Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60323

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

в этом направлении и оценить эффект от обучения медитации.
«Цель эксперимента состояла в том, чтобы посмотреть, сможет ли медитация как противоядие от стресса оказать положительное воздействие на иммунную систему. Такой вопрос никогда раньше не ставился в этом контексте. В конце исследования участники прошли вакцинацию. Кроме того, их приглашали в лабораторию, где мы снова надевали им шлемы ЭЭГ, чтобы оценить активность мозга.
Мы сделали то же самое еще раз через четыре месяца. Участники контрольной группы ожидания прошли через такие же процедуры; единственная разница заключалась в том, что они не прошли обучение медитации. Их начали обучать медитации только после завершения всех обследований.
Я хочу поделиться с вами четырьмя открытиями и одним наблюдением, сделанными в результате этого исследования. Первым открытием, как вы можете догадаться, стало сообщение участников из группы медитации о том, что у них снизился уровень беспокойства. Их негативные эмоции стали слабее, а позитивные — сильнее по сравнению с контрольной группой. Но нас особенно интересовало то, будет ли активность мозга меняться так, как мы предсказывали.
Когда всех участников обследовали в первый раз с июля по сентябрь (до того как мы разделили их на группы), в результатах ЭЭГ-измерений активности левой фронтальной части мозга в момент переживания позитивных эмоций не было никаких статистических различий. Но третье обследование, проведенное через четыре месяца после завершения курса обучения медитации,
показало значительное повышение активности левой стороны по сравнению с ее активностью до начала эксперимента».
Чем сильнее был сдвиг предлобной активности влево, тем больше позитивных эмоций испытывали люди после обучения медитации. Но контрольная группа показала противоположные результаты. «Их показатели ухудшились. Объяснить это можно отчасти тем, что мы обещали людям из контрольной группы обучить их медитации, а затем заставили их пройти очень сложное тестирование, и они сердились на нас (совершенно справедливо). Однако в конце концов мы все же организовали для них курс медитации.
А теперь о необычном открытии, которое обрадовало нас больше всего. Ничего подобного никогда ранее не наблюдалось. Мы обнаружили, что в группе медитации иммунная реакция на вакцину от гриппа была сильнее, чем в контрольной группе, — у них повысился иммунитет. Это стало ответом на стресс иммунной реакции; следовательно, можно сделать вывод, что медитация способна заметно повысить эффективность вакцины».
В ходе предыдущих исследований Ричи обнаружил, что люди, у которых наблюдается заметный сдвиг предлобной активности мозга влево, связанный с позитивными эмоциями, помимо прочего, демонстрируют повышенную активность по некоторым параметрам иммунной функции. Эти ранние открытия привели Ричи к догадке, что чем позитивнее настрой человека, тем лучше его иммунная система производит антитела в ответ на вакцину от гриппа.
Участники группы медитации продемонстрировали повышенную реакцию на вакцину от гриппа, и, что самое интересное, чем дальше у человека сдвигалась влево активность мозга, тем сильнее проявлялась положительная реакция на вакцину от гриппа.
Далай-Лама особенно заинтересовался отчетом Ричи об укреплении иммунитета. Он чувствовал, что это соответствовало его собственным представлениям о том, что такие эмоции, как гнев или стресс, вредны для человека.
С другой стороны, спокойствие ума и сострадательное отношение наделяют человека противодействующей, позитивной силой. И все эти открытия были научными: теперь можно было с полным основанием, без апелляции к религии, Богу или нирване, сказать, что вот эти виды эмоций являются вредными, а вот эти — полезными. Это могло стать, как он уже говорил на предыдущих конференциях, дополнительным оружием в арсенале светской этики.
Фрагмент головоломки
Подводя итог, Ричи отметил, что при всей важности этих открытий относиться к ним следовало с осторожностью, поскольку их можно было считать лишь предположительными — в исследовании участвовало слишком мало людей*. Он сказал, что надеется повторить эксперимент, используя ЯМР вместо ЭЭГ на первом этапе; ЯМР позволит произвести замеры глубоко внутри мозга, и тогда они смогут понаблюдать непосредственно за миндалевидным телом. Поскольку данные ЭЭГ отражали только активность левой лобной области, он мог лишь предполагать, что медитация понижает активность миндалевидного тела; ЯМР мог подтвердить это предположение.
Затем Ричи обратился к тому, что его несколько смущало: «В конце каждого дня, как я уже говорил, мы да
* В группе медитации было двадцать три участника, а в контрольной группе — шестнадцать, что говорит о необходимости повторить эксперимент в более многочисленной группе.
вали людям небольшую анкету, в которой они сообщали, сколько времени практиковались самостоятельно. Мы верили в их честность, поскольку некоторые из участников эксперимента заявляли, что никогда не практикуются вне стен класса. Мы проанализировали, как иммунные изменения и изменения в активности мозга соотносились с количеством времени, которое люди, по их словам, тратили на практику. И не обнаружили никакой связи. Ноль».
Далай-Лама предположил: «Может быть, у них улучшились условия работы — их не заставляли слишком напрягаться?»
Ричи продолжил: «Ваше Святейшество, одна из возможностей, которую мы рассматривали, была в том, что люди из группы медитации практиковались спонтанно, в течение дня. Когда они ощущали приближение стресса, они начинали следить за дыханием или фиксировать свои физические ощущения, как их учили в классе медитации».
Далай-Лама поддержал теорию Ричи: «Если их учили вызывать состояние постижения, то такое состояние может проявляться даже в ходе выполнения повседневных обязанностей».
Но есть и другое объяснение. По существу, Дэвидсон обнаружил, что для новичков в медитации одного только посещения восьми занятий по тридцать или сорок пять минут плюс восьми часов медитации в течение однодневного ретрита оказалось достаточно, чтобы произошли заметные изменения в настроении, а также в мозговой и иммунной функциях. Медитация в ходе каждого занятия и во время ретрита означала, что каждый практиковался в течение как минимум четырнадцати часов.
Загадка заключалась в том, что дополнительное время ежедневной медитации, указанное некоторыми уча
стниками группы, по всей видимости, не усилило эти благотворные изменения.
Другими словами, ученые не обнаружили линейной зависимости, в соответствии с которой, например, чем большую дозу лекарства принимает пациент, тем быстрее выздоравливает.
И все же результаты Ричи вполне согласуются с теми, что были получены в рамках исследования влияния физических упражнений на сердечные заболевания у людей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Те, кто никогда не занимался физкультурой, самую большую пользу для здоровья получили, сменив сидячий образ жизни — нулевую физическую активность — на занятия физкультурой по два-три часа в неделю; в науке этот рубеж называется «точкой опрокидывания» и обозначает предел скорости прогресса.
Дополнительные три часа упражнений в неделю приносят сравнительно малую дополнительную пользу. Поэтому возможно, что четырнадцать часов медитации, минимальное количество в рамках курса Кабат-Зинна, были в эксперименте Дэвидсона такой же «точкой опрокидывания» в плане полезности для начинающих медитаторов.
Каким бы ни был ответ, Ричи пора было заканчивать свое выступление: «В завершение, Ваше Святейшество, я хочу сказать, что мы все зарядились энергией и энтузиазмом, — сказал он, тонко намекая на обсуждавшуюся ранее тему благотворных эмоций в буддийской психологии. — И мы надеемся в будущем продолжать такое же плодотворное сотрудничество, которое дает нам возможность использовать важные буддийские идеи и приступить к исследованию долгосрочных изменений мозга и тела, которые могут сделать нас немного счастливее и, может быть, даже немного здоровее».
«Чудесно!» — воскликнул Далай-Лама.
Наша задача — понять состояние разума
К этому моменту стол пер



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь