Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 119 страница



Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54601

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на этот материал. Рубинштейн уточняет: все зависит от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание.
При психологическом анализе любого познавательного процесса, в том числе и памяти, организация и направленность познавательных действий обычно проявляется в соотношении общих и конкретных целей, возникающих у человека при выполнении им какой-нибудь деятельности. В различных работах Рубинштейна и его сотрудников были получены факты, свидетельствующие о том, что формирование общих целей происходит в специальных поисковых аналитических процессах. В их основе лежит вовлечение нового предметного содержания благодаря включению объекта во все новые системы отношений, что обеспечивает непрерывность формирования целей как детерминант процесса решения. Полученные факты позволяют выделить ряд отличий в механизмах образования общих и конкретных целей. В основе образования общих целей (восприятия целостных предметных изображений, запоминания последовательностей вербальных и невербальных единиц и т. п.) лежат расширение зоны поиска, вовлечение нового предметного содержания, оценка возможностей изменения предметной ситуации, перспектив ее преобразования. В основе конкретных целей лежат фиксация зоны поиска, оценка наличных альтернатив фиксированного предметного поля как средств для достижения общей цели. Изменяя в эксперименте соотношение характеристик требуемого, можно косвенно влиять на процессы формирования искомого, смещать акценты при обращении внимания испытуемым на особенности формирующихся у него общих и частных целей деятельности. В частности, таким образом можно способствовать улучшению непроизвольного запоминания.
Неудивительно, что рассмотрение частных психологических вопросов (таких как вопрос о механизмах запоминания) с дея-тельностной точки зрения, увязывание в единое целое всего комплекса проблем потребностей, мотивов, целей, операций, действий, деятельности человека дает Рубинштейну возможность делать обобщения, далеко выходящие за рамки анализируемого в данный момент эмпирического материала: «Воспоминание — это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования лич-
492
ности. Лишь благодаря ей мы оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминания о своем прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания» [97, с. 186].
Стремление российских психологов найти «интегрирующие функции», «системообразующие признаки», «единицы психики», «смысловое целое самосознания» и т. п. вообще характерно для нашей науки и выражает вторую тенденцию в отечественных исследованиях познавательных процессов.
Одним из положений, вызывавшим горячие споры в российской психологической науке, было утверждение о возрастной смене чувственного познания логическим. Бесспорные факты постепенного усложнения процессов перцепции объяснялись некоторыми психологами (в частности, из школы Л.С.Выготского) тем, что обобщающе-абстрагирующие функции мышления и обозначающие функции речи строят чувственный опыт преимущественно из материалов прошлого опыта. Чем старше ребенок, тем больше в его перцепции апперцепции; соответственно уменьшается вес якобы завершивших свое развитие ощущений, т. е. непосредственного отражения предметов и явлений в чувственных образах. Например, в истории психологии мышления на передний план всегда выдвигалась проблема перехода от конкретных форм мыслительной деятельности к абстрактным, при этом сенсорно-моторный интеллект выступал главным образом в качестве исходной, начальной формы, и, сыграв свою роль как временная опора абстрактного мышления, затем исчезал из поля зрения исследователей.
Особенно отчетливо расхождения в точках зрения проявлялись в выделении различными психологами двух прямо противоположных аспектов познавательной деятельности человека. Одни исследователи подчеркивали способность человеческого интеллекта к узнаванию, основанному прежде всего на данных органов чувств. Они считали, что именно включение неизвестного содержания в прошлый опыт ведет к познанию неизвестного. К таким ученым относились прежде всего ассоцианисты, которые абсолютизиро-
493
вали механизм замыкания, применяя его ко всем без исключения психическим явлениям (впоследствии немалую роль в укреплении такой научной позиции сыграла павловская рефлекторная теория). Другие психологи были склонны подчеркивать доминирующую роль противоположного аспекта познавательной деятельности: «разрывание», размыкание привычных связей, преодоление барьеров ригидного прошлого опыта. Именно это, по их мнению, дает возможность субъекту увидеть что-то новое в познаваемой действительности, преодолеть шаблоны мышления, «сломать» привычные ходы мысли.
Проблема соотношения чувственных и логических компонентов познания особенно отчетливо проявилась в дискуссии о воображении, которая развернулась в советской психологии в 1960 — 1970 г.г. Основной причиной возникновения дискуссии оказалось стремление некоторых ученых относить нелогические компоненты мышления к воображению. Вторая причина — недостаточная изученность природы и механизмов нелогических процессов и их связей с творческой стороной мышления. Одни исследователи относили все нелогические процессы в мышлении к интуиции, называя творческий аспект мышления (порождение идей) воображением и рассматривая его как один из видов интуиции. Другие имели тенденцию отождествлять все нелогические процессы, происходящие в мышлении, с воображением. Третьи считали, что нелогические компоненты мышления необходимо рассматривать как собственно мыслительные процессы и нет никаких оснований для отнесения их только к воображению.
Интересные исследования в этой области на материале художественного творчества были проведены О.И.Никифоровой. По ее мнению, «воображение направлено на познание образов желаемого, возможного, будущего или образов того, что отсутствует в опыте данного человека, но что может быть воссоздано им по каким-либо данным. Психическим продуктом процесса воображения является создание объективно новых или частично новых образов, выражающих желаемое, возможное, будущее, или — субъективно новых образов, позволяющих субъекту познать то, чего он сам не воспринимал» [85, с. 69].
В этом определении воображение, несомненно, соотносится прежде всего с образами, чувственной стороной познания. Никифорова считала, что воображение осуществляет весьма важную и специфическую функцию в жизни людей, которой не вы-
494
полняют другие психические процессы. Воображение расширяет возможности познания чувственной, наглядной стороны действительности: не только путем непосредственного опыта через восприятие, но и посредством построения образов на основе тех или иных данных (например, воссоздание образа предмета по чертежу, создание художественных образов при чтении литературного произведения и т. д.). «При таком понимании воображения оно достаточно четко отделяется от мышления, которое направлено на познание взаимосвязи явлений и их сущности и которое продуцирует понятия, системы понятий, идеи. Отчленяется воображение и от образной памяти, так как сколько бы сильно ни перерабатывались в памяти образы действительности, они никогда не отражают возможного, будущего и никогда не превращаются в образы реально существующих предметов, с которыми субъект не сталкивался в своем личном опыте» (там же).
В проведенных под руководством Никифоровой экспериментальных исследованиях испытуемым, в частности, предъявлялись фотографии старинных армянских архитектурных памятников. Изучались процессы формирования образных обобщений и их роль в процессе воображения. Никифорова считает, что эксперименты обнаружили тесную связь образных обобщений с мышлением. Несмотря на то что перед испытуемыми ставилась задача создать типический образ рассматриваемых объектов, а не понятие о них, в ходе эксперимента одновременно с формированием образного обобщения у них формировалось и определенное понятие об армянской архитектуре. Понятие влияло на содержание и качество восприятия снимков: в изображенных объектах выделялись прежде всего их чувственные особенности, выражающие существенные признаки понятия. В результате образные обобщения в чувственной форме отражают понятие и становятся как бы эквивалентными ему.
Создаваемые испытуемыми рисунки отражают сущность увиденных объектов. На основании анализа рисунков Никифорова делает вывод о том, что новый образ есть ни что иное, как комбинация, состоящая из элементов образов ранее воспринятых предметов. Она пишет: «Однако «ходы» воображения, наблюдавшиеся у наших испытуемых, не были ни сознательными операциями комбинирования, ни логическими рассуждениями, ни операцией анализа через синтез, являющимися, по С.Л.Рубинштейну, сутью процесса мышления. Процесс воображения начинался с возникновения замысла. Он возникал под влиянием
495



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Поддьов Н.Н. и др. Развитие мышления и умственное воспитание.
  • Рыбкина Инна Владимировна. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Обсессивное мышление; obsessional thinking
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Билеты вежливости в театр».
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Холина Н.А. «Алиса в Зазеркалье». На качелях символизации
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Пушменкова Татьяна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра «Мы геологи»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Лазаренко Наталья Николаевна. Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Махлакова Дарья Николаевна. ПЛАН по самообразованию. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Мышление; thinking
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь