Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52359

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Н. характера. Термин, введенный психоаналитиками, для обозначения стойких невротических состояний, возникших в качестве сублимации или вытеснения образовавшихся в раннем детстве и неприемлемых для «Я» сексуальных переживаний, инфантильных либидонозных конфликтов. В его формировании в основном принимают участие отдельные черты характера, соответствующие инфантильным желаниям. См. H. инфантильный.
Син.: характер невротический, характероневроз.
Н. школьный. Особая форма Н. страха. Наблюдается, главным образом, у учащихся младших классов. Характерны стойкий страх посещения школы, сопровождающийся реакциями пассивного протеста, истерические реакции (например, истерические рвоты). Генез их объясняется страхом разлуки с матерью, боязнью трудностей, связанных с обучением, насмешек сверстников.
Н. шоковый. См. Н. испуга.
Н. экспериментальный. Нарушение высшей нервной деятельности у животных, вызываемое искусственно с целью изучения этиопатогенеза неврозов человека. Впервые экспериментальные модели Н. были созданы И.П. Павловым и его сотрудниками на собаках.
Н. ятрогенный (греч. iatros — врач, -genes — порождаемый) [Frankl V.]. Н., возникший в связи с ятрогенией. Чаще всего протекает с симптомами нозофобии, тревожных опасений за свое здоровье. Разновидность Н. навязчивых состояний.
Неврозы, систематика по Шульцу (греч. neuron — нерв, -osis — суффикс, обозначающий болезнь) [Schultz J.H., 1919]. 1. Ядерные неврозы, при которых затронуты наиболее глубокие слои личности. Лечение представляется трудным и малоперспективным. 2. Краевые неврозы, при которых отсутствуют поражения ядра личности. Соответствуют понятию конверсионных неврозов в психоанализе, при которых аффективные импульсы находят выражение в соматических феноменах. 3. Неврозы отчуждения, обусловленные чувством чуждости больного окружающему миру, враждебному к нему, например, при помещении здорового ребенка в патологическую в психическом отношении семью приемных родителей. 4. Слоевые неврозы, возникающие вследствие внутренних непреодолимых конфликтов. В болезненное состояние вовлекаются глубокие слои личности.
Неврология (греч. neuron — нерв, logos — учение, наука). Сумма дисциплин, объектом которых является нервная система в норме и патологии. Включает в себя соответствующие разделы описательной и сравнительной анатомии, эмбриологии, гистологии, биохимии, нормальной, сравнительной и патологической физиологии, клиническую невропатологию, нейрогенетику, нейрогигиену и др. Нередко этим термином пользуются вместо термина «невропатология», хотя понятия эти не эквивалентны — первое значительно шире.
Невропатическая семья. Понятие, введенное J.M. Charcot для обозначения группы дегенеративных заболеваний, в первую очередь истерии, рассматривавшихся им как наследственные.
Невропатия (греч. neuron — нерв., pathos — страдание, болезнь). Конституционально обусловленная детская нервность — повышенная возбудимость, легкая истощаемость, нарушения сна, сноговорение и снохождение, расстройства аппетита, деятельности желудочно-кишечного тракта, наклонность к тикам, заиканию и т.д. Наличие Н. свидетельствует о предрасположенности к неврозам и патологическим формированиям личности.
В генезе Н. основную роль играет патология плода внутриутробного периода (травмы, инфекции, интоксикации).
Син.: нервность конституциональная, нервность эндогенная.
Невропатология (греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — учение, наука). Клиническая дисциплина, учение о болезнях нервной системы. Включает в себя общую, изучающую общие вопросы патологии нервной системы, и частную Н., изучающую отдельные нозологические формы.
Невротик (греч. neuron — нерв). Больной, страдающий неврозом.
Невротическая антитеза (греч. antithesis — противоположение). Понятие, введенное A. Adler [1917], для обозначения присущей больным неврозами тенденции оценивать предметы, события и явления через их противоположности. Однако наряду с пониманием этих контрастирующих понятий в общепринятом смысле (например, наверху — внизу; мужской — женский), человеку якобы присущи и специфически индивидуальные, необычные противоположения (низший — занимающий более низменное положение, женский; сильный — находящийся вверху, мужской).
Невротический. Относящийся к неврозу, например, невротическая симтоматика.
Невротоид (греч. neuron — нерв, -id — суффикс, обозначающий: подобный, похожий) [Sultz-Hencke Н., 1951]. Сходный с неврозом. Речь идет о нерезко выраженных психических свойствах, качественно сходных с входящими в структуру невроза симптомами, которые присущи каждому человеку, в том числе психически совершенно здоровому. При заболевании неврозом эти черты усиливаются. Таким образом, разница, по автору, между «нормально-невротическим» и «истинно-невротическим» только количественная. Понятие, близкое к типам характера по E. Kretschmer [1922] — циклотим, шизотим.
Недееспособность. Неспособность лица осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психической деятельности. Определяется по заключению специальной судебно-психиатрической экспертизы, назначаемой судом при рассмотрении гражданских дел.
Недержание аффекта. Выраженная степень аффективной лабильности, когда незначительные обстоятельства служат причиной возникновения, бурных и непреодолимых аффективных реакций (плач, гнев и т.п.). Наиболее характерно для выраженной органической церебральной патологии (церебральный атеросклероз, последствия летаргического энцефалита и др.). Иногда одного упоминания о доме или близких достаточно, чтобы вызвать у больного рыдания. В меньшей степени выраженности наблюдается при глубокой астении, особенно после соматогенных психозов.
Син.: аффективная инконтиненция (лат. incontinentia — недержание).
Недержание кала. Обусловлено, по М.И. Буянову [1985], одним из 3-х патогенетических механизмов: 1. Врожденное отсутствие механизмов, способствующих появлению условного рефлекса на каловыделение; 2. Медленное формирование условного рефлекса на каловыделение; 3. Утрата указанного рефлекса в результате воздействия неблагоприятных факторов. Может быть первичным, от рождения, и вторичным, приобретенным. Формы вторичного — психогенные (невротическое, патохарактерологическое, при истерическом психозе), органические (травмы каловыделительной системы, повреждения головного и спинного мозга, вторичный мегаколон), при психических заболеваниях (шизофрения, МДП, слабоумие, эпилепсия).
Недержание мочи. Механизмы симптомообразования те же, что и при недержании кала, и соответственно, таково же деление на первичное и вторичное Н.м. [Буянов М.И., 1985]. Первичное Н.м. всегда обусловлено дизонтогенезом, наследственным или резидуально органическим, вторичное может быть психогенным, вследствие травматических повреждений урогенитальной системы, энцефалопатическим (следствие нейроинфекций и черепно-мозговых травм), при соматических заболеваниях (циститы), и вследствие психических заболеваний, в первую очередь шизофрении, начавшихся после сформирования функции регуляции мочевыделения.
В тех случаях, когда Н.м. происходит только ночью во сне, но не в бодрственном состоянии, можно говорить об энурезе.
Недоступность. Невозможность, выраженная затрудненность контактов с больным, обусловленная наличием у него психических расстройств — бреда, галлюцинаторной спутанности, расстройств сознания, ступора, негативизма.
Негативизм (лат. negativus — отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его (при этом отмечается значительное повышение мышечного тонуса); активный — инструкции собеседника, какие-либо просьбы вызывают противодействие со стороны больного (при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом); парадоксальный — действия больного противоположны инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе, он выходит из кабинета врача). Н. проявляется и в мутизме (речевой Н.), задержке мочи и кала, когда больного заводят в туалет. Пассивный Н. нередко встречается в одном ряду симптомов с пассивной подчиняемостью. Наблюдается чаще всего при кататонической шизофрении, иногда при прогрессивном параличе, старческом слабоумии.
E. Kretschmer [1922] объяснял Н. с позиций теории гипобулических механизмов, E. Bleuler [1911] видел в нем проявление аутизма.
Неймана—Кона болезнь [Neuman М.A., Kohn R., 1967]. Одна из редких форм пресенильной деменции. В мировой литературе описаны всего 13 случаев [Herman E.J., 1978]. Морфологический субстрат — подкорковый глиоз первичного характера при относительной интактности коры головного мозга и незначительной выраженности демиелинизации. Характерно прогрессирующее слабоумие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь