Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54605

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

о большом значении для пороговых показателей произвольной регуляции человеком своей сенсорной деятельности (исследования школ С.В.Кравкова и А.В.Запорожца 1950-1960-х г.г.). Развитие этих идей в 1970-1980 г.г. применительно к современной психофизике позволило выявить влияние динамических форм активности наблюдателя не только на порог ощущения (суммарную характеристику сенсорного исполнения), но и на его составляющие — собственно сенсорную чувствительность и критерий принятия решения (работы К.В.Бардина, М.Б.Михалевской, Н.И.Чуприковой и других).
Систематизация и теоретическое осмысление накопленного материала оказались возможными на основе использования категории субъекта. Продуктивность последней обусловлена ее системным характером — интеграцией в себе психологических переменных, изучавшихся преимущественно в рамках разных исследовательских парадигм: когнитивной, деятельностной, индивидуально-личностной. Обоснованный и развиваемый авторами субъектный подход в психофизике [11-13] ввел количественный психофизический анализ в контекст качественного изучения психологической структуры сенсорной деятельности наблюдателя и его интра- и интериндивидуальных особенностей (исследуется влияние на результаты психофизических измерений психофизиологического уровня активированности субъекта, его мотивации, степени обученности, реально выполняемой им задачи, операциональной структуры деятельности).
Традиционное для психофизики уподобление наблюдателя техническим системам непосредственно реализовано в методах измерения чувствительности — как в классических пороговых, так и в разработанных в рамках теории обнаружения сигналов. Ранее априорно предполагалось, что работа сенсорных систем описывается фундаментальными психофизическими закономерностями, стабильными и общими для всех людей. Принималось, что испытуемый способен в своих ответах точно отражать только состояния сенсорной системы, изолированные от других переживаний, намерений, установок и т. п.; давать ответы, независимые от предыдущих и устойчивые во времени; не предпочитать какую-либо категорию ответов без специальной инструкции. В силу этого в лабораторных исследованиях фундаментального характера обычно участвовали лишь несколько тщательно обученных испытуемых (часто — сами исследователи, опытные и высокомотивированные), для которых набирал-
476
ся большой статистический материал. Такая стратегия исследования, а также предельная рандомизация экспериментальных переменных имели целью максимально снизить влияние индивидуально-психологических свойств наблюдателя. Тем не менее влияние утомления, установок, контекста, индивидуальных особенностей принятия решения, интерпретации инструкции было выявлено многими исследователями.
Классические пороговые методы и сегодня играют существенную роль в прикладных областях, связанных с массовыми измерениями порогов чувствительности: опто- и аудиометрии, психоакустике, инженерной психологии, медицине, кино- и фототехнике. Это обусловлено рядом преимуществ пороговых методов перед методами теории обнаружения сигналов: простотой процедур, использованием показателей, выраженных в единицах физической стимуляции, подбираемой в соответствии с индивидуальной чувствительностью наблюдателя.
Использование пороговых методов в их классических вариантах, разработанных для «идеального наблюдателя» (как в лабораторных, так и в прикладных исследованиях) закономерно порождает вопрос: насколько валидны эти методы в отношении неопытного, нетренированного испытуемого? Значение изучения данной проблемы для психофизики в целом и для развития ее субъектного направления очевидно. Известно, что специфика психофизического эксперимента — в использовании прецизионных аппаратурных методик, позволяющих строго дозированно предъявлять сенсорные сигналы. Более того, субъектно-ориен-тированный подход требует разработки сложных компьютерных программ для полирегистрации и анализа целого ряда аспектов сенсорной деятельности наблюдателя (точностных, временных и операциональных характеристик его сенсомоторного поведения, вербальных и моторных ответов, индивидуально-психологических особенностей и рефлексивных переживаний), математического моделирования поведения реального наблюдателя в сопоставлении с идеальным.
Авторы субъектного подхода в психофизике проводят исследования в двух основных направлениях. По обоим направлениям исследования проводятся на материале различения зрительных сигналов.
Первое направление включает экспериментально-теоретическое исследование когнитивно-стилевых свойств наблюдателя в соотношении с временными характеристиками его сенсорной де-
477
ятельности, рефлексивными переживаниями уверенности-сомнительности ответов, используемыми инструментально-психологическими средствами деятельности (стратегиями решения, сенсорными и сенсомоторными операциями). Иначе говоря, акцент делается на изучении психологических детерминант когнитивных стилей и познавательных стратегий. Подробное сопоставление категорий стиля и стратегии, неоднозначно соотносимых в литературе, необходимо для исследования роли этих психологических образований в сенсорной деятельности субъекта, где они выступают как психологические механизмы, опосредующие влияние базовых индивидуально-личностных свойств на результаты сенсорных измерений [58].
В методическом плане это направление основано на дифференциально-психофизическом подходе: сочетании методов психофизики и дифференциальной психологии, а также методов изучения процессуальных психологических характеристик сенсорной деятельности. К ним относятся психофизические методы оценки трех когнитивных стилей (импульсивности-рефлексивности, полезависимости-поленезависимости, ригидности-флексибильно-сти); оценки уверенности-сомнительности; регистрации времени реакции; методики изучения информационного конфликта путем предъявления конкурирующих потоков вербальной и зрительной информации.
В рамках этого направления были получены интересные экспериментальные результаты. Например, обнаружено, что пороги зрительного различения у импульсивных субъектов выше, чем у рефлексивных. Импульсивные испытуемые в противоположность рефлексивным, склонны к некоторой поспешности в принятии решения: отсутствие у них тщательного анализа ситуации ведет к ошибкам. Эффект стартовой позиции более выражен не у поленезависимых, а у полезависимых лиц, пассивно ориентирующихся на стереотипные кинестезии руки при восприятии заданной величины стимула (в ущерб зрительному анализу). Наиболее подвержены влиянию вербальной инструкции, а не актуальной зрительной информации импульсивные-полезависимые-ригидные лица, а наименее — быстрые-точные-поленезависимые-флексибильные [127].
Было также показано, что скорость и уверенность ошибочных ответов наблюдателя меньше, чем для верных ответов. Сомнительность ответов может служить внешним индикатором неотчетливости сенсорных впечатлений, замедляющих принятие ре-
478
шения. Введенные в психофизическом субъектном подходе новые показатели уверенности-сомнительности ответов (пропорции уверенных и сомнительных ответов) не могут быть сведены к противоположным мерам — пропорциям верных ответов в разных категориях уверенности. Однако они позволяют более дифференцированно оценить соотношение верных-ошибочных-уверенных-сомнительных ответов, чем пропорции уверенных и сомнительных ответов в общем массиве данных.
Второе направление исследований представляет собой экспериментально-теоретическое изучение влияния особенностей поведения людей (не прошедших специального обучения), на точность и надежность измерительных психофизических процедур. Например, анализ валидности пороговых методов, разработанных для идеального наблюдателя, а также сопоставление эффективности классических и современных вариантов этих методов для указанного контингента испытуемых. В рамках данного направления осуществляется экспериментальное моделирование массовых обследований «наивных» испытуемых, включение в эксперимент большого числа наблюдателей. Используемые методы: метод константных стимулов с процедурами «да-нет» и «вынужденный выбор», методы «лестниц Левитта» и «PEST» (метод оценки параметра в последовательном тестировании), современные методы планирования психофизического эксперимента и анализа данных.
В сравнительном исследованиия валидности классических и современных пороговых методов для «наивных испытуемых» собрана часть экспериментальных данных в условиях, которые моделируют массовое обследование. Предварительные результаты позволяют утверждать, что частота отклонений поведения реального (особенно нетренированного) испытуемого от стратегии идеального наблюдателя столь высока, что данные о точности и надежности экспериментальных процедур, полученные путем ко-мьютерной симуляции, не могут быть распространены на методы используемые в прикладных исследованиях. Отклонения в поведении испытуемого особенно сильно влияют на результаты работы так называемых «быстрых», адаптивных методов. Предварительные исследования также показали, что анализ таблиц сопряженности является эффективным и удобным способом проверки гипотез об особенностях принятия решений испытуемым. Вместе с тем ясно, что требуется дальнейшее изучение зависимости надежности этого вида анализа от ряда факторов — способа груп-
479



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Богуславский. Психология как наука.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Шмыга Марина Викторовна. Развитие фонематических процессов у детей с ОНР
  • Интуиция; Intuition
  • Галина Васильевна Смирнова. Развивающие тренажёры
  • Имаго; Imago
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Самотканова Эмма Геннадьевна. Дидактическая и развивающая игра 'Учимся играя'
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Ахметова Ильвина Ильдаровна. Сенсомоторное развитие «Познавайка».
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Кривдина Анастасия Олеговна. Сенсорное воспитание детей по средствам развивающей предметно-пространственной среды
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Мартова Татьяна Николаевна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь