Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61395

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ного тела. Экспериментально доказано, что миндалевидное тело имеет очень большое значение для некоторых видов негативных эмоций, и мы знаем, что отдельные участки лобных долей способны понижать его активность. С помощью этого механизма мы можем изменить мозг, сделав акцент на позитивных реакциях».
«Вы имеете в виду, — спросил Далай-Лама, — лекарства, которые помогли бы ослаблять негативные эмоции, то есть изменять эмоции, вызывая изменения в мозге?»
«Это хороший вопрос, — ответил Ричи. — Здесь есть одна проблема: таблетка меняет химический состав всего мозга». Другими словами, поскольку лекарственные препараты влияют на работу химических систем, которые отвечают за функции всего мозга — и остальных частей тела, — они неизбежно вызывают нежелательные побочные эффекты. Медицина, конечно, смиряется с этим, считая их ценой за лечение.
«А может, это будет электрическое воздействие или ка- кие-либо другие виды медицинского вмешательства?» — снова спросил Далай-Лама.
«Лично я собираюсь заняться изучением возможности изменения мозга с помощью медитации», — ответил Ричи.
Но сначала он обратился к новым видам медицинского воздействия и рассказал о методике стимуляции мозга с помощью специального мощного магнита, который устанавливается в непосредственной близости от мозга и индуцирует в нем электрические токи. Несколько групп исследователей обнаружили, что использование этого устройства для стимуляции левой лобной доли у депрессивных пациентов ослабляет симптомы болезненного состояния*.
* Джордж М.С., Нахас 3., Моллой M., Спир A.M., Оливер H.K., Ли Кс.Б., Арана Дж.У., Риш С.К., Балленджер Дж.К. Контролируемое испытание повседневной активности левой предлобной коры с помощью магнитного стимулятора при лечении депрессии (M.S. George, Z. Nahas, M. Molloy, A.M. Speer, N.C. Oliver, X.B. Li, G.W. Arana, S.C. Risch, and J.C. Ballenger, «А Controlled Trial of Daily Left Prefrontal Cortex TMS for Treating Depression». Biological Psychiatry 48, 10 (2000): 962-70).
Однако у этого метода есть некоторые ограничения, а самый серьезный недостаток — он вызывает острые головные боли в течение часа или двух после каждой процедуры. Чтобы добиться результатов, нужно проводить две или три процедуры в неделю на протяжении двух месяцев.
«Может ли это привести к интеллектуальной деградации, ослаблению мыслительных способностей или ухудшению других ментальных функций?» — спросил Далай- Лама.
«Пока еще мы не знаем, — ответил Ричи. — Длительные исследования пока не проводились. Лично я предпочитаю использовать другие методы, основанные на внутреннем воздействии».
«Да, все же они безопаснее», — согласился Далай- Лама.
Сдвиг темперамента
Ричи продолжил: «Целую неделю, Ваше Святейшество, мы говорили о том, как в негативной ситуации темперамент заставляет некоторых людей реагировать активно и немедленно. Это называется автоматической реакцией. Момент, когда эмоцию очень трудно остановить после того, как ее механизм уже запущен, Пол Экман назвал рефрактерным периодом. Находясь во власти эмоции, человек плохо воспринимает новую информацию.
Один из способов разрушения автоматических негативных эмоций заключается в выработке специальных навыков. Это даст человеку возможность выдержать паузу и сократить рефрактерный период, а также точнее распознать момент возникновения эмоции, чтобы от нее можно было избавиться до наступления негативных последствий.
и
Медиальная область лобной коры, обозначенная затенением, — это 1:1 участок предлобной коры, имеющий самые тесные связи с миндалевид- • 1 ным телом.
;.f Когда мы говорили о когнитивной реструктуризации,
•>' вы, Ваше Святейшество, предоставили очень ценную для У нас, западных ученых, информацию. Например, меня очень заинтересовало упоминание Вашего Святейшества > о том, что позитивные эмоции чаще являются следстви- I ем обдуманной мысли, в то время как негативные эмо- , ции возникают спонтанно. I На Западе существует так называемая когнитивная те-
I рапия, в рамках которой пациентов учат изменять свое < отношение к печальным и трагическим событиям. Вместо того чтобы автоматически культивировать привычку к негативным эмоциональным реакциям, пациенты учат
ся обдумывать то, что их огорчает, и у них появляется возможность сделать свою реакцию более позитивной. В конечном итоге они приобретают навык культивирования позитивных эмоциональных реакций, что, на наш взгляд, может оказаться противоядием от некоторых типов негативных эмоций.
Теперь я хотел бы привлечь ваше внимание к механизмам мозга, которые обеспечивают эффективность подобных противоядий, и к тому, как медитация и подобные практики могут воздействовать на эти механизмы».
Зарядив первый слайд, Ричи продолжил: «На схеме показаны ключевые участки лобной доли. Медиальная область, расположенная глубоко внутри доли, — это участок, имеющий самые тесные связи с миндалевидным телом».
«Есть ли данные о связи миндалевидного тела с негативным опытом, таким как депрессия?» — поинтересовался Далай-Лама.
«Да, — сказал ему Ричи. — Наблюдается повышенная активность миндалевидного тела у людей, находящихся в депрессии. Она повышена также у людей, страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами, у тех, кто испытывает волнение. Медиальная область лобной коры выполняет подавляющую функцию: когда этот участок активизируется, активность миндалевидного тела уменьшается. Отличия в темпераменте людей определяются активностью этих участков предлобной коры и, соответственно, активностью миндалевидного тела».
Различие в темпераменте, связанное с активизацией предлобной коры, проливает свет на некоторые странные данные. В ходе изучения ощущения благополучия выяснилось, что различия в удовлетворенности жизнью у параплегиков (людей с параличом нижних конечностей), обычных людей и людей, выигравших в лотерею, оказались совершенно незначительными. Особенно поразили нас данные по параплегикам. Потеря возмож
ности использовать свои конечности — это, конечно, ужасное потрясение, но просто удивительно, как много людей начинают испытывать позитивные настроения уже через несколько недель после катастрофы, которая сделала их инвалидами. Спустя несколько месяцев (максимум — через год) большинство таких людей начинают думать о жизни так же хорошо (или так же плохо), как перед катастрофой. Аналогичным образом люди, которые теряют любимого человека, возвращаются к нормальному состоянию через год или немного позже. А разницы в ежедневных настроениях между очень богатыми людьми и людьми с очень скромными доходами вообще не было обнаружено.
Другими словами, связь между жизненными обстоятельствами и доминирующими настроениями оказалась поразительно слабой. С другой стороны, исследования разлученных однояйцевых близнецов показывают, что у них очень похожие уровни позитивных или негативных настроений: если один из близнецов испытывает душевный подъем и энтузиазм, то другой чувствует то же самое; если один угрюм и меланхоличен, таким же будет и другой. Эти открытия позволили предположить, что у каждого из нас есть «контрольная точка счастья», соотношение хороших и плохих эмоций, определяемое биологией организма. И поскольку эта «контрольная точка» является биологической, то жизненные невзгоды или радости могут сдвинуть ее с места лишь на какое-то время, но она всегда будет стремиться вернуться к своему обычному уровню*.
* См.: Фредерик С., Левенштейн Г. Гедонистическая адаптация (S. Frederick and G. Loewenstein, «Hedonic Adaptation») // Благополучие: основы гедонистической психологии: Сборник / Под ред. Д. Канемана, Э. Динера и H. Шварца (D. Kahneman, Е. Diener, and N. Schwarz, eds., Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology (New York: Russell Sage, 1999), а также: Брикман П., Коутс Д., Жанофф-Буллман Р. Победители лотерей и жертвы катастроф: является ли счастье относительным? (P. Brickman, D. Coates, and R. Janoff-Bullman, «Lottery Winners and Accident Victims: Is Happiness Relative?» Journal of Personality and Social Psychology 36 (1978): 917-27).
Напрашивается выво



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь