Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. | Семейная психотерапия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 12 страница



Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57025

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На третьем этапе жизненного цикла семьи зрелые супруги по сравнению с родителями подростков больше предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, а по сравнению с молодыми супругами — стратегии отвлечения, конфронтативного копинга и дистанцирования.
Такие показатели могут говорить о том, что на первом этапе жизненного цикла семьи молодые супруги еще выбирают для себя наиболее подходящие стратегии совладания с семейными трудностями, стремясь"к сочетанию двух разных стилей совладающего поведения — стиля мужа и стиля жены. В семьях с детьми-подростками при возрастании внутрисемейных и внесемейных требований и обязательств возрастает и активность супругов-родителей в разрешении трудностей, усиливается проблемное ориентирование их совладания. К третьему этапу жизни семьи, когда главная воспитательная функция уже выполнена, силы и ресурсы пожилых суп -рутов уменьшаются, к активному разрешению трудных ситуаций присоединяются эмоциональное переживание, переосмысление, стремление экономить семейные ресурсы.
В целом, семьи, участвующие в нашем исследовании, на всех трех этапах жизненного цикла адекватно справляются с семейными трудностями (об этом свидетельствует выявленная нами степень выраженности использования активных, эффективных стратегий совладания, а также достаточный уровень социально-психологической адаптации семей). Тем не менее анализ показал, что наиболее эффективно и проблемно-ориентированно семья справляется с семейными трудностями в середине своего жизненного цикла (семьи с детьми-подростками).
Подводя итоги, можно сказать, что существует ряд трудностей семейной жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы, обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не раз -рушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются, используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения.
Можно с определенностью сказать, что этап жизненного цикла, на котором находится семья, является важным фактором, определяющим особенности восприятия членами семьи трудностей и воз -можности совладания с ними.
СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Я не верю в людей — только в семьи.
К. Витакер
Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Среди множества различных вариантов структуры или состава семьи наиболее известно ее разделение на полную (есть мать, отец и дети) и неполную (есть только мать или отец с детьми). Структурный состав семьи зачастую заранее относит неполную семью к группе риска, предполагая, что ее функционирование затруднено. Мы исследовали норматив -ные и экстремальные трудности в неполных и полных семьях, а так -же стили совладеющего поведения семьи. Приведем результаты этого исследования.
Сравнивая полные и неполные семьи (воспитывающие детей-подростков с отцом и без отца), мы априори предполагаем, что неполная семья не выступает как условно неблагополучная только из-за неполноты своей структуры, хотя данные большого количества исследований показывают обратное (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н. Дружинин, 2000; А. С. Спиваковская, 1999).
В доказательство / опровержение этого мы проанализировали следующие параметры: 1) уровень и тип испытываемых членами се -мей трудностей; 2) характер взаимоотношений в семье; 3) уровень совладания с трудностями родителей и детей в семьях разного типа.
Неполнота изучаемых семей произошла вследствие разных при -чин:
• потеря, смерть супруга; все семьи, потерявшие отца / мужа, находились в близких отношениях с ним;
• развод (в части семей неожиданный, уровня катастрофы), отношения после которого сложились по-разному — от дистантных до дружеских;
• самостоятельное воспитание ребенка одной матерью, так называемой «одиночкой».
Обе группы семей, в основном, уравнены, хотя имеются различия в уровне материального обеспечения. Существенно они разли-
41
чаются по структуре семьи: полные (с отцом) и неполные (без отца).
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что совладеющее с трудностями (нормативными и экстремальными) поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи.
В качестве исследовательских гипотез выдвинуты следующие предположения:.
1. Семьи с разной структурой оценивают как трудные различные ситуации.
2. Совладающее поведение матерей и подростков в полной «неполной семьях различается.
3. Выбор подростками продуктивного или непродуктивного сти -ля совладания с трудностями связан с предпочитаемыми стилями совладания их родителей, а также с реальными родительскими (воспитательными) установками.
В качестве методик в исследовании использовались:
1) опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина, включающий шкалы «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарнаягиперсоциализация », « инфантилизация »;
2) опросник CISS (КПСС, или копинг-поведение в стрессовых ситуациях), выявляющий три стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный, эмоционально - ориентиро -ванный, избегание;
3) ASC (юношеская копинг-шкала, специальная форма, 1993), диагностирующая 18 стратегий, объединенных в три общих стиля совладающего поведения: продуктивное совладание, непродуктивное совладание и промежуточный — социальный копинг;
4) шкала школьного гнева (MSAI), измеряющая уровень испы -тываемого гнева (аффективная шкала), враждебности (когнитивная шкала) и тип совладающего поведения у подрост -ков (позитивный копинг — совладание с гневом и деструктивный копинг — деструктивная экспрессия гнева) (P. Boman, Gr. Yates, 2002);
5) полуструктурированное интервью, разработанное с целью определения нормативных и экстремальных трудностей, испытываемых членами полной и неполной семьи; контент-анализ
42.
результатов интервью и монографических описаний ситуаций, определяемых членами неполных семей как трудные, стрессо -вые.
Анализ трудностей в неполных и полных семьях
Полуструктурированное интервью членов неполных семей о жизненных трудностях, пережитых в прошлом и переживаемых в данный момент, а также о том, как они совладают с ними, дало воз -можность проникнуть в мир неполной семьи.
Вот пример описанных ими трудных (стрессовых) ситуаций.
Пример 1.
В своей семье после развода с мужем (9 лет назад) В. А. самой главной проблемой считает свою беспомощность, которая проявляется в неспособности защитить сына от негативных действий взрослых людей. Однако в последнем случае, произошедшим с ее сыном, в отношении которого совершили мораль -нов оскорбление с причинением физической боли, В. А. нашла конструктивный выход, применив свои профессиональные способности журналиста. Надо сказать, что ситуация оказалась трудной вдвойне, поскольку взрослые обидчики явились сотруд -пиками правоохранительных органов. В. А. написала анонимную статью о том, как люди, «занимающие посты», дающие полномочия и права на защиту граждан, используют их против них. Она описала частный случай, произошедший с ее сыном, используя псевдонимы.
«После публикации статьи, — говорит В. А., — мне стало легче, потому что я выразила свою обиду и переживания, пусть косвенно, но тем самым я обратила внимание общественности на подобные проблемы и других матерей, таких одиноких (име -ет в виду отсутствие мужской поддержки), как я; теперь мы вместе будем бороться за своих детей».
43



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Повышение роли отца в семье
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Ради ребенка»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Не забывай своих родных»
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Притча «Выросла девочка, дочь твоя, мама...»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Притча «Голос матери»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Афоризмы психотерапевтов: Карл Витакер
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • К чему снится дочь
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Симашко Елена Николаевна. Родительский дневник
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • Притча «Пожелание»
  • Шустимова Ольга Олеговна. Проявление ревности в детском возрасте
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Притча «Не смотрите на мои слёзы»
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Фазлетдинова Алла Александровна. Психологическая консультация для родителей - В семье растет дочь
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Притча «Самая большая неприятность»
  • Казакова Наталья Анатольевна. «Дошкольник в семье»
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь