Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12864

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Конечно, то же самое можно сказать и о руководителях и менеджерах. Важным здесь является тот факт, что «проблемы самой по себе» не существует, а, например, так оценивает ситуацию руководитель со своей индивидуальной позиции, находясь в окружающих его условиях.
«Факт, что проблемы самой по себе не существует, означает, что мы всегда имеем дело с мнениями об определенной ситуации, которые возникли под определенным углом зрения».
Таким образом, мы можем субъективировать «проблемы», которые по большей части клиент переживает как нечто абстрактное, и таким образом «изобрести» способы действий, чтобы изменить проблемные ситуации. А вопрос - Что именно должно измениться? - помогает клиенту конкретизировать свои представления об изменении проблемной ситуации. С другой стороны, он позволяет консультанту не попасть в ловушку собственной компетенции в решении проблем и, исходя из своего собственного пред-понимания проблемной ситуации, решить проблему и добиться изменения, которое наиболее вероятно не соответствует представлениям клиента. Таким образом, коуч должен попытаться направить фокус внимания клиента на «реалистичные» цели для изменений,

так как они, как правило, более конкретны и их легче достичь.
«Часто более удовлетворительно ставить перед собой небольшие, достижимые подцели, а не стремиться сразу к «большому прыжку». При последнем намного больше опасность быстро потерпеть неудачу и фрустрацию, которые негативно сказываются на мотивации и вследствие этого вдвойне снижают шансы на успех. Меньшие шаги дают шанс на небольшие успехи в более короткий срок и таким образом дают мотивационный толчок».
Системный образ действий в процессе консультирования сопровождается позитивной коннотацией существующего: «Что должно остаться так, как оно есть?» То есть, что хорошо в существующей системе или что функционирует без проблем в данной проблемной ситуации. С этим связано базовое конструктивистское положение, что при создании субъективной реальности и действительности, которая производится живыми системами совместно, стараются действовать так, чтобы различные способы действий могли «уживаться» друг с другом. Кроме того, подчеркивают позитивные стороны проблемной ситуации, что позволяет коучу, ориентируясь на ресурсы, работать с потенциалом клиента. В большинстве случаев клиент преувеличивает проблему и боль-

ше не в состоянии проанализировать позитивные стороны и успехи, которых он уже достиг. Таким образом, цель - это сконцентрироваться на имеющихся ресурсах.
На этапе «презентации проблемы» проясняют, как клиент объясняет возникновение проблемы. Ведь прежде чем совместно разработать стратегии решения и найти способы влияния на проблему, необходимо понимать, как сам клиент интерпретирует ее возникновение. Это важно, поскольку такое приписывание причин обусловливало его прежнее поведение по отношению к проблеме, а подход к проблемной ситуации всегда субъективен, так как основан на нашем восприятии.
«В этой связи следует задуматься над тем, что «истинных» причин не существует и что каждая попытка объяснения представляет собой конструкцию, которую создает определенный человек в определенной ситуации, в то время как другие люди в той же самой ситуации усматривают другие причинно-следственные связи. Если модель объяснения формирует основу для неудачной попытки решения, целесообразно поставить под вопрос не только эту попытку решения, но и лежащие в основе гипотезы о причинно-следственных связях. Существующие объяснения могут стать препятствием на пути решения проблемы, и поэтому над ними стоит задуматься».

Так же может произойти, что объяснения клиента нужно будет только дополнить, чтобы они были достаточны для разрешения проблемной ситуации. Все же важным здесь является то, что возможности следуют из изменения прежней модели объяснения клиента, чтобы подойти к проблеме иначе.
Поэтому часто целесообразно расспросить клиента об оценке - как он думает, как бы объяснил проблемную ситуацию другой человек (которого она тоже затронула). Иногда мы можем побудить клиента к тому, чтобы он поставил себя на место другого (втянутого в проблему) человека, чтобы узнать его гипотезы и интегрировать в процесс консультирования его перспективы. Таким способом клиенту предоставляют возможность поставить под сомнение собственные мнения и гипотезы.
4.2. Этап 2 - обработка проблемы
На этом этапе коучинга, наряду с дальнейшим сбором информации о проблемных обстоятельствах дела, вместе с клиентом проводят анализ предварительно полученной информации. Здесь речь идет, прежде всего, о том, чтобы дифференцировать проблему, для того чтобы в ходе даль-

нейшего консультирования сформировать подходящие идеи для выработки решения. Прежде всего, консультант должен задать вопрос: что уже было сделано раньше, тогда, когда проблема возникла? Таким образом, он старается выяснить, насколько клиент компетентен в том, чтобы решить эту проблему, и что он уже делал, чтобы ее решить. Кроме того, цель всего этого - вникнуть в способы действий клиента по отношению к проблеме и побудить его к новым действиям. Зачастую еще одна «проблема» - это подходы клиента к решению проблемы. Все это служит ориентиром для консультанта, который указывает ему, какие действия необходимо предпринять, чтобы выработать решение.
Системным является также способ действия консультанта, когда он задает вопросы об окружающих клиента людях и их установках по отношению к проблемной ситуации: как видят эту ситуацию другие, вовлеченные в нее люди? Этот метод помогает клиенту поставить под сомнение свои собственные, часто устоявшиеся убеждения. Так как в большинстве случаев другие, вовлеченные в эту ситуацию, люда видят эту же самую проблемную ситуацию менее или более проблематичной на основе собственной позиции и роли в системе. Эти разные взгляды на одну и ту же пробле-

му дают возможность прояснить оощии контекст сложившейся ситуации.
Системно-конструктивистская модель консультирования предполагает использование специальных техник и возможностей «рефлексивных вопросов», а также простых ролевых игр, которые очень часто оказываются полезными при коучинге целой команды. Также эффективно в этой связи применение «сцены отношений»1. Предполагается, что это весьма рационально - заставить клиента поставить себя на место других людей, чтобы таким способом выяснить различия в понимании ситуации разными участниками событий. Так, в процессе консультирования клиент может сыграть роль другого человека, которого консультант спрашивает о проблемных обстоятельствах дела. Итак, клиент может постараться отвечать так, как, по его мнению, отвечал бы этот «другой», роль которого он сейчас играет.
Дальше в процессе консультирования целесообразно также задать вопрос: что может произой-
1 Зачастую в этом консультационном контексте речь идет о «сцене отношений» как о «семейной сцене», так, как так это было обозначено и используется в системной семейной терапии и в экономическом контексте является выражением, которое вводит в заблуждение, хотя оно подразумевает один и тот же инструмент.

ти, если проблема не исчезнет? Этот вопрос предоставляет консультанту шанс дать приблизительную оценку тому, какое значение клиент придает проблеме или какую динамику проблемной ситуации он считает возможной. Ведь вполне вероятно, что в данный момент проблема представляет собой куда большую нагрузку, но, может быть, со временем она уменьшится сама по себе, или клиент считает, что другие люди, вовлеченные в нее, по прошествию времени сами адаптируются к проблеме.
Здесь вполне уместен вопрос: как другие участники реагируют на проблему, когда она возникает? Этот вопрос помогает выяснить, кто еще больше других втянут в проблемную ситуацию, чтобы прояснить взаимодействие клиента с этим человеком.
«С системно-теоретической точки зрения, каждый отдельный человек совершает действия во взаимодействии с другими людьми, являясь, таким образом, связанным со всеми другими людьми референтной группы. Знание взаимообусловленностей позволяет внести что-то новое, чтобы прорвать прежний круг взаимодействия и стимулировать другие процессы».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь