Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61408

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

мы воспринимаем с помощью органов чувств, но формирует этот образ в зависимости от этих остальных условий».
Ситуация в буддийской философии напомнила Франсиско аналогичные дебаты в науке. «Например, позиция тех, кто считает, что эмоция окрашивает восприятие, лично меня не очень удовлетворяет, поскольку это подразумевает, что сначала идет процесс восприятия, на который потом наслаивается эмоция. Сторонники другой точки зрения считают, что эмоция — то есть позыв к движению — это предрасположенность, с которой организм собирается встретиться с миром. Это не последо
* В число этих более сложных философских учений входят учения саут- рантика, йогачара и мадхьямика, на позициях которых стоят сегодняшние философы тибетского буддизма.
вательный процесс, когда вы сначала воспринимаете образ, а потом раскрашиваете его эмоцией; дело в том, что сам процесс столкновения с миром, процесс восприятия, изначально включает в себя определенное эмоциональное оформление. Без эмоционального компонента восприятия быть не может. Я бы скорее назвал искажением такое обманчивое восприятие, при котором эмоция становится, например, настолько продолжительной, что превращается в дисфункциональную или патологическую. Но даже в нормальных условиях восприятия без эмоции просто не существует».
Тонкий нюанс
Ричи Дэвидсон привел такой пример: «Ваше Святейшество, отдельные виды зрительных объектов отличаются повышенной сложностью (например, нейтральные лица, которые не выражают никаких эмоций), и в таких случаях первоначальная реакция у десяти разных людей не обязательно окажется одинаковой, поскольку у каждого человека свой эмоциональный темперамент. В течение первых двухсот миллисекунд реакция обеспокоенного человека будет отличаться от реакции человека со спокойным темпераментом». Эта разница в моделях нервной активности отмечается сразу же и происходит в веретенообразной области мозга, которая регистрирует лица. По всей видимости, разница в реакции на нейтральные лица связана с тем, нравится лицо или не нравится.
Далай-Лама заметил, что такие различия все равно могут быть результатом концептуального процесса. Он пояснил свою мысль: «Меня в этом вопросе интересует очень тонкий нюанс. Даже в пределах первых двухсот миллисекунд, когда мы уже заметили индивидуальные отличия одного человека от другого, можно ли выделить
этап (возможно, первые сто миллисекунд), когда восприятие является чисто зрительным — когда человек воспринимает только внешний вид объекта, — после чего в следующие сто миллисекунд включается механизм концептуальной когниции? Существуют ли какие-нибудь свидетельства в пользу этого предположения? Моя гипотеза заключается в том, что первые сто миллисекунд будут одинаковыми у всех десяти человек, а различия, связанные с темпераментом, начнутся после включения концептуального аппарата».
Ричи начал говорить: «Результаты позволяют предположить...» — но здесь его перебил Тхуптен Джинпа, который, как заядлый спорщик, принял брошенный вызов: «В качестве контраргумента хочу заметить, что предшествующее ментальное состояние повлияет на первоначальный этап зрительного восприятия».
Далай-Лама бросил новый вызов: «В принципе, да. Первый этап зрительного восприятия обязательно испытает воздействие предшествующего ментального состояния, но только в том смысле, что предыдущее состояние может повлиять лишь на четкость восприятия — оно не изменит внешнего вида объекта. Второй этап, когда вы перейдете к суждению (основанному на хорошем или плохом впечатлении от объекта), станет уже новым событием. Но я все равно подозреваю, что существует очень короткий момент — длительностью, может быть, в тысячную долю секунды, — когда ваш темперамент, здоровье, возраст и подобные факторы не влияют на чисто зрительное восприятие».
На этот раз ответил Франсиско: «Не думаю, что мы способны дойти до такого уровня детализации, Ваше Святейшество, но, похоже, существует достаточно много свидетельств того, что когда человек видит образ, то отношение к нему и его формирование тоже являются продолжением того, что он ощущал ранее. Ожидания,
воспоминания и ассоциации влияют на формирование образа, но они не играют решающей роли. Я склонен, скорее, согласиться с Джинпой в том, что нечто обязательно будет перенесено из предшествующего состояния. Я не думаю, что существуют какие-либо свидетельства того, что человек может получить чисто зрительный образ. Он всегда будет находиться в контексте предыдущих событий или событий из прошлого, хранящихся в рабочей памяти. Не думаю, что мы сможем выделить очень короткий этап, когда восприятие будет чисто зрительным».
«Но как проверить это средствами нейронауки?» — поинтересовался Алан.
«Что ж, хороший вопрос. Мы смогли бы это сделать, если бы могли усовершенствовать такой вид анализа, — ответил Франсиско. — Но использование этого конкретного метода не сможет дать ответа на вопрос, поскольку мы можем фиксировать явления длительностью примерно от семидесяти миллисекунд».
Блестящее предложение
Ричи решил подчеркнуть, что приведенные данные являются точными и поддерживают гипотезу Далай-Ламы. Компоненты мозга, которые активизируются самыми первыми, используются для измерения очень коротких отрезков ментальной активности. Данные исследований свидетельствуют, что на протяжении первых семидеся- ти-ста миллисекунд люди реагируют почти одинаково. Различия в активности мозга у разных людей начинают проявляться после примерно ста миллисекунд. Ричи поразило, что результаты исследований в точности соответствуют предположению Далай-Ламы.
«Разработан метод, — сказал Ричи, — в рамках которого используются те же самые электрические измере
ния и который позволит нам обнаружить активность в стволе мозга, пока она не доберется до высших отделов мозга, то есть до коры. Вероятность того, что активность в стволе мозга окажется разной у разных людей, ничтожно мала. Здесь, скорее, могут обнаружиться общие черты. Возможно, это и будет описанный вами этап, который действительно окажется одинаковым и не будет нести на себе отпечаток приязни, неприязни или ожиданий. Это поступление чисто сенсорной информации».
Далай-Лама пробормотал: «Именно так, именно так», показывая, что именно этот нюанс интересовал его больше всего.
Алан продолжил тему исследований: «Согласно буддийской эпистемологии, насколько я в ней разбираюсь, этот момент настолько скоротечен, что обычный человек не в состоянии его уловить».
«Правильно, он занимает от тридцати пяти до сорока первых миллисекунд», — уточнил Ричи.
«Но если невозможно получить показания „от первого лица", то трудно представить, как вы сможете получить их средствами нейронауки», — отметил Алан.
«А почему нет? — спросил Франсиско. — Если мы сможем усовершенствовать методы исследования динамики процесса восприятия, это станет возможно. Но с сегодняшними косвенными методиками измерений активности ствола мозга сделать это очень сложно, поэтому придется разрабатывать более точные методики. Здесь мы уже добились определенных успехов, достигнув уровня десятков миллисекунд, что уже неплохо. Но более тонкие нюансы пока остаются недоступными. В этом одна из задач нашего сотрудничества — если только существует возможность получить подтверждение наших данных „от первого лица". В принципе, это возможно».
Далай-Лама предложил конкретную идею для экспериментальной проверки: «Моя гипотеза заключается в
том, что при сенсорном восприятии первый этап является неконцептуальным — вы просто получаете ощущение. На втором этапе включается механизм идентификации. Можно предположить, что так происходит всегда. Но мне кажется, что если вы закроете глаза и у вас возникнет чисто ментальный образ, то последовательности, в которой за простым образом идет идентификация, не получится. Возможно, идентификация будет происходить одновременно с восприятием».
«Вообще-то, — заметил Ричи, — в таком случае ствол мозга не успеет включиться в процесс, так что вы совершенно правы! Блестящее предложение! При создании чисто ментальных образов компонент ствола мозга — работа которого отмечается примерно в течение сорока первых миллисекунд — не проявляется. Все происходит только в коре и поэтому ид



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь