Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52360

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Н. ипохондрический. Характеризуется преобладанием в клинической картине тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии объективных для этого оснований. Чаще всего возникает у тревожно-мнительных или астеничных людей, у акцентуированных и психопатических личностей. Часты алгические и сенестопатические симптомы, всевозможные варианты нозофобий, кардиофобии, канцерофобии. Ипохондрии с выраженными навязчивыми страхами А.М. Свядощ [1982] относит к Н. навязчивых состояний, а те, в основе которых лежит «бегство в болезнь», механизм условной приятности или желательности болезненного симптома, — к истерическим Н.
Н. испуга. Вызывается сверхсильными раздражителями, угрожающей жизни ситуацией, может возникнуть при виде неожиданной гибели близкого человека. Роль играет не физическая мощность раздражителя, а психологически-личностная значимость психической травмы. Чаще наблюдается у лиц со слабым типом нервной системы и с недостаточной подвижностью психических процессов. Психогения, как правило, является чрезвычайно сильной, внезапной, кратковременной, одномоментно действующей. Форма Н. страха.
Син.: Н. аффективно-шоковый.
Н. истерический. Невротическое состояние, вызванное действием психической травмы, в патогенезе которого играет роль механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности болезненного симптома» [Свядощ A.M., 1982]. В основе истерии, по И.П. Павлову [1932], лежит слабость нервной системы, главным образом коры головного мозга, преобладание подкорковой деятельности над корковой и первой сигнальной системы над второй. Характерны большое разнообразие клинических проявлений, роль в их возникновении внушения и самовнушения, повышенная эмотивность. Психогенная травма, вызывающая Н.и., характеризуется меньшей интенсивностью, чем, например, при шоковых психических реакциях, но большей продолжительностью воздействия.
Н. кардиофобический. (греч. kardia — сердце, phobos — страх). Н., характеризующийся преобладанием в клинической картине навязчивых страхов, связанных с опасениями тяжелого заболевания сердца, смерти от его внезапной остановки и т.д. См. Кардиофобия, Н. ипохондрический, Н. навязчивых состояний.
Н. компульсивный. См. Н. навязчивых состояний, Компульсии.
Н. моносимптоматические [Сухарева Г.Е., 1959]. Формы неврозов, наблюдающиеся преимущественно у детей, особенно в переходные возрастные периоды. В клинической картине доминирует один синдром, остальная симтоматика выражена нерезко. Различаются моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами — неврозы органов (психогенная анорексия, привычная рвота); моносимптоматические неврозы с речевыми расстройствами — логоневрозы; моносимптоматические неврозы с преимущественно двигательными расстройствами — тики; психогенные реакции протеста; изменение характера ребенка под влиянием неблагоприятных условий воспитания; патологические реакции в переходные возрастные периоды.
Н. навязчивых состояний. Характеризуется преобладанием в клинической картине навязчивых состояний — воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий. В генезе играют роль: психическая травма; условно-рефлекторные раздражители, ставшие патогенными в связи с их совпадением с другими, вызвавшими ранее чувство страха; ситуации, ставшие психогенными в связи с конфронтацией противоположных тенденций [Свядощ A.M., 1982]. Может возникнуть при различных типологических особенностях, но чаще всего у психастенических личностей.
Н. обсессивный. См. Н. навязчивых состояний.
Н. ожидания [Kraepelin E., 1908]. Невротическое состояние, характеризующееся наличием конституционально-предрасполагающих факторов (тревожная мнительность, эмоциональная лабильность), затруднением в осуществлении той или иной привычной функции (речь, ходьба, глотание, мочеиспускание, половой акт и т.п.), чувством тревожного ожидания неизбежной неудачи. Формы проявления — заикание, «заикающаяся походка», «заикающееся письмо», «заикающееся мочеиспускание», тревожное ожидание бессонницы и т.д. E. Kraepelin относил Н.о. к понопатиям. В отечественной психиатрии И.о. рассматривается либо как форме навязчивых состояний [Свядощ A.M., 1959, 1971], либо как синдром тревожного ожидания в клинике различных форм пограничной патологии, особенно неврастении и психастении [Ушаков Г.К., 1978]. При этом подчеркивается его моносимптомная очерченость и монотематическое содержание, наклонность к периодичности течения.
Н. пенсионный. Возникает в связи с переходом па пенсию. Большую роль играют нарушение привычного уклада жизни, вынужденное бездействие, утрата прежних интересов, не компенсируемая появлением новых. Часто к этому присоединяется одиночество (См. Н. анагапический), соматическое неблагополучие. Клиническая картина не является однообразной, во многом определяется преморбидными личностными особенностями и социальными, микросредовыми факторами.
Н. послеродовые [Friedrichs H., 1951]. Невротические расстройства, возникающие после родов и вызванные эмоциональной незрелостью, астенизацией, боязнью не справиться с материнскими обязанностями.
Н. рентный (нем. Rente — пенсия, регулярный доход с капитала, имущества, земли, по облигациям, не требующий предпринимательской деятельности). Форма Н. истерического, возникающего у лиц, пострадавших в какой-либо ситуации и претендующих на компенсацию, не всегда правомерно. Часто сочетается с кверулянтскими установками.
Н. речи. См. Заикание, Логоневроз.
Н. системные. [Мясищев В.Н., 1959]. Нарушения систем (органов пищеварения, дыхания, кровообращения, половой и т.д.), в возникновении и течении которых играет роль психогенный или условнорефлекторный механизм. Они обусловлены затруднениями во взаимоотношениях человека с окружающей средой, которые по условиям деятельности вызывают перенапряжение в определенной системе, что находит свое выражение преимущественно в нарушении функционирования этой системы или органа. Отличие Н.с. от общих неврозов заключается в нарушении анатомо-физиологической системы, периферический конец которой находится во внутреннем органе, а центральный — в коре большого мозга, в нарушении нормальных психофизиологических отношений между деятельностью органа и психической деятельностью. В то же время Н.с., как и общие, связанны с перенапряжением и патогенными условиями. Понятие Н.с. предложено вместо старого термина «неврозы органов».
По И.М. Аптеру [1966], системный невроз является понятием динамическим, он может перерастать в общий невроз, и, наоборот, в клинической картине общего невроза со временем могут стать доминирующими расстройства преимущественно какой-либо одной системы. В связи с этим существует точка зрения, согласно которой системные нарушения рассматриваются как один из синдромов общего невроза [Карвасарский Б.Д., 1980].
Н. социальные [Weizsacker V., 1929]. Три формы так называемых социальных неврозов:
1. Неврозы взлета, наблюдающиеся у людей, которые стремительно возносятся по лестнице социальной иерархии и не могут адаптироваться к своему новому общественному статусу.
2. Неврозы падения, возникающие при снижении социального положения больного.
3. Неврозы правоты — разновидность рентных неврозов, однако цель больного заключается не только и не столько в том, чтобы добиться ренты, а в достижении торжества справедливости.
Н. страха [Freud S., 1892]. Основной симптом — появление, чаще острое, чувства тревоги, страха. Страх немотивирован, не зависит от ситуации или каких-либо представлений, лишен фабулы. Интенсивность его колеблется. Возникает после тяжелой, иногда затяжной, психической травмы. Имеются данные о роли наследственного предрасположения. Возможно физиогенное возникновение чувства страха, например, при остром приступе стенокардии. Часто невротические страхи у детей носят приступообразный характер, прослеживается тенденция возможного их перехода в невротическое формирование личности.
Н. травматический [Oppenheim H., 1889]. Понятие введено в конце XIX века на основе наблюдений над невротическими картинами, возникшими у пострадавших в железнодорожных авариях. Интерес к Н.т. особенно усилился с началом I мировой войны. Выделялось острое начало по типу психического шока (в тяжелых случаях наблюдается «психоз испуга»). В последующем характерно депрессивно-ипохондрическое состояние с выраженными истерическими проявлениями (функциональные параличи, мутизм, расстройства чувствительности) и начинающими играть все большую роль рентными установками. Происходит так называемое травматическое развитие личности. Указывалось на значительную неоднородность случаев Н.т. — наряду с типичным невротическим развитием личности, преимущественно по истерическому типу, наблюдались случаи прогредиентного течения органической патологии, возникновение эпилептических припадков, развитие параноидных картин, у некоторых больных манифестировал шизофренический процесс [Бунеев А.Н., 1935].
Н. фобический. См. Н. навязчивых состояний, Навязчивые состояния.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь