|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164616
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Были обоснованы следующие вехи этого сближения:
• от поэлементного к целостному системно-структурному подходу; • от системно-структурного к генетическому, историческому и динамическому; • от технологического к антропоцентрическому; • от узкодеятельностного к субъектному; • от жестконормативного к индивидуализированному, вероятностному; » от антропоцентрического к гуманистическому; • от гуманистического к акмеологическому. Таким образом, в изучении развития зрелой личности у психологии и акмеологии имеются как общие, так и отличительные позиции. Эти отличия характеризуют своеобразие и самостоятельность акмеологического знания и акмеологии как науки. Проведенное сопоставление не преследует конфронтационные цели, наоборот, лишний раз свидетельствует о необходимости интеграции наук в разработке проблемы прогрессивного развития зрелой личности. 1.1.6. Современное состояние акмеологии Закончим обсуждение особенностей акмеологии как науки системы человекознания характеристикой ее современного состояния. Что же отличает акмеологию как науку на нынешнем этапе ее развития? Если дать общую характеристику ее состояния, то акмеологию отличают фундаментальность, интегративный характер и гуманистическая направленность. Фундаментальность акмеологии проявляется в ее особенностях. Акмеология, как было уже отмечено, сразу четко и непротиворечиво обозначила свои объект, предмет, проблематику и цели, при этом не занимала ничьей «научной ниши», как это нередко случается с другими новыми науками. Замысел создания акмеологии как науки состоял в том, что исследования прогрессивного развития зрелой личности в силу каких-то причин не заняли центрального места в психологии и смежных с ней науках, поэтому и осуществлялись бессистемно, в известной мере стихийно. Акмеология быстро прошла все этапы, необходимые для становления любой науки. Можно констатировать, что в акмеологии уже сложился свой обоснованный и строгий категориально-понятийный аппарат (более подробно об этом в разделе 1.2). Сейчас существуют такие понятия и определения: • акмеологический и акмеографический подходы; • акмеологические закономерности; • акмеологические условия и факторы; • акмеологические инварианты профессионализма; • акмеограмма; • акмеологический уровень и потенциал. Они из дискуссионных стали, по сути дела, операциональными и рабочими. Следует особо подчеркнуть, что в акмеологии успешно разрабатывается собственный акмеологический методический инструментарий, что имеет далеко не каждая наука. Наряду с общенаучными методами — анализом, обобщениями, структуризацией, факторизацией и др. в акмеологии активно используются методы ее родовой науки психологии — опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, семантический дифференциал и радикал и пр. Но к настоящему времени уже разработаны и совершенствуются собственно акмеологические методы: акмеографические описания и построение акмеограмм, которые показали свою перспективность и «доводятся» до широкого применения в научных исследованиях и практике (более подробно о них в разделе 1.3). Фундаментальность акмеологии как науки подтверждается также разработанными теоретическими концепциями, среди которых прежде всего необходимо упомянуть следующие: • личностно-профессионального развития; • нравственной культуры; • гуманитарно-технологического развития; • акмеологическую концепцию профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; • рефлексивной самоорганизации творческого мышления; • акмеологического воздействия, акмеологического тренинга и др. (О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов и др. (см. рекомендованную литературу). Теоретическая акмеология вплотную подошла к проблеме описания акмеологических законов и закономерностей, что также является свидетельством ее научной фундаментальности. В настоящее время проблема акмеологических законов и закономерностей стала особенно актуальной. Это связано с необходимостью обобщения и теоретического осмысления накопленных многочисленных эмпирических данных, определения тенденций развития акмеологии в связи с уточнением ее предмета и проблематики. Б. Ф. Ломов, рассматривая проблему закона и закономерностей в психологии, отмечал: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели. Именно этой цели в конечном счете подчинены и теоретические, и экспериментальные исследования; от достижений в ее реализации зависят также успехи применения науки на практике» *. * Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. -С. 106. Думается, это мысль полностью справедлива и для акмеологии. В настоящее время в акмеологических публикациях активно дискутируется вопрос о виде и характере акмеологических законов и закономерностей, при этом нередко проводятся параллели с психологическими законами и закономерностями. Действительно, между ними есть немало общего. Но все же акмеология, несмотря на свое интенсивное развитие, находится на стадии становления как науки, поэтому говорить о существовании общих и специфических акмеологических законов и закономерностей можно пока только на концептуальном уровне. В то же время акмеологические законы и закономерности реально существуют, они были выявлены в результате теоретических и прикладных акмеологических исследований. Сегодня проводится работа по их точному формулированию и оформлению. Акмеологические закономерности, как показывают проведенные исследования, имеют определенное сходство с закономерностями наук, входящих в комплекс человекознания, потому что у них общий главный объект исследования, однако они имеют свои специфические отличия. Что же характерно для акмеологических закономерностей? Обобщение результатов акмеологических исследований позволило выявить ряд их значимых особенностей. Во-первых, акмеологические закономерности являются по сути своей объективными устойчивыми связями и отношениями. Примером тому могут служить связи и отношения между уровнем одаренности личности и ее движением к профессионализму. Очевидно, что при равных «стартовых» возможностях эта связь в общем виде пропорциональна — чем выше одаренность, тем больших вершин профессионализма можно достичь. На определенных этапах эта зависимость может иметь различный характер — линейный или экспоненциальный, или какой другой, но тенденция одна и та же — рост профессионализма. Другой пример устойчивой связи — уровень самоорганизации личности и динамика движения к профессионализму. И здесь связь пропорциональная. Таких устойчивых связей и отношений много. Важной задачей акмеологических исследований является их дальнейшее определение и описание. Во-вторых, акмеологические закономерности одновременно объективны и субъективны. Объективность их определяется действующими условиями, относящимися в основном к «достартовому» периоду развития, к принятым в обществе ценностям, стандартам, проявляющимся в отношении к профессионализму и профессионалам. Естественно, что общественный запрос на профессионалов высокого уровня является благоприятным условием развития профессионализма. Субъективность же связана с индивидуальными особенностями субъекта развития, с «преломлением» объективных факторов сквозь призму его внутренних условий. В-третьих, как обладающие свойством устойчивости, акмеологические закономерности характеризуются повторяемостью. Именно устойчивость и повторяемость позволяют «тиражировать» акмеологические методы и технологии, в частности, развития профессионализма. В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологическими тем, что они относятся к четвертому и пятому (по классификации Б. Ф. Ломова) уровням закономерностей, а именно относящимся к процессам психического развития человека и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|