Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46610

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мы легко замечаем разницу между эмоционально уравновешенным человеком и человеком раздражительным, дающим волю вспышкам гнева и страсти (включая чрезмерное увлечение алкоголем и навязчивые взрывы богохульства и сквернословия). Эгоист, повеса, инфантильный человек — это личность, не прошедшая успешно нормальные стадии развития и все еще озабоченная всякими мелкими осколками эмоциональных переживаний.
Многие авторы говорят о принятии себя. Эта черта зрелости включает способность избегать чрезмерной реакции на то, что относится к отдельным влечениям. Человек принимает свое сексуальное влечение и делает все, что может, чтобы управлять им с минимумом конфликтов с самим собой и обществом; он не отмечен ни сластолюбивым распутством, ни стыдливой подавленностью. Каждый страшится чего-то (будь то непосредственная опасность или отдаленная, но неизбежная смерть), но с этим можно справляться путем принятия. В ином случае развивается невротическая озабоченность острыми предметами и высотой, здоровой пищей и лекарствами, самозащитными суевериями и ритуалами.
Особенно важно качество, называемое «фрустрационной толерантностью». Раздражение и огорчения — вещи повседневные. Незрелый взрослый, как ребенок, встречает их приступами гнева или жалобами, обвинением других и жалостью к себе. В противоположность этому зрелый человек терпит фрустрацию, принимает вину на себя (будучи «интрапунитивным»), если это уместно. Он может дождаться удобного случая, преодолеть препятствие обходным путем или, при необходимости, покориться неизбежности. Определенно неверно, что зрелый человек всегда спокоен, невозмутим и весел. Его настроения меняются, он по характеру может быть даже пессимистичным или подавленным. Но он научился жить со своими эмоциональными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешиваются в благополучие других.
Он, вероятно, не смог бы так делать, если бы у него не развилось устойчивое чувство безопасности в жизни. Какое-то отношение к этому развитию имеет раннее детское чувство «базового доверия». И на более поздних стадиях он как-то научился не воспринимать каждый булавочный укол его гордости как смертельную рану и каждый страх — как знак бедствия. Чувство безопасности ни в коем случае не абсолютно. Никто не контролирует время, приливы и отливы, налоги, смерть и катастрофы. С расширением чувства Я человек идет на новые риски и осознает новые возможности неудачи. Но эта небезопасность как-то сдерживается ощущением соразмерности. Он осторожен без паники. Самоконтроль — это отражение чувства пропорции. Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других, и не чувствует угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими. Чувство соразмерности не является изолированным свойством личности. Оно образуется в связи с тем, что такой человек обычно смотрит на окружающее реалистически и обладает интегральными ценностями, которые контролируют и сдерживают поток эмоциональных импульсов.
340 Структура и развитие личности
Реалистическое восприятие, умения и задачи
Можно сказать, что личность — это ткань, основу которой составляют чувства и эмоции, а утком служат высшие психические процессы.
Мы уже видели, что повседневное восприятие и познавательные акты здоровой личности в целом отличаются эффективностью и точностью. Можно сказать, что у здорового человека есть «установки», ведущие к тому, что он больше соответствует действительности, чем не столь здоровый человек. Зрелость не искажает реальность, чтобы приладить ее к потребностям и фантазиям человека.
Означает ли этот факт, что ни один человек не может быть здоровым и зрелым, если у него нет высокого IQ1 В положительном ответе на этот вопрос есть доля истины, но есть и опасность. Очевидно, некий минимум способностей памяти, вербальных (символических) умений и общей способности решения проблем необходим. Быть зрелым означает иметь эти базовые интеллектуальные способности. Но обратное неверно. Многим людям с высоким интеллектом недостает эмоциональной уравновешенности и интеллектуальной организации, которые присущи здоровой личности.
Психолог Терман изучал популяцию одаренных детей, чьи показатели по тестам интеллекта были так высоки, что каждый ребенок буквально был «одним на тысячу» Они не только были высоко интеллектуально одарены, но и (в среднем) имели преимущества в здоровье, физической форме и социоэкономической поддержке
Однако повторное исследование через двадцать пять лет обнаружило, что в личностной организации этих субъектов было не меньше неудач, чем в общей популяции того же возраста Алкоголизм и психозы были распространены так же Встречалась плохая (даже очень плохая) приспособляемость, хотя сравнение со средней популяцией затруднительно Конечно, многие успешно реализовали свои детские задатки13 Но в целом мы вынуждены заключить, что исключительный интеллект сам по себе не гарантирует зрелости
У здорового человека не только восприятие в основном соответствует действительности, а когнитивные операции точны и реалистичны; ему доступны и необходимые умения решения объективных проблем. У здорового в остальном человека, лишенного «ноу-хау» в своей профессии (будь то механика, искусство управления государством или домашнее хозяйство), будет недоставать уверенности и средств для саморасширения, которое предполагает зрелость. Мы часто встречаем незрелых людей, обладающих мастерством, но мы никогда не встречаем зрелых людей, не имеющих целенаправленных умений.
Наряду с реалистичностью и умениями мы должны упомянуть и способность погружаться в свою работу (на это указывают Фрейд, Маслоу и авторы калифорнийского исследования). Зрелые люди сосредоточены на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет их надолго забыть об удовлетворении влечений, удовольствии, гордости, защите. Этот конкретный критерий может быть связан с «ответственностью», подчеркиваемой мыслителями-экзистенциалистами. Именно в духе экзистенциализма нейрохирург Харви Кашинг однажды сказал: «Единственный способ выносить жизнь — иметь задачу, которую надо выполнить».
13 TermanL М, OdenM H Genetic studies of genius TV The gifted child grows up Stanford (Calif ) Stanford Umv Press, 1947
Зрелая личность 341
Короче говоря, зрелый человек тесно соприкасается с тем, что мы называем «реальным миром». Он видит объекты, людей и ситуации такими, какие они есть. И у него есть дело, которое ему важно делать.
Здесь мы должны добавить пару слов относительно «экономической зрелости». Для многих людей борьба за то, чтобы заработать на жизнь, сохранить платежеспособность, выдержать яростную экономическую конкуренцию, выступает как основное требование жизни. Это вызывает напряжение и порождает кризис, который часто корежит человека сильнее, чем кризис сексуальный или кризис идентичности. Студенты колледжа не всегда правильно оценивают вызов, с которым им предстоит столкнуться, когда они вступят в конкуренцию за доллар. Молодые люди, еще не испытавшие жестоких истязаний на рыночной площади, иногда кажутся спокойными и даже расслабленными. Быть в состоянии содержать себя и свою семью (в Америке, где жизненные стандарты постоянно растут) — пугающее требование. Уметь отвечать на него без паники, без жалости к себе, не сдаваясь, не уходя в защиту, враждебность, самообман, — один из признаков зрелости.
Самообъективаиия: понимание и юмор
Чтобы хорошо жить, сказал Сократ, главное — познать себя. Это непростая задача. Сантаяна писал: «Ничто не требует большего интеллектуального героизма, чем готовность видеть расшифрованным собственное уравнение». Лорд Честерфилд был, возможно, слишком самонадеян, когда писал сыну: «Я знаю себя (это, замечу, не обычные знания). Я знаю, что я могу, чего я не могу и, следовательно, что мне следует делать».
Люди, как правило, думают, что хорошо понимают себя. Среди студентов-психологов различных курсов 96 % утверждали, что обладают средним или выше среднего пониманием себя, и только 4 % признавали возможную недостаточность такого понимания. Поскольку мыслям о себе мы посвящаем много времени, хотелось бы надеяться, что эти наши мысли соответствуют действительности, то есть что мы на самом деле знаем реальное состояние вещей.
Понятие «инсайт» (часто говорят «само-инсайт») пришло из психиатрии. Согласно психиатрическому употреблению, инсайт приписывают пациенту, знающему, что он (а не кто-то еще) страдает от дезориентации. Распространяя это использование понятия на нормальную популяцию, мы можем сказать, что точное самопознание — это измерение, в котором люди занимают положение в диапазоне от высокого самопонимания до низкого или отсутствующего.
В этой связи интересно исследовать автобиографии Некоторые авторы склонны сосредоточиваться на своих недостатках и «объективно» исповедуются в них перед читателем, видя в том добродетель Возможно при этом, что они скрывают некоторые тайны от любопытных глаз (даже своих собственных) Люди знают за собой какие-то случаи подлости или стыда, которые было бы слишком унизительно раскрывать (и даже увидеть) И, конечно, многие автобиографии — всего лишь витиеватые
14 Подробнее об этом см Allport G W The use of personal documents in psychological science N Y Soc Sci Res Council, Bull 1942 № 49
342 Структура и развитие личности
Понимает себя индивид или нет? Что по этому поводу может сказать психолог? Согласно старинному изречению, у каждого есть три характера:
1) тот, который у него есть;
2) тот, который, по его мнению, у него есть;
3) тот, который, по мнению других, у него есть.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Свобода выбора истощает психику
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Притча-в-действии»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Побороть страх и неуверенность
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Два конверта»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Отворот от любовницы - последствия для жены
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Типология; Typology; Typologie
  • Приворот с замком
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь