Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122081

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА «417

Изменение в сипе динамических глубинных черт в одном индивиде на протяжении 80 тестовых сессий. Источник: Холл Кэлвин С, Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. И. Б. Гринш-
пун. М., 1999.
ляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим (Крайг Г., 2000).
ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ
Любовь — чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.
Близость — неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи; является основой любви. Несмотря на то что она обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завязывать близкие отношения — хотя и на временной основе.
Стендаль, великий мастер психологического романа, автор трактата «О любви», писал: «Любовь — это получать наслаждение от того, что видишь любимый и любящий объект, касаешься его, чувствуешь его как можно ближе». Любовь в своей активной и пассивной формах, когда в первом случае любят, а во втором — позволяют себя любить, а также в своем кратковременном варианте — влюбленности и в варианте длительном — страстной любви занимает привилегированное положение в азбуке страстей (Кут-терП., 1998).
Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес — возбуждение и удовольствие — радость. Эти базовые эмоции могут ока-
14 Психология человека


418 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

Сиблинговая любовь — тесная эмоциональная привязанность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер.
заться важнейшими компонентами мотивации, определяющей наше поведение в любви.
По мнению К. Э. Изарда, любовь может быть определена как паттерн эмоций и когнитивных процессов. Любовь включает в себя как чувственный, так и мыслительный компонент, и кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают сексуальное влечение. Весь этот комплекс мы называем любовью и потому говорим о ее сложности и даже загадочности (Изард К. Э., 1999). Есть различные типы любви, и в каждом из них она проявляется по-разному. Так, например, романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а сиблинговая любовь — нет.
Любовь включает в себя и социальные отношения, и прочную привязанность, и эмоциональную связь между людьми. Кроме того, все типы любви имеют некоторые общие признаки, такие, как привязанность, верность, преданность, желание защищать любимого человека и заботиться о нем.
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА
Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные (Крайг Г., 2000).
Стернберг определяет три основных составляющих любви: интимность, страсть и решение/обязательство.
Интимность — чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

Компонент
Вид любви Интимность Страсть Решение/Обязательство
Симпатия + - -
Страстная любовь - + -
Придуманная любовь - - +
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +
Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории Стернберга. «+» — компонент присутствует; «-» — компонент отсутствует. (Эти виды любви представляют собой предельные случаи, получаемые из трехкомпонентной теории любви Стернберга. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями.) Источник:
Sternberg (1986)

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 419

Романтическая любовь (близость + страсть)
Треугольник Стврнберга (индивидуальные стили любовных отношений рассматриваются как частные комбинации трех основных компонентов любви).
Надуманные обязательства (пустая любовь)
Бессмысленная любовь (Страсть + обязательства)
Страсть — вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления (Изард К. Э., 1999).
Любовь — страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное, люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет — она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.
Последняя вершина треугольника любви — решение/обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.
Кроме того, имеет смысл рассмотреть двойные комбинации трех основных характеристик:
— связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;
— связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;
— совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником. И любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью (Кут-терП., 1998).
РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Близость может разрушаться негативными чувствами — гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних
14*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Повышение роли отца в семье
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Последствия приворота
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Наталья Ром. Навыки уверенного человека. - Наталья Ром
  • Объект; object
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Пушкарева Т.Н. Основы и клиническое значение материнской привязанности
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Эрих Фром говорил…
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Последствия отворота
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь