Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57025
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке На третьем этапе жизненного цикла семьи зрелые супруги по сравнению с родителями подростков больше предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, а по сравнению с молодыми супругами — стратегии отвлечения, конфронтативного копинга и дистанцирования.
Такие показатели могут говорить о том, что на первом этапе жизненного цикла семьи молодые супруги еще выбирают для себя наиболее подходящие стратегии совладания с семейными трудностями, стремясь"к сочетанию двух разных стилей совладающего поведения — стиля мужа и стиля жены. В семьях с детьми-подростками при возрастании внутрисемейных и внесемейных требований и обязательств возрастает и активность супругов-родителей в разрешении трудностей, усиливается проблемное ориентирование их совладания. К третьему этапу жизни семьи, когда главная воспитательная функция уже выполнена, силы и ресурсы пожилых суп -рутов уменьшаются, к активному разрешению трудных ситуаций присоединяются эмоциональное переживание, переосмысление, стремление экономить семейные ресурсы. В целом, семьи, участвующие в нашем исследовании, на всех трех этапах жизненного цикла адекватно справляются с семейными трудностями (об этом свидетельствует выявленная нами степень выраженности использования активных, эффективных стратегий совладания, а также достаточный уровень социально-психологической адаптации семей). Тем не менее анализ показал, что наиболее эффективно и проблемно-ориентированно семья справляется с семейными трудностями в середине своего жизненного цикла (семьи с детьми-подростками). Подводя итоги, можно сказать, что существует ряд трудностей семейной жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы, обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не раз -рушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются, используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения. Можно с определенностью сказать, что этап жизненного цикла, на котором находится семья, является важным фактором, определяющим особенности восприятия членами семьи трудностей и воз -можности совладания с ними. СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ Я не верю в людей — только в семьи. К. Витакер Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Среди множества различных вариантов структуры или состава семьи наиболее известно ее разделение на полную (есть мать, отец и дети) и неполную (есть только мать или отец с детьми). Структурный состав семьи зачастую заранее относит неполную семью к группе риска, предполагая, что ее функционирование затруднено. Мы исследовали норматив -ные и экстремальные трудности в неполных и полных семьях, а так -же стили совладеющего поведения семьи. Приведем результаты этого исследования. Сравнивая полные и неполные семьи (воспитывающие детей-подростков с отцом и без отца), мы априори предполагаем, что неполная семья не выступает как условно неблагополучная только из-за неполноты своей структуры, хотя данные большого количества исследований показывают обратное (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н. Дружинин, 2000; А. С. Спиваковская, 1999). В доказательство / опровержение этого мы проанализировали следующие параметры: 1) уровень и тип испытываемых членами се -мей трудностей; 2) характер взаимоотношений в семье; 3) уровень совладания с трудностями родителей и детей в семьях разного типа. Неполнота изучаемых семей произошла вследствие разных при -чин: • потеря, смерть супруга; все семьи, потерявшие отца / мужа, находились в близких отношениях с ним; • развод (в части семей неожиданный, уровня катастрофы), отношения после которого сложились по-разному — от дистантных до дружеских; • самостоятельное воспитание ребенка одной матерью, так называемой «одиночкой». Обе группы семей, в основном, уравнены, хотя имеются различия в уровне материального обеспечения. Существенно они разли- 41 чаются по структуре семьи: полные (с отцом) и неполные (без отца). Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что совладеющее с трудностями (нормативными и экстремальными) поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи. В качестве исследовательских гипотез выдвинуты следующие предположения:. 1. Семьи с разной структурой оценивают как трудные различные ситуации. 2. Совладающее поведение матерей и подростков в полной «неполной семьях различается. 3. Выбор подростками продуктивного или непродуктивного сти -ля совладания с трудностями связан с предпочитаемыми стилями совладания их родителей, а также с реальными родительскими (воспитательными) установками. В качестве методик в исследовании использовались: 1) опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина, включающий шкалы «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарнаягиперсоциализация », « инфантилизация »; 2) опросник CISS (КПСС, или копинг-поведение в стрессовых ситуациях), выявляющий три стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный, эмоционально - ориентиро -ванный, избегание; 3) ASC (юношеская копинг-шкала, специальная форма, 1993), диагностирующая 18 стратегий, объединенных в три общих стиля совладающего поведения: продуктивное совладание, непродуктивное совладание и промежуточный — социальный копинг; 4) шкала школьного гнева (MSAI), измеряющая уровень испы -тываемого гнева (аффективная шкала), враждебности (когнитивная шкала) и тип совладающего поведения у подрост -ков (позитивный копинг — совладание с гневом и деструктивный копинг — деструктивная экспрессия гнева) (P. Boman, Gr. Yates, 2002); 5) полуструктурированное интервью, разработанное с целью определения нормативных и экстремальных трудностей, испытываемых членами полной и неполной семьи; контент-анализ 42. результатов интервью и монографических описаний ситуаций, определяемых членами неполных семей как трудные, стрессо -вые. Анализ трудностей в неполных и полных семьях Полуструктурированное интервью членов неполных семей о жизненных трудностях, пережитых в прошлом и переживаемых в данный момент, а также о том, как они совладают с ними, дало воз -можность проникнуть в мир неполной семьи. Вот пример описанных ими трудных (стрессовых) ситуаций. Пример 1. В своей семье после развода с мужем (9 лет назад) В. А. самой главной проблемой считает свою беспомощность, которая проявляется в неспособности защитить сына от негативных действий взрослых людей. Однако в последнем случае, произошедшим с ее сыном, в отношении которого совершили мораль -нов оскорбление с причинением физической боли, В. А. нашла конструктивный выход, применив свои профессиональные способности журналиста. Надо сказать, что ситуация оказалась трудной вдвойне, поскольку взрослые обидчики явились сотруд -пиками правоохранительных органов. В. А. написала анонимную статью о том, как люди, «занимающие посты», дающие полномочия и права на защиту граждан, используют их против них. Она описала частный случай, произошедший с ее сыном, используя псевдонимы. «После публикации статьи, — говорит В. А., — мне стало легче, потому что я выразила свою обиду и переживания, пусть косвенно, но тем самым я обратила внимание общественности на подобные проблемы и других матерей, таких одиноких (име -ет в виду отсутствие мужской поддержки), как я; теперь мы вместе будем бороться за своих детей». 43 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|