Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50371

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сообщая ключевую информацию, позаботьтесь о мотивации ее восприятия, вызовите интерес к ней, зародите в сознании слушателя познавательный вопрос. Не упускайте из виду пол, возраст, профессиональную компетентность и общий культурный уровень слушателей. Говорите с ними на привычном для них языке, не прибегая, конечно, к вульгарности и примитивизму. Избегайте официальной фразеологии.
Следите за реакцией ваших слушателей, корректируйте свою речь на основе обратной связи. Держитесь уверенно даже при неприятных репликах. Не вступайте в дискуссию по случайным репликам. Никогда не говорите, что вы малокомпетентны в излагаемой вами проблеме. Ничто не должно принижать вашего достоинства. Владейте собой во всех острых жизненных ситуациях. Не создавайте конфликтных ситуаций своим поведением. Мягко парируйте замечания и возражения, прибегая к приемам условного согласия ("Да, но..."), эластичной обороны (отсроченный ответ на острый вопрос в благоприятной для вас ситуации). Не возражайте грубо, не прибегайте к унижению личности оппонента. Не делайте унижающих вас сравнений. Каждый человек обладает уникальными достоинствами. Остерегайтесь навязчивых сомнений. Отстраняйте от себя все, что скрывает свет вашего бытия. Добивайтесь высокого качества своих чувств и размышлений. Не заостряйте внимание на мелочах, зависти и обидах. Не бойтесь ничего – страх деформирует психику. Оставайтесь самим собой в каждый момент вашего бытия. Превратите ваше сознание в цветущий благоухающий сад, а не в поле боя. Помните: ваша самая большая победа – изгнать из себя дракона, водворить в душе мир и спокойствие. Возникающая при этом положительная психическая энергия сама обеспечит вам благоденствие. Ваш личный подвиг – освобождение себя из плена низменных страстей и побуждений.
Общаясь с людьми, не предъявляйте к ним повышенных требований, будьте снисходительны и терпеливы. Не отягощайте их своими чрезмерными желаниями и претензиями. Не навязывайте им своего контроля. Не вносите в новые ситуации эхо прошлых отношений. Мягко предотвращайте неугодные вам действия, избегайте грубых контактов с окружающими вас людьми. Сделайте благом ваше пребывание среди них. Ваши межличностные отношения в ваших руках.
"То, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира", – говорили древние мыслители. Крайне легкомысленно лишаться чего-либо внутри себя ради сомнительного внешнего выигрыша.
Разумное самоограничение способствует душевному спокойствию. И, как говорил Цицерон, счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе самом видит все. Чем больше человек значим для себя, тем менее он зависит от мнения других людей. Врагом же душевного спокойствия является зависть. Человек с гипертрофированным вниманием к успеху других обречен на несчастье. Следует больше думать о тех, кому живется хуже, чем нам. Свои же неприятности лучше преуменьшать, чем преувеличивать.
Воздействовать на других людей лучше всего, признавая их достоинства и успехи. Люди лучше работают и примернее себя ведут не в обстановке жесткой критики, а в обстановке доброжелательности. Добрые слова признания заслуг и достоинств волнуют сердца людей. Порицание, недовольство, назидание снижают тонус жизнедеятельности и могут вызвать эффект бумеранга – активное противодействие, усиление того, что порицается.
Как говорит американский психолог Дейл Карнеги, на крючок нужно насаживать не ту наживку, которую мы сами любим, а ту, которую любят рыбы. Человек может сделать что-либо лишь в том случае, если он сам захочет этого. Влиять на поведение человека можно лишь через формирование его желаний. Заставить захотеть – такова аксиома эффективного воздействия. А для этого необходимо нравиться людям, искренне интересуясь их проблемами. Неудачники, как правило, те, кто интересуются только собой. Интересуйтесь жизнью людей, их здоровьем, удачами и проблемами, радостями и печалями. Люди интересуются вами лишь тогда, когда вы интересуетесь ими.
Общение лучше начинать с того, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногласий на конец беседы. С самого начала разговора побуждайте собеседника к утвердительным репликам, избегайте того, что может вызвать отрицательные реакции. "Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути", – гласит китайская мудрость. Моделируйте смысловое поле и психическое состояние партнера по общению. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений. Ставьте себя на место партнера, хорошо уясните его позиции и аргументы. В ситуациях недоразумения дайте возможность партнеру спасти его престиж, укажите на его несомненные достоинства, переключите его внимание на недавние удачи. Не говорите о людях плохо, создавайте им хорошую репутацию. Сами же не сгибайтесь под грузом прошлых ошибок, не убивайтесь досадными мелочами жизни. Не позволяйте мелочам сокрушать ваше благополучие.
Оптимальная стратегия поведения проста – достигать полезные и не вредящие другим людям цели и избегать всего того, что может иметь неблагоприятные последствия, просчитывая все возможные последствия своего поведения. Взвешивая возможные приобретения и утраты, стремитесь сохранить достигнутое, не жертвуйте им ради призрачных мечтаний. Не бойтесь и оправданного риска. Учитывайте все существенные условия своего возможного поведения; придерживайтесь своей иерархии ценностей и целей – знайте, что главное и необходимое, а что возможное, но второстепенное. Будьте сдержаны и умерены во всем – в потреблении и даже в общении с людьми, проявляя наибольшую активность в стратегически значимых направлениях. Не идите на поводу ситуаций – осуществляйте над ними личностный контроль. Неизменно проявляйте твердость в реализации нравственных принципов поведения. Не потворствуйте глупости и безнравственности. Не позволяйте обстоятельствам "навязываться" своей личности – всегда идите своим курсом. Общению с микросоциумом предпочитайте общение с макросоциумом. Обособляйтесь – не будьте похожим на рисовое зерно, на винтик в системе неведомой для вас машины. Но и не возгордитесь. Будьте смиренны в независящих от вас тяжелых обстоятельствах. Властвуйте над мотивами своего поведения; изменяйте мотивацию поведения, не приносящего успеха. Опасайтесь защитных мотивов – формального самооправдания своего негативного поведения. Адекватное поведение не нуждается в формально-смысловых подпорках. Не создавайте себе излишних проблем, избегайте суеты и псевдоактивности.
Не сваливайте свои неудачи на обстоятельства и других людей – анализируйте и совершенствуйте свое собственное поведение. Твердо отбрасывайте все то, что вредит вашему благополучию. Но своего благополучия не достигайте за счет интересов других людей. Будьте чутким к поведению других людей, не обижайте их своим равнодушием, однако и не навязывайте им своих моделей поведения. Избегайте властности, менторства и критиканства. В "судебных прениях жизни" выступайте в качестве защитника, а не обвинителя. Не предъявляйте претензий к другим людям, не обременяйте себя грузом обид. Проявляйте во всем жизненную мудрость. Умный, как известно, ищет выход из трудной ситуации; мудрый не попадает в нее. Зорко освещайте своим разумом путь, по которому идете. Многих жизненных невзгод можно избежать, если своевременно предвидеть их. Идите по широкой дороге Жизни, не соблазняйтесь сомнительными обходными путями. Будьте психически устойчивым, спокойным и уравновешенным, ни при каких обстоятельствах не теряйте себя. Точно определяйте меру реакции на различные события, не впутывайтесь в мелочные и недостойные ситуации. Личностно господствуйте над любой ситуацией.
В случае возникновения разногласий и создания напряженной эмоциональной обстановки избегайте словесной фиксации соответствующего эмоционального состояния партнера, не прибегайте к негативным личностным оценкам. Используйте релаксационные речевые воздействия. Замолчите, если чувствуете, что сами теряете контроль над собой. Держите паузу, пока партнер "перекипит". Сбивайте негативные эмоции неожиданным воздействием (вспомните, как вы с партнером летом катались на лодке или ходили в баню). В случае вашей неправоты или оплошности не стесняйтесь извиниться. Оставайтесь победителем напряженных ситуаций, не закапывайтесь в их обломках. Анализируйте и знайте причины неадекватного поведения партнера. Помогайте ему возвращаться на объективные позиции. Своевременно предупреждайте возможные напряжения в межличностных отношениях. Помните, что ничто так высоко не ценится, как вежливость и доброжелательность. Владейте искусством понимания других людей.
Помните, что и от вашей социальной коммуникабельности зависит то, какой стороной своего характера повернется к вам взаимодействующий с вами человек.

Проверьте свои коммуникабельные способности

Тест для самоанализа коммуникативных качеств

На предлагаемые вопросы следует ответить: "да", "иногда", "нет". "Цену ответа" ("да" – 2 очка, "иногда" – 1, "нет" – 0) проставьте карандашом в каждом пункте, а затем сложите и узнайте ответ в конце теста.
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь