Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122082

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
ективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
Электрофизиологические исследования установили огромное значение особых образований нервной системы для эмоциональных состояний человека. Радость или огорчение другого лица, даже когда они обусловлены соответствующей причиной, которую мы сами, возможно, вовсе бы и не заметили, вызывают в наших переживаниях немедленный резонанс. Человек исключительно чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих людей и, попав в среду, где господствует непринужденная, дружественная или напряженная, тревожная атмосфера, помимо воли разделяет ее.
Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Подтверждена огромная роль эмоций в жизни высших животных и человека (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются человеком при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998). В новом окружении человеку требуется восстановить доверие, обрести независимость, завести новых друзей и доказать свою компетентность и трудолюбие, прежде чем он действительно сможет снова почувствовать себя взрослым.

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 415
Таламус (thalamus: син.: зрительный бугор) — парное образование промежуточного мозга, являющееся основным коллектором соматосенсорной информации, идущей через мозговой ствол к коре полушарий головного мозга.
Гипоталамус (от грвч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от та-ламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями. Лимбическая система — комплекс структур конечного, промежуточного и среднего отделов мозга, составляющих субстрат для проявления наиболее общих состояний организма (сна, бодрствования, эмоций, мотивации и т. д.). Термин «лимбическая система» введен П. Мак-Лейном в 1952 году.
Центр нервной системы — функционально связанные совокупности нейронов, расположенные в одной или нескольких структурах центральной нервной системы, обеспечивающие осуществление целостной реакции организма или регуляцию той или иной функции; ограниченное скопление нервных клеток, обеспечивающее осуществление строго определенной функции организма.
Центр «наслаждения» — условное название центра нервной системы, обеспечивающего положительное эмоциональное реагирование.
Центр «страдания» — условное название центра нервной системы, обеспечивающего отрицательное эмоциональное реагирование.
Динамические стереотипы (от греч. dinamikos — подвижный, stereos — отпечаток) — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.
Временные нервные связи — механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появлении соответственно двух очагов возбуждения; путь прохождения нервного импульса в определенный промежуток времени.
Характер человеческих переживаний в большей мере определяется складывающимися в жизненном опыте каждого индивида определенными эмоциональными образованиями, которые можно назвать программными эмоциональными установками человека (Додонов Б. И., 1987).
Исследования
Американские исследователи отмечают, что хотя очень эмоциональные и беспокойные люди (так называемый тип А) чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, однако реже спокойных (тип Б) умирают от рака. Вероятно, наиболее эффективный путь к сохранению физического и психического здоровья лежит не в бегстве от тревог жизни, а в смелом ее принятии со всеми неизбежными радостями и горестями, в богатстве увлечений и интересов, в активной жизненной позиции, которые препятствуют застойности стрессовых состояний, возникающих на почве личных обид и неприятностей (Додонов Б. И., 1987).
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА
Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом В. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания.
В. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих

416 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
ПУЛЬС
I 1
ЗАМЕДЛЕННЫЙ УСКОРЕННЫЙ
I I ■ I I
ОСЛАБЛЕННЫЙ УСИЛЕННЫЙ ОСЛАБЛЕННЫЙ
I ill
УДОВОЛЬСТВИЕ НАПРЯЖЕНИЕ УСПОКОЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЕ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
УСКОРЕННОЕ ЗАМЕДЛЕННОЕ УСКОРЕННОЕ ЗАМЕДЛЕННОЕ
I 1 _1 I | __J
ОСЛАБЛЕННОЕ УСИЛЕННОЕ
I I
ДЫХАНИЕ
Трехмерная теория В. Вундта
(коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
Принцип психофизического параллелизма — объяснительный подход, при котором многообразие форм поведения и психических состояний объясняется прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций; принцип, определяющий соответствие психических состояний конкретным физическим явлениям.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изо-
Идентичность (отлат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Близость — тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.
Смешение ролей (от фр. role) — искажение социальных функций личности, не соответствующий (или отличающийся) принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; недиффе-ренцированность представлений в сознании человека о статусных или позиционных проявлениях.
Изоляция (от фр. isolation) — разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального общения с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате не-возможности или неспособности достичь взаимности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Александр Марков. Дружба людей и собак регулируется окситоцином
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Повышение роли отца в семье
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Последствия приворота
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Наталья Ром. Навыки уверенного человека. - Наталья Ром
  • Объект; object
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Пушкарева Т.Н. Основы и клиническое значение материнской привязанности
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Эрих Фром говорил…
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Последствия отворота
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Короткова Елена Александровна. Музыкотерапия для детей.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь