Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52358

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Неврозоподобные состояния (греч. neuron — нерв, -osis — суффикс, обозначающий болезнь). Психопатологические состояния, но своим клиническим проявлениям напоминающие неврозы, однако их симптоматика обусловлена не психогенией, а эндо- или соматогенными факторами. В то же время в генезе Н.с. психогенная травма также может играть патогенную роль дополнительного фактора, но она не является ведущим этиологическим моментом. Специфика Н.с. определяется отсутствием в основе болезни невротического конфликта (См. Конфликты невротические) и обнаружением признаков, типичных для основного страдания и нередко маскируемых неврозоподобной симптоматикой, например, характерных для шизофрении изменений мышления и аффективно-личностной сферы или симптомов органической церебральной патологии). И при неврозах и при Н.с. возможно сочетание психо- и физиоге-ных факторов, однако соотношения между ними в этих двух группах болезней иные. Н.с. рассматриваются как своеобразный синдром дезадаптации организма, обусловленный эндогенными, соматогенными или экзогенными факторами [Матвеев В.Ф., 1979]. Они наблюдаются при шизофрении, МДП, эпилепсии, последствиях черепно-мозговой травмы, в постэнцефалитических состояниях, при соматических заболеваниях. Клиническая специфика Н.с. во многом определяется особенностями основного заболевания, а также преморбидными особенностями личности.
Син.: псевдоневрозы.
Неврозы (греч. neuron — нерв, -osis — суффикс, обозначающий болезнь). Термин введен W. Cullen [1776]. Психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений [Карвасарский Б.Д., 1980]. Для них характерны: обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности; психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной Н., особенностями системы отношений, присущей личности больного, и патогенной конфликтной ситуации (см. Конфликты невротические); специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Критерии диагностики Н. сформулированы A.M. Вейном [1982]: 1) наличие психотравмирующей ситуации (психогения должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания); 2) наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты; 3) выявление характерного типа невротического конфликта; 4) выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.
При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов общепризнанным остается признание трех классических форм Н. в качестве основных — неврастении (астенического Н.), истерического Н. и Н. навязчивых состояний. В.В. Ковалев [1976] дополнил статический принцип классификации Н. характеристикой их динамики, выделив в ней стадии невротической реакции, невротического состояния и невротического развития.
Н. анагапический (греч. an — отрицание, agape — вечеря любви во имя Бога, то есть совместная трапеза близких по духу людей) [Levy-Bianchini, 1953]. Невротические состояния, развивающиеся у одиноких, покинутых людей и рассматриваемые либо как следствие травм детского или юношеского возраста (третирование, грубое обращение — физическое или моральное), либо как результат односторонней чрезмерно сильной привязанности к родителям или замещающим их лицам. Не имеет специфической клинической картины, характеризуется обширной гаммой невротических реакций вплоть до антисоциальных тенденций и поступков [Porot A., 1965].
Н. актуальный. Невротические проявления наблюдаются только во время воздействия вызвавших его, то есть не утративших актуальности, факторов. Термин применяется в психоанализе. В генезе Н.а. психоаналитики значительную роль придают сексуальным факторам, в том числе сексуальным расстройствам «текущего дня», инфантильным, детским переживаниям. К Н.а. S. Freud относил и неврастению и невроз страха.
Н. астенический. Клиническая картина определяется доминированием астении. Возникает в связи с продолжительно воздействующей психогенией или длительным недосыпанием, умственным либо физическим переутомлением, психотравматическим воздействием, опасной для жизни ситуацией. Характерна раздражительная слабость, повышенная возбудимость и легкая истощаемость. Быстрое появление и нестойкость эмоциональных реакций. Агрипния. Часто — гипотимия.
Син.: неврастения (греч. neuron — нерв, а — отрицание, sthenos — сила) [Beard G.M., 1869, 1880, van Deusen E.H., 1869], болезнь Бирда, американская болезнь, американское нервное истощение.
Н. аффективно-шоковый. См. Н. испуга.
Н. военного времени. Неврозы, преимущественно истерические, возникающие в военное время, особенно в районе боевых действий. Более сложной оказывается диагностика Н. при наличии нетяжелой травмы головы. См. Н. травматические.
Н. декомпенсации [Foelkel Н., 1963]. Неврозоподобные состояния, выявляющиеся в начальных стадиях органических заболеваний головного мозга. Так, например, неврозоподобное состояние может быть первым симптомом опухоли головного мозга.
Н. депрессивный. Характеризуется психогенно обусловленным выраженным снижением настроения в сочетании с астеническими симптомами. В советской психиатрии большинство исследователей относят Н.д. к неврастении, однако зарубежные авторы [Storing G., 1938; Weitbrecht H.J., 1952; Muller-Hegemann D., 1967 и др.] рассматривают его как самостоятельную форму, вошел он и в Международную статистическую классификацию 9-го пересмотра. Часть случаев, квалифицируемых как Н.д., при дальнейшем наблюдении оказываются стертыми, атипичными формами эндогенной депрессии (См. Депрессия невротическая, Депрессия латентная). Важную роль играет длительная психотравмирующая ситуация. Дифференциальную диагностику Н.д. от легких форм эндогенной депрессии облегчает различная реакция на транквилизаторы и антидепрессанты; первые эффективны при Н.д., вторые — при эндогенной депрессии [Свядощ А.М., 1982].
Н. детские. Н., наблюдающиеся в детском возрасте. Отличаются своеобразием. Незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания болезни, глубокой внутренней переработки объясняют преобладание у детей моносимптомных Н. и относительную редкость общих Н., наблюдающихся лишь начиная с 10-12-летнего возраста [Ковалев В.В., 1979]. К моносимптоматическим Н.д. относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита (психическая анорексия), невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм, трихотилломания, яктация).
Н. двигательный. Проявляется главным образом двигательными расстройствами — заиканием, функциональными судорогами, тремором, психогенными обратимыми параличами. Сборное понятие, включающее в себя другие формы Н. (логоневроз, Н. истерический и т.д.).
Син.: Н. кинетический, мотилитетневроз.
Н. желания и опасения [Leonhard К., 1963]. Различаются по их психогенезу. При первых речь идет о желательности заболевания (истерические неврозы), при вторых — невротическое развитие возникает в связи с опасениями (невроз навязчивых состояниях, логоневроз заикания).
Н. инфантильный. Н., симптоматика которого в облегченной форме проявлялась уже в детском возрасте, что позволяет психоаналитикам видеть и в их генезе роль либидонозных моментов. Не смешивать с неврозами детского возраста.
Н. информационный [Хананашвили М.М., 1974]. Форма патологии высшей нервной деятельности, возникающей вследствие длительной работы мозга в условиях неблагоприятного сочетания таких факторов, как необходимость обработки и усвоения большого объема информации, постоянного дефицита отведенного на эту работу времени и высокого уровня мотивации, то есть высокой значимости информации. Существенное значение придается влиянию на развитие болезни таких (вторичных) факторов, как индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, генетическое предрасположение, астенизация организма, интеркуррентные соматические заболевания. Автором не выделена сколько-нибудь специфическая клиническая картина информационных неврозов, поэтому более правомерно рассматривать концепцию информационных неврозов как одно из звеньев патогенеза неврозов, выделенное при рассмотрении проблемы с позиций теории информации и учения о высшей нервной деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь