|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20712
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Либидо как означаемое
Фрейд обнаружил, что вся суть симптома в том, чтобы получить удовлетворение, одновременно от него защищаясь. Лакан сделает отсюда вывод, что между наслаждением и защитой существует связь: в наслаждении всегда имеется нечто избыточное, что вынуждает субъекта защищать себя от того самого наслаждения, которого он ищет. Лакан опишет эту связь, противопоставив наслаждение языку, означающему, которое ставит это наслаждение под знак отрицания. Вытесняющим началом оказывается сам язык как таковой. Имя Отца - вот что такое язык. Остается, однако, прибавочное, избыточное наслаждение, выигрыш в удовольствии, Lustgewinn. Все, что говорит Фрейд в промежутке между лекциями XVII и XXIII, подводит нас к одному вопросу: как люди заболевают? Фрейд ставит эту проблему уже в лекции XVII, утверждая, что барьером, препятствием служит не только реальность. Испытывая фрустрацию, либидо отступает и ищет иные способы удовлетворения, но в этот-то момент и возникает внутреннее вето, что-то внутри, что говорит «нет». И Фрейд спрашивает себя: какая же власть накладывает вето на либидинозные устремления? Отсюда и начинается путь к теоретическим построениям 20-х годов. Versagung - отказ, отклонение (просьбы), неудача, фрустрация (нем.) -Прим. ред. Мы видим, что фрейдовское либидо наталкивается в реальности на «Versagung», определенного рода «нет», как и в Я наталкивается на некое вето. Эти отказы или запреты всегда находят свое означающее. Совершенно ясно, что в лекциях «Введения...» есть множество моментов, позволяющих рассматривать либидо как эквивалент означаемого. Очевидно, что либидинозное противостояние эквивалентно семантическому вытеснению. Говоря, например, о пластичности сексуальных влечений, способных перетекать одно в другое, как жидкость в системе сообщающихся сосудов, прослеживая обходные пути, которыми идет либидо, наталкивающееся на запрет, Фрейд показывает, что либидо способно на замещение и смещение, другими словами - метафору и метонимию. Именно отсюда выросли лакановские графы - графы, в которых ему удалось представить в единой концептуальной форме контур речи, с одной стороны, и контур либидо, с другой. Все усилия Лакана, направленные на сочленение, вывод, производство, лежат в обеих этих плоскостях и ориентированы на пути, ведущие в направлении от смысла к тому, что лежит по ту его сторону. Само учение о процедуре «прохода» содержит в себе идею пути. Во-первых, имеется субъект, который предполагается знающим, то есть налицо эффект значения - субъект, предполагаемый знающим (SsS), находится на стороне «Sinn». Отсюда субъект перемещается по направлению к «Bedeutung», к фантазии, через которую он, как предполагается, в дальнейшем проходит. Пятая операция знаменует собой попытку мыслить иначе - уже не в терминах путей и направлений. Она демонстрирует, как говорит Лакан в Семинаре XVII, сродство истины и наслаждения. Как смысл, так и наслаждение, коренятся в бессилии. Он заводит речь о «сладостном смысле» лишь потому, что сам же ставит под вопрос «объект а». Он прямо говорит об этом в Семинаре XX, «Encore» («Еще»). Объект а есть всего лишь проработанная часть наслаждения, фантазийная или семантическая его часть, - часть наслаждения, вплетенная уже в фантазию. Объект а - это ложное Реальное. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|