли (1792-1822) - один из величайших английских по
этов-романтиков XIX века. Он был свободолюбивым борцом за справедливость,
проповедником и поэтом, рационалистом и романтиком, художником и мысли
телем. - Примеч. ред.
55 Джон Донн (1572-1631) - английский поэт и богослов. Здесь имеется в
виду отрывок из его «Обращений к Господу в час нужды», триада 17, ставший
эпиграфом к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол»: «Нет человека, что
был бы сам по себе, как остров; каждый живущий - часть континента; и если
море смоет утес, не станет ли меньше вся Европа: меньше - на каменную скалу,
на поместье друзей, на твой собственный дом. Смерть каждого человека умаля
ет и меня, ибо я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай уз
нать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе». - Примеч. ред.
56 "Devotions xvii", in Denis Donaghue, ed., The Complete Poetry and Selected
Prose of John Donne, p. 12.

Начала

45

лизме материи и духа и скрытой идентичности самости и Другого: мы видим, что нам удалось избежать как невротичного буквализма, так и опрометчивой раскрепощенности софистов. От цепи силлогизмов этих двойных метафор мы пришли к чему-то по-настоящему жизненно важному. С помощью «мифического мышления», иначе говоря - используя воображение, мы познали глубинную связь с таинством и свою сопричастность с ним. Уклониться от этого охвата дуализма - значит избежать истинной внутренней работы. Марк Аврелий57 две тысячи лет тому назад заметил:
И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет?.. Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее.58
Мне все время кажется, что наше природное желание, зачастую весьма ленивое и замкнутое, также создавало изящные метафоры окончания жизни с осязаемым саваном59. Именно по своему природному желанию мы являемся совокупным созданием духа и увядающей плоти, и потому даже наше неумолимое следование этим образам, в конечном счете, ведет нас к границам трансцендентного. Та же самая природа, которая погружает нас в лень и сон, пробуждает нас и вызывает душевное волнение. Акт creatio60 воспроизводится в каждый момент, независимо от нашего желания. И когда мы включаем воображение, мы раскрываемся как духовные существа в момент кульминации маскарада, который в итоге заканчивается смертью.
57 Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский император из династии
Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпик-
тета. Большую часть времени своего правления провел в военных походах и при
этом был склонен к размышлениям, кои излагал в философском дневнике, 12
книг, написанных по-гречески, которые впоследствии назвали «Размышления
наедине с собой». - Примеч. пер.
58 Meditations, vol. IV, p. 77. (Рус. перевод: Марк Аврелий. Размышления /
Пер. с др.-греч. А.К. Гаврилова. Кн. 5: 1)
59 Метафора и символ помогают нам вступить в человеческие отношения с
таинством и придать духовной сущности физическую, осязаемую форму. Таким
образом, в данном случае я пользуюсь метафорой, которая говорит, что наши
мифы придают живую форму таинству и проливают свет на нашу жизнь, тогда
как мы с каждым днем приближаемся к смерти.
60 Creatio (лат.) - творение. - Примеч. пер.

Глава 3
Архетип младенца
Многие люди удивляются, почему в наше время миф должен у кого-то вызывать интерес. На самом деле Юнг говорит об этом совершенно прямо. В своем очерке, посвященном архетипу трик-стера, он пишет: «Все мифические фигуры соответствуют внутренним психическим переживаниям и изначально порождаются этими переживаниями»61.
Это очень интересное утверждение, и потому оно заслуживает весьма внимательного изучения. Психика многогранна, синонимична природе и несет в себе все ее возможности. Во мне существуют святой и убийца, аскет и распутник, монах и скот. Когда какой-то образ выражается в массовой культуре, он представляет собой не что иное, как драматическое воплощение существующих в психике энергий. Как мы помним, драматизация психических энергий является незаметной; поэтому она становится доступной сознанию, когда воспроизводится в образе. Как отмечает Юнг в другой своей работе,
Мифы - это изначальные проявления предсознательной психики, непроизвольные высказывания о событиях в бессознательной психике, но менее всего - аллегории физических процессов.62
Итак, что же представляют собой эти изначальные проявления и что мы можем из них узнать?
Начнем с того, что имаго младенца распространено очень широко; оно очень часто проявляется в наших сновидениях, во время бодрствования и в наших фантазиях. Слишком часто мы
61 "On the Psychology of the Trickster Figure", The Archetypes and the
Collective Unconscious, CW 9i, par. 457.
62 "The Psychology of the Child Archetype", ibid., par. 261.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Бессмыслица»
  • Притча «Ценный подарок»
  • Притча «Самое главное»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Другой»
  • Притча «Люби правильно»
  • Притча «Мир и одиночество»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Притча «Простой выбор»
  • Притча «Любовь дочери»
  • Притча «Жизнь - в полосочку»
  • Притча «Последняя воля и завещание»
  • Притча «Он и Она»
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Птица Счастья»
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Притча «Поль Сезанн»
  • Притча «Источник с живой водой»
  • Притча «Радуга»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Ради ребенка»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Он был хорошим парнем»
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Шапка на голове»
  • Притча «Завоевание мира»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Притча «Сокровище»
  • Притча «Путь сбережения жизни»
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Черенок от заступа»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Блудный сын»
  • Притча «Поклон священника»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Божественная скрипка»
  • Сексуальная игра жены Потифара.
  • Притча «Небо нас искало»
  • Притча «Выпрями его»
  • Притча «Три сына»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Опасный враг»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Сказки для сына (про то, когда больно)»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь