Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136606

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На сегодняшний день существует добрый десяток различных теорий по психофизиологии полиграфных проверок. Это обусловлено тем, что при создании той или иной концепции авторы нередко искусственно брали один из социально-психологических или психофизиологических процессов и под него подводили научную базу. Организм человека - комплексная система, и рассмотрение того или иного явления изолированно никогда не решит проблемы в целом. Совершенно некорректно задавать вопрос, что в жизнедеятельности человека является определяющим: головной мозг, сердце или кровеносные сосуды? В вопросе, что является определяющим для жизнедеятельности организма человека, ответ только один - все.
Учитывая ограниченный объем учебника, в сравнительном анализе теорий мы остановимся на некоторых, являющихся, на наш взгляд, наиболее близкими к реальным, проблемах полиграфных проверок.
1. Теория угрозы наказания
В основе этой теории лежит допущение, что состояние, связанное с переживанием за свою судьбу, за будущее, находит отражение в психофизиологических процессах. Человек, совершивший противоправное действие, прекрасно понимает, что в случае разоблачения он будет наказан или штрафом, или лишением свободы на определенный срок, а в особых случаях может быть даже приговорен к пожизненному заключению или смерти. Психически нормальный человек всегда отрицательно реагирует на расставание с частью заработка (уплата штрафа) или ограничение свободы, тем более угрозу жизни. Места отбывания наказаний никогда и нигде не были курортной зоной. Угроза возможности нахождения там вызывает сильное эмоциональное напряжение. Подозреваемый понимает, что желание сотрудничать с правоохранительными и судебными органами облегчит его судьбу, но не гарантирует освобождения от наказания. Попытка обмануть полиграф, отрицая свою причастность к расследуемому преступлению, — это стремление избежать наказания за содеянное преступление. Даже если вероятность спасения практически равна нулю, надежда умирает последней.
В газете «Комсомольская правда» в свое время публиковался подбор фотографий под рубрикой «Мгновенье». На одной из них был запечатлен тигр, в
38
прыжке зависший над зайцем, гибель которого очевидна. В последнее мгновение заяц разворачивается и кидается навстречу тигру. Вероятность благополучного исхода в данной ситуации для зайца может быть одна на сто миллиардов. Но даже фактически нулевая надежда выжить инстинктивно используется животными в минуту смертельной опасности. Известны десятки случаев, когда человек, находясь в экстремальных условиях, делал, казалось бы, невозможное, чтобы сохранить свою жизнь. Аналогичная ситуация, только с разной степенью выраженности, возникает у человека, совершившего преступление и проходящего полиграфную проверку. Если бы каждый из правонарушителей был на 100% уверен в неотвратимости наказания, то преступления сделались бы явлением редким и совершались бы, в основном, психически нездоровыми людьми. Поэтому угроза наказания за совершенное преступление является ведущим (но не единственным) фактором, активизирующим ответные психофизиологические реакции организма человека при проведении полиграфных проверок.
2. Теория активации
В основе этой теории (Борланд, 1998 г.) лежит утверждение, что каждый из задаваемых вопросов или предъявляемых стимулов имеет свою величину активации нервных процессов в организме и, соответственно, будет вызывать определенный уровень ответных реакций. Предполагается, что социально значимый вопрос, связанный с преступлением, значительно сильнее возбуждает нервную систему по сравнению с нейтральными вопросами, не касающимися темы проверки. Например, при расследовании убийства, совершенного ударом ножа в область сердца, на вопрос, выстроенный по классической схеме: Как Вы считаете, чем был убит художник X: выстрелом из гранатомета, ударом бутылки, выстрелом из пистолета, ножом, удавкой и т.д., человек, не владеющий этой информацией, будет практически одинаково реагировать на все слова. Но если ему известен способ убийства гражданина X, он даст повышенную реакцию именно на слово «ножом».
Грань значимого и нейтрального вопросов определяется осведомленностью подозреваемого в деталях преступления. Чем ближе по содержанию вопрос к сути расследуемого преступления, тем сильнее реакция организма, фиксируемая полиграфом.
3. Условно-рефлекторная теория
Человек появляется на свет с рядом врожденных механизмов активации эмоций (Я. Дембовский, 1959 г.). Сильный звук или внезапная потеря равновесия вызывают страх у ребенка. Ограничение его движений вызывает гнев, а легкое поглаживание создает состояние видимого удовольствия. В основе условно-рефлекторной теории лежит жизненный опыт человека, его знания.
39
Субъективное отношение человека к отдельным событиям, предметам не появляется с рождением, а приобретается за счет собственного или чужого опыта. Поэтому в субъективной оценке возможных явлений, событий большое значение имеет приобретенный опыт, который влияет на выраженность эмоционального напряжения.
Организм человека буквально «нашпигован» условными и безусловными рефлексами. К последним относятся пищевой, половой и ряд других. Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизни. Мы бы никогда не боялись раскаленной плиты, если бы не обожглись в детстве или родителям не удалось бы убедить нас в том, что горячо - это больно. Человеку необязательно иметь личный опыт, связанный с совершением убийства, изнасилования, чтобы демонстрировать определенную психофизиологическую реакцию на вопросы, связанные с этими преступлениями. Достаточно понимать, что это зло и оно наказуемо, осуждается обществом, церковью, преследуется по закону и, самое главное — несет негативные последствия лично для человека.
Если у подозреваемого отсутствует критичность сознания, он не понимает противоправности своих действий, антисоциальной сути своего проступка, это может привести к серьезным затруднениям при проведении полиграфной проверки. Как иллюстрация — рассказ одного из американских операторов полиграфа. Он проводил расследование изнасилования. Проведя тщательную полиграфную проверку подозреваемого и не получив каких-либо подтверждений его причастности к преступлению, он был готов написать отрицательное заключение. Однако во время послетестовой беседы, рассматривая повторно фабулу дела, он к своему удивлению и ужасу выяснил, что накануне подозреваемый поссорился со своей жертвой, после чего решил ее напугать. Придя к ней домой, он силой раздел ее, уложил на диван, вступил с ней в половой контакт, сделал несколько движений, встал и заявил: «Если ты будешь и впредь относиться ко мне так, как сейчас, я тебя изнасилую!». Как оказалось, подозреваемый был убежден, что он не насиловал, а просто пугал жертву. Техасский ковбой был уверен, что под изнасилованием подразумевается процесс, завершаемый семяизвержением во влагалище. Он же этого не сделал, а просто попугал жертву. Таким образом, примитивность в оценке своих действий, непонимание социальных последствий поступка привели к отсутствию осознания виновности и, как следствие — отсутствию соответствующих реакций на значимые вопросы.
4. Информационная теория П. Симонова
В 1978 г. П.В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. По утверждению автора, величина эмоционального напряжения, в основном, зависит от трех факторов:
1) потребности в совершении какого-нибудь действия, поступка, измене
40
нии социального положения. Например, желание подозреваемого уйти от уголовной ответственности;
2) информации, необходимой для того, чтобы избежать ответственности за содеянное преступление;
3) имеющегося в наличии объема информации о реальном событии. Математически эта зависимость выражается формулой
Э=П (Ин-Ис),
где Э - степень эмоционального напряжения.
П - потребность в устранении негативных последствий.
Пи - информация необходимая.
Пс - информация существующая.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь