Таблица 2 Классификация проблем психического развития (по материалам магистранта Н. Г.) Основания для классификации 1. Характер проявления проблемы Психофизиологический Психологический Соматичес- Моторные Конститу- Нейрональ- Процессы Поведение Личность кие циональ- ные систе- ные мы Кардиопа- Гипо- Индивид- ММД Интеллект: Гиперактив- Самооценка тии и гиперки- ные Энцефало- воображе- ность; (завышенная Хронические незия характе- патии ние; внима- пассивность; или зани- заболевания Сенсомо- ристики Злокачест- ние; память; девиации: женная); органов торные рас- (первичные венные речь; мыш- агрессия акцентуации дыхательной стройства и вторич- образова- ление; (деструк- характера системы (заболева- ные приз- ния в ЦНС ощущения тивность); (гипертим- (астма, ние моз- наки: рост; Волевые тревожность; ность, пневмония жечка) вес; цвет (уровень страхи; сензитив- и др.) Заболева- волос; произволь- плаксивость; ность, Эндокрин- ния опорно- соматотип ности) капризность; эпилептоид- ные наруше- двигатель- и др.) Эмоцио- делинквент- ность и др.); ния ного аппа- нальные ность аутичность Расстройст- рата ва системы (рахит, обмена кривошея веществ: и др.) диабет; кретинизм; акромегалия и др. Зрение 45 Продолжение табл. 2 Основания для классификации 2. Источник возникновения проблемы Социальный Генетичес- врожденный кий (патоло- гический и портатив- ный уровень) Семья Институты Др. Пренатальные 1еринаталь- воспитания социальные |ые (ДОУ, влияния Эмбрио- Фетопатии школа и др. патии Дисгармо- Цисгармо- Злияние Эндокрин- Период Процесс 1роблемы, ничная ничное информаци- ные заболе- закладки развития вызванные семья как воспитание онных вания органов систем юдовыми следствие в ДОУ (и др. процессов; диабет) и систем организма; травмами: нарушения образова- влияние Дальтонизм организма развитие гипоксия; воспитания: тельных референт- Элигоф- (различные может асфиксия; возможны учрежде- ных групп; эения внешние нарушаться нарушение различные ниях), секты; [дебилизм) и генети- вследствие целостности девиантные вследствие девиации; Шизофре- чески задан- патогенных родничков; формы чего делинквент- ния ные влияния влияний, врожденные поведения возможны: ность; Характер могут имеющих пороки (ДФП); ЗПР; различные преступ- (черты, нарушать генетическую сердца педагоги- ДФП; ЗПР; ность как передавае- в данный и экзогенную ческая запу- эмоцио- следствие . мые по период ход природу: щенность нальные выше- наследству) развития) фетальный расстрой- указанных муковис- ства влияний цидоз; (каприз- эндокар- ность, диальный плакси- фибро- вость) эластоз 3. Опираясь на литературу соответствующей главы, составить перечень типичных проблем развития для одного из возрастных периодов. Глава 2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ Психология сегодня располагает достаточной информацией для того, чтобы прогнозировать появление проблем психического развития. Многие проблемы психического развития могут быть предупреждены или сняты на ранних стадиях их появления, что позволяет избежать в дальнейшем их стагнации и патологического развития. Возможность прогнозирования и предупреждения проблем психического развития во многом обусловлена наличием психологической культуры людей, которая включает в себя как психологические знания, так и некоторые личностные характеристики, позволяющие этими знаниями воспользоваться (рефлексия, наблюдательность, эмоциональная регуляция и т. п.). Предупреждению проблем психического развития, безусловно, способствует профессионализм тех людей, которые взаимодействуют с развивающимся человеком на разных стадиях его жизни. Неслучайно ведется специальная психологическая подготовка для работы с детьми грудного, дошкольного, юношеского возраста, пожилого возраста. Эта подготовка имеет в своей основе формирование знаний о возрастных новообразованиях, о закономерностях развития, о соотношении общего и особенного в развитии на каждой возрастной ступени. Подобные знания и составляют основание для предупреждения проблем в развитии. 47
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.