Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60930

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ий локус (средоточие) их эмоциональных состояний, невозмутимость, менее подверженная жизненным взлетам и падениям. Со временем, как учит абхидхарма, настроения медитатора будут все больше и больше зависеть от внутренней реальности, а не от внешних событий.
Сукха — это санскритское название ощущения внутреннего удовлетворения и спокойной радости, которое не исчезает, несмотря на любые внешние обстоятельства. Сукха отличается от обычного счастья или удовольствия, которые, как правило, зависят от происходящих событий. В этом отношении сукха, похоже, представляет собой отражение сдвига предлобной активности в левую сторону, то есть в высшей степени позитивную «контрольную точку».
С точки зрения абхидхармы «все словесные формулировки неправильны», как провокационно заметил Будда, поскольку они подвержены искажениям и смещениям восприятия под воздействием деструктивных эмоций. По контрасту состояние совершенного благополучия — это такое состояние, в котором не пробуждаются никакие деструктивные эмоции и умом управляют позитивные состояния, такие как сострадание, милосердие и невозмутимость.
Когда я впервые изучал модель духовного здоровья по абхидхарме, еще будучи аспирантом кафедры клиничес
кой психологии в Гарварде, эта концепция мне очень понравилась. Это была модель позитивной психологии человеческого развития, которая выходила за пределы большинства теорий, превалирующих на Западе. Но хотя она привлекала меня как некий идеал, в то же время казалась далекой от реальности. Теперь, когда эксперимент с геше позволил зафиксировать исключительно позитивный сдвиг в предлобной области, такой уровень человеческого развития показался мне реальной возможностью.
Должен заметить, что многие из моих знакомых отличаются позитивным, оптимистическим настроем, что свидетельствует о таком сдвиге влево. Собственно говоря, сам Ричи кажется мне одним из самых жизнерадостных людей, с которыми мне доводилось встречаться. Когда я однажды спросил, в какой точке на шкале счастья можно расположить его соотношение активности левой и правой доли, он сказал: «Я определенно окажусь на левой стороне — правда, далеко от трех стандартных отклонений, которые показал геше».
И все же здесь остается множество важных вопросов. Является ли уникальность геше, скажем, генетической случайностью или показатели его мозга отражают продвижение по шкале позитивности, на которое может надеяться любой из нас?
Следующая часть презентации Ричи была посвящена как раз этому моменту.
Биотехнологии и древняя техника
Хотя результаты геше оказались поразительными, Ричи отметил, что они были зафиксированы всего у одного человека — и притом очень необычного человека. Могут ли такие же изменения в активности мозга наблюдаться у обычных людей? Чтобы ответить на этот вопрос,
он и его коллеги решили обследовать работников одной биотехнологической корпорации*.
«Из-за интенсивной конкурентной борьбы в сфере разработки и продажи новых продуктов биотехнической индустрии, — сказал Дэвидсон, — работникам этих корпораций часто приходится работать в условиях очень жестких рамок. Даже в самые лучшие времена они жалуются на огромное количество стрессов. Поэтому мы почувствовали, что можем не только провести эксперимент, но и принести людям пользу».
Ричи призвал на помощь Джона Кабат-Зинна из Мас- сачусетского университета. Он объяснил свое решение так: «На Западе у Джона, возможно, имеется больше опыта в использовании секуляризованных методик медитации постижения и обучении этим методикам самых разных групп населения. Джон с большим энтузиазмом отнесся к идее сотрудничества; он согласился прилетать из Массачусетса в Мэдисон, штат Висконсин, каждую неделю на протяжении десяти недель, чтобы лично проводить обучение.
Состав участников определили в июле, после того как мы приняли заявки от работников компании, которые хотели научиться медитации. До начала занятий все участники прошли обследование мозга на ЭЭГ в нашем университете. Кроме того, мы проводили оценку состояния и других биологических систем. После завершения предварительного обследования, в сентябре, участников по случайному принципу определили в „контрольную группу ожидания", сказав им, что мы не можем сразу обучить всех. Их обещали включить в группу обучения медитации позже».
* Дэвидсон Р.Дж. и др. Изменения в мозге и иммунной функции, вызванные медитацией постижения (R.J. Davidson et al., «Alterations in Brain and Immune Function Produced by Mindfulness Meditation». Psychosomatic Medicine), готовится к печати.
Далай-Лама попросил пояснить: «Вы поступили так, потому что у вас действительно не хватало мест, или намеренно?»
«Это было сделано намеренно, — объяснил Дэвидсон, — чтобы у нас была группа для сравнения. Все показатели обеих групп перед началом занятий были одинаковыми. Когда мы проводили предварительное обследование, то сами не знали, кто попадет в группу медитации, а кто останется ждать в контрольной группе.
Затем группа медитации прошла стандартное обучение по методике Джона Кабат-Зинна. Оно включает одно двух- или трехчасовое занятие в неделю на протяжении восьми недель плюс однодневный ретрит*. С согласия председателя правления работники могли брать отгулы на посещение занятий».
Услышав это, Далай-Лама широко улыбнулся — он явно одобрял политику компании.
«Мы оборудовали в компании очень уютную комнату для медитации. После шести недель занятий был проведен однодневный ретрит в полной тишине. В дополнение к этому каждого участника просили по сорок пять минут в день практиковаться самостоятельно. В конце каждого занятия все участники заполняли небольшую анкету, честно сообщая о том, сколько они на самом деле практиковались. Этих анкет не показывали Джону Кабат-Зинну, пока не закончился курс обучения; они были предназначены для дальнейшего анализа. Обучение закончилось в середине ноября; мы намеренно организовали обучение осенью, потому что в самом конце курса всем, кто входил в группу медитации и в контрольную группу ожидания, должны были сделать прививку от гриппа».
* Курс включает успокаивающую медитацию на дыхании, а также медитативное наблюдение за ощущениями во всем теле. Подробности обучения см.: Кабат-Зинн Дж. Полная катастрофа в жизни (Jon Kabat-Zinn, Full Catastrophe Living. New York: Dell, 1990).
Прививки от гриппа были такими же, какие врачи предлагают пациентам каждый гриппозный сезон. «И в чем же был смысл прививок?» — поинтересовался Далай- Лама.
Дэвидсон объяснил: «Отбирая образцы крови в разные моменты после вакцинации, мы получаем данные о функционировании иммунной системы реципиента. Таким образом мы можем определить, оказывает ли медитация какое-либо воздействие на иммунную систему.
В связи с этим можно вспомнить одну анекдотическую историю, которая не получила широкой огласки. Когда Соединенные Штаты отправляли войска в Персидский залив для проведения операции „Буря в пустыне", всем солдатам перед отправкой была введена вакцина от гепатита А. Но выяснилось, что у многих солдат в ответ на вакцину не происходила сероконверсия — то есть они получали вакцину, но она не работала. По одной из гипотез, это произошло потому, что стресс был настолько сильным, что подавил их иммунную систему — поэтому нормальной иммунной реакции на вакцину не последовало.
Кроме того, недавно были опубликованы результаты одного исследования, свидетельствующие о том, что у родственников, которые ухаживают за пациентами с тяжелой формой болезни Альцгеймера, наблюдается очень плохая реакция на вакцину от гриппа*. Вот откуда мы знаем, что стресс способен оказывать сильное воздействие на иммунные препараты».
Помимо прочего, как свидетельствовали данные собственных исследований Дэвидсона, повышенная активность в левой предлобной области однозначно указы
* Киколт-Глейзер Дж. и др. Хронический стресс изменяет иммунную реакцию на вакцину от вируса гриппа у людей старшего возраста (J. Kiecolt- Glaser et al., «Chronic Stress Alters the Jmmune Response to Influenza Virus Vaccine in Older Adults». Proceedings of the National Academy of Science of the United States of America 93, 7 (1996): 3043-7).
вает на то, что иммунная система человека будет лучше реагировать на вакцину и выработает большее количество противогриппозных антител. Но в данном исследовании он хотел сделать следующий шаг



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь