Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57387

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На третьем этапе жизненного цикла семьи зрелые супруги по сравнению с родителями подростков больше предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, а по сравнению с молодыми супругами — стратегии отвлечения, конфронтативного копинга и дистанцирования.
Такие показатели могут говорить о том, что на первом этапе жизненного цикла семьи молодые супруги еще выбирают для себя наиболее подходящие стратегии совладания с семейными трудностями, стремясь"к сочетанию двух разных стилей совладающего поведения — стиля мужа и стиля жены. В семьях с детьми-подростками при возрастании внутрисемейных и внесемейных требований и обязательств возрастает и активность супругов-родителей в разрешении трудностей, усиливается проблемное ориентирование их совладания. К третьему этапу жизни семьи, когда главная воспитательная функция уже выполнена, силы и ресурсы пожилых суп -рутов уменьшаются, к активному разрешению трудных ситуаций присоединяются эмоциональное переживание, переосмысление, стремление экономить семейные ресурсы.
В целом, семьи, участвующие в нашем исследовании, на всех трех этапах жизненного цикла адекватно справляются с семейными трудностями (об этом свидетельствует выявленная нами степень выраженности использования активных, эффективных стратегий совладания, а также достаточный уровень социально-психологической адаптации семей). Тем не менее анализ показал, что наиболее эффективно и проблемно-ориентированно семья справляется с семейными трудностями в середине своего жизненного цикла (семьи с детьми-подростками).
Подводя итоги, можно сказать, что существует ряд трудностей семейной жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы, обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не раз -рушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются, используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения.
Можно с определенностью сказать, что этап жизненного цикла, на котором находится семья, является важным фактором, определяющим особенности восприятия членами семьи трудностей и воз -можности совладания с ними.
СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Я не верю в людей — только в семьи.
К. Витакер
Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Среди множества различных вариантов структуры или состава семьи наиболее известно ее разделение на полную (есть мать, отец и дети) и неполную (есть только мать или отец с детьми). Структурный состав семьи зачастую заранее относит неполную семью к группе риска, предполагая, что ее функционирование затруднено. Мы исследовали норматив -ные и экстремальные трудности в неполных и полных семьях, а так -же стили совладеющего поведения семьи. Приведем результаты этого исследования.
Сравнивая полные и неполные семьи (воспитывающие детей-подростков с отцом и без отца), мы априори предполагаем, что неполная семья не выступает как условно неблагополучная только из-за неполноты своей структуры, хотя данные большого количества исследований показывают обратное (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н. Дружинин, 2000; А. С. Спиваковская, 1999).
В доказательство / опровержение этого мы проанализировали следующие параметры: 1) уровень и тип испытываемых членами се -мей трудностей; 2) характер взаимоотношений в семье; 3) уровень совладания с трудностями родителей и детей в семьях разного типа.
Неполнота изучаемых семей произошла вследствие разных при -чин:
• потеря, смерть супруга; все семьи, потерявшие отца / мужа, находились в близких отношениях с ним;
• развод (в части семей неожиданный, уровня катастрофы), отношения после которого сложились по-разному — от дистантных до дружеских;
• самостоятельное воспитание ребенка одной матерью, так называемой «одиночкой».
Обе группы семей, в основном, уравнены, хотя имеются различия в уровне материального обеспечения. Существенно они разли-
41
чаются по структуре семьи: полные (с отцом) и неполные (без отца).
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что совладеющее с трудностями (нормативными и экстремальными) поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи.
В качестве исследовательских гипотез выдвинуты следующие предположения:.
1. Семьи с разной структурой оценивают как трудные различные ситуации.
2. Совладающее поведение матерей и подростков в полной «неполной семьях различается.
3. Выбор подростками продуктивного или непродуктивного сти -ля совладания с трудностями связан с предпочитаемыми стилями совладания их родителей, а также с реальными родительскими (воспитательными) установками.
В качестве методик в исследовании использовались:
1) опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина, включающий шкалы «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарнаягиперсоциализация », « инфантилизация »;
2) опросник CISS (КПСС, или копинг-поведение в стрессовых ситуациях), выявляющий три стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный, эмоционально - ориентиро -ванный, избегание;
3) ASC (юношеская копинг-шкала, специальная форма, 1993), диагностирующая 18 стратегий, объединенных в три общих стиля совладающего поведения: продуктивное совладание, непродуктивное совладание и промежуточный — социальный копинг;
4) шкала школьного гнева (MSAI), измеряющая уровень испы -тываемого гнева (аффективная шкала), враждебности (когнитивная шкала) и тип совладающего поведения у подрост -ков (позитивный копинг — совладание с гневом и деструктивный копинг — деструктивная экспрессия гнева) (P. Boman, Gr. Yates, 2002);
5) полуструктурированное интервью, разработанное с целью определения нормативных и экстремальных трудностей, испытываемых членами полной и неполной семьи; контент-анализ
42.
результатов интервью и монографических описаний ситуаций, определяемых членами неполных семей как трудные, стрессо -вые.
Анализ трудностей в неполных и полных семьях
Полуструктурированное интервью членов неполных семей о жизненных трудностях, пережитых в прошлом и переживаемых в данный момент, а также о том, как они совладают с ними, дало воз -можность проникнуть в мир неполной семьи.
Вот пример описанных ими трудных (стрессовых) ситуаций.
Пример 1.
В своей семье после развода с мужем (9 лет назад) В. А. самой главной проблемой считает свою беспомощность, которая проявляется в неспособности защитить сына от негативных действий взрослых людей. Однако в последнем случае, произошедшим с ее сыном, в отношении которого совершили мораль -нов оскорбление с причинением физической боли, В. А. нашла конструктивный выход, применив свои профессиональные способности журналиста. Надо сказать, что ситуация оказалась трудной вдвойне, поскольку взрослые обидчики явились сотруд -пиками правоохранительных органов. В. А. написала анонимную статью о том, как люди, «занимающие посты», дающие полномочия и права на защиту граждан, используют их против них. Она описала частный случай, произошедший с ее сыном, используя псевдонимы.
«После публикации статьи, — говорит В. А., — мне стало легче, потому что я выразила свою обиду и переживания, пусть косвенно, но тем самым я обратила внимание общественности на подобные проблемы и других матерей, таких одиноких (име -ет в виду отсутствие мужской поддержки), как я; теперь мы вместе будем бороться за своих детей».
43



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь