|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379693
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приложение 14.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ГОМОФОБИЯ: ГДЕ ЕЕ КОРНИ! Большую тревогу вызывают данные исследований, свидетельствующие о том, что враждебность в отношении сексуальных меньшинств гораздо более сильна, чем неприязнь к другим группам. В ходе проведенного опроса три четверти гомосексуалистов заявили, что постоянно подвергаются словесным оскорблениям со стороны окружающих, и каждый четвертый сообщил о том, что оказывался жертвой физического насилия. «Власти дают отпор малейшим проявлениям расовой и религиозной нетерпимости, но при этом полностью игнорируют проблему гомофобии», — говорит Мэтт Форман (Matt Foreman), исполнительный директор программы «В защиту гомосексуалистов Нью-Йорка» (New York City Gay и Lesbian Anti-Violence Project). Исследование, проведенное в 1988г. по заказу правительства властями штата Нью-Йорк, убедительно показало, что из всех меньшинств «наибольшую нетерпимость со стороны общества испытывают на себе геи и лесбиянки». Как сообщается в докладе Комиссии по проблемам сексуальных меньшинств, самым тревожным открытием явился тот факт, что опрошенные подростки, неохотно признаваясь в неприязненных чувствах по отношению к представителям расовых и этнических меньшинств, в то же время не скрывают брезгливости по отношению к гомосексуалистам. Для большинства населения геи и лесбиянки служат своего рода «легитимными изгоями», которых можно безбоязненно и безнаказанно травить. В ходе данного опроса (в нем приняли участие 2823 ученика с 8 по 12 класс) три четверти мальчиков и половина девочек заявили, что не хотели бы жить по соседству с геем или лесбиянкой. Гомофоби-ческие настроения были одинаково сильно выражены как среди двенадцатилетних, так и среди семнадцатилетних подростков. Многие учащиеся, отвечая на вопросы, позволяли себе непристойные замечания в адрес гомосексуалистов, чего не наблюдалось, когда речь шла о других социальных меньшинствах. Источник: Goldman, D. (1990, July 10). Homophobia: Scientists find clues to its roots. The New York Times, C-1. Элементы дискриминации неизбежны в ситуации приема на работу. Служебные обязанности предъявляют к человеку определенные требования, и работодатель обязан произвести отбор кандидатов, отдавая предпочтение тем из них, которые в большей степени удовлетворяют этим требованиям. Человек, закончивший компьютерные курсы и имеющий навыки программирования, имеет больше шансов получить работу программиста, чем самый опытный и добродетельный сантехник. Такого рода дискриминация предполагает определенную степень предвзятости, но в основе ее лежат обоснованные и справедливые требования. Как правило, мы говорим о дискриминации, когда сталкиваемся с несправедливостью, когда ощущаем присутствие негативной установки. Если работодатель при отборе отдает предпочтение претендентам, которые закончили то же учебное заведение, в котором учился он сам, такой работодатель поступает предвзято и несправедливо. Обширные познания, богатый опыт и способности при этом не принимаются им в расчет. Такого рода несправедливость можно наблюдать не только при приеме на работу, но даже в судопроизводстве, когда присяжные и судьи выносят решения, руководствуясь теми или иными предубеждениями. Те, кому приходилось пройти процедуру отбора присяжных заседателей, знают, какой это мучительный процесс. Адвокаты истца и ответчика подолгу расспрашивают каждого присяжного, надеясь, что дискриминация сторон будет либо минимальной, либо в пользу той стороны, которую они представляют. Допустим, некий мужчина подал в суд на хозяина пуделя, искусавшего его сына. Понятно, что его адвокат стремится к тому, чтобы среди присяжных обязательно оказались родители, дети которых так или иначе пострадали от собак. И наоборот, адвокат ответчика сделает все возможное для того, чтобы в качестве присяжных выступили владельцы собак и члены общества охраны животных, склонные скорее защищать собак, нежели покусанных детей. Люди, как правило, не осознают своих предубеждений или не хотят признаваться в них. Бахр и Чэдвик (Bahr, Chadwick, 1974) опрашивали белых американцев, выясняя их отношение к индейцам. Почти все опрошенные заявили, что культура индейского населения должна стать частью общеамериканской культуры, но в то же время подавляющее большинство родителей отметили, что не приветствовали бы дружбу своего ребенка с индейскими детьми. И другой пример. Каждый из нас слышал заявления медиков о том, что любой человек имеет право на необходимое медицинское обслуживание, но, согласно данным Комиссии по этическим судебным делам, такие хирургические операции, как операция аортокоронарного шунтирова-ния или траснсплантация органов, по-прежнему остаются недоступными для черных американцев. Дискриминация (oт лат. discriminatio — различение): явление, основанное на естественном стремлении различать людей и явления, категоризи-ровать и классифицировать их для удобства обращения. Рис. 14.1. Похоже, перед нами победитель. Но честной ли была борьба? Очевидно, что своими корнями дискриминация уходит в широко распространенные предубеждения. Как бы яростно ни охранял закон граждан от дискриминации на основе сексуальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности, предубеждения пока берут верх. Так, работодатель, под давлением закона принявший на работу неугодного ему человека, впоследствии вынудит его уйти, предъявляя к нему непосильные требования. Самые гуманные законы не в состоянии отменить общественные предубеждения в отношении той или иной группы людей. Вспомните хотя бы Закон о гражданских правах 1964 года. Он гарантировал всем гражданам США равные возможности трудоустройства, но не смог защитить женщин от дискриминации в уровне оплаты труда и при продвижении по службе. Осмысленная дискриминация: Дискриминация, в которой деление людей на категории осуществляется на основе объективных суждений. Очевидно, что антидискриминационное законодательство само по себе не в состоянии запретить дискриминацию. Лангер, Бэшнер и Крэновиц (Langer, Bashner, Cranowitz, 1985) провели эксперимент с учениками шестых классов, в котором обучали детей производить отбор на основе объективных данных. Исследователи назвали эту процедуру осмысленной дискриминацией. Они побуждали детей к творческому мышлению и осмысленным суждениям. Ученикам предлагалось обсудить проблему физических увечий. В ходе обсуждения дети определяли, какие ограничения накладывает на человека тот или иной физический недостаток и в каких видах деятельности он может оказаться полезным. Так, например, исследователи, показав детям фотографии двух мальчиков, один из которых сидел в инвалидной коляске, а другой не имел видимых физических недостатков, спрашивали, с которым из мальчиков они предпочли бы помериться силами в шахматах, в футболе, в состязаниях «колясочников». Затем исследователи сравнили ответы экспериментальной группы детей с ответами других шестиклассников, которых не обучали методу «осмысленной дискриминации». Выяснилось, что ответы первых гораздо более адекватны, то есть основываются на объективных данных. Наверное, разработчикам школьных программ стоит обратить внимание на этот метод, позволяющий научить детей осмысленным, непредвзятым суждениям. Есть еще один творческий метод воспитания, который можно с успехом применять в начальных классах школ со смешанным этническим составом учащихся. Это разработанная Аронзоном (Aronson, 1987) методика мозаичного класса, научающая детей разных национальностей взаимодействию друг с другом. В ходе проводившегося эксперимента класс был разделен на несколько групп, в каждую из которых вошли представители разных рас и национальностей. Учитель снабжал каждого ученика какой-то важной частью информации по изучаемой теме. Чтобы выполнить задание, группа должна была свести воедино всю имеющуюся информацию — точно так же, как собираются кусочки мозаики для того, чтобы получилась картинка. Совместная работа способствовала общению и установлению взаимопонимания между детьми, дети научались ценить знания и умения людей, не похожих на них. Иногда можно наблюдать, как человек пытается побороть свои предрассудки. Он из кожи лезет, лишь бы доказать, что мыслит непредвзято. Результатом таких усилий может стать обратная дискриминация, то есть дискриминация в пользу той группы людей, которая вызывает у него негативные чувства. Представьте мужчину, неприязненно относящегося к своим чернокожим согражданам. По долгу службы ему часто приходится ездить в командировки. В самолете он предпочитает просматривать документы и бумаги, не обращая внимания на сидящих рядом с ним людей. Но однажды его соседом оказывается чернокожий американец. Хотя обычно наш герой не заводит разговоров с попутчиками, на этот раз он затевает беседу с соседом, опасаясь, что, если не выкажет своего расположения, тот может счесть его расистом. Часто случается так, что человек, старающийся преодолеть свои предубеждения, демонстрирует поведение, обычно несвойственное ему. Любопытно, что такого рода поведение в самом деле помогает преодолеть то или иное предубеждение. Так, вполне вероятно, что описанный нами человек за беседой обнаружит в своем соседе интересную личность, научится видеть в собеседнике человека, а не представителя определенной группы людей. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|