|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47084
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1. Сегодня наблюдается огромная вспышка интереса к этой проблеме. Она широко обсуждается психологами, психиатрами и другими специалистами2. Эта вспышка интереса отчасти связана с угрозой психического расстройства и эмоционального нездоровья, с которой сталкиваются сегодня все народы, а отчасти — с желанием обнаружить у разумных смертных общую ценностную основу для построения более мирного общества на земле.
2. Нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности. Способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. В поисках универсальных критериев здоровой взрослой жизни мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов. 3. Сомнительно, стоит ли нам ожидать где-либо найти воплощенный образец зрелости. Мы будем больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке. Когда мы просим людей назвать кого-то, кто, как им кажется, обладает «зрелой личностью», они почти всегда выбирают лицо противоположного пола и вне своей собственной семьи. Почему? Быть может, потому что знакомство заставляет их слишком хорошо осознавать слабости своих ближайших партнеров и своего собственного пола. Некоторые люди приближаются к истинной зрелости. Но достигает ли ее кто-нибудь когда-нибудь полностью? 4. Личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом. Хорошо уравновешенный одиннадцатилетний паренек, «не по годам мудрый», может иметь больше признаков зрелости, чем многие эгоцентричные и невротичные взрослые. Здоровый студент колледжа может обладать большей зрелостью, чем его родители или даже бабушки и дедушки. Часто, конечно, переживания, столкновения (и совладание) с препятствиями и страданием на самом деле дают с возрастом большую зрелость. Но эта параллель далека от совершенства. Предлагаемые критерии зрелости Одно краткое определение гласит, что здоровая личность активно овладевает своим окружением, демонстрирует определенное единство личности и способна правильно воспринимать мир и себя. Такая личность стоит на собственных ногах, не предъявляя чрезмерных требований другим3. Для начала это определение удовлетворительно. 2 Среди работ, в которых обсуждается эта проблема, я бы обратил особое внимание на следующие Jahoda M Current concepts of positive mental health N Y Basic Books, 1958, Cole L В Human behavior psychology as a bio-social science Yonkers,N Y World Book, 1953, FrommE Man for himself N Y Holt, Rmehart and Winston, 1947 3 Jahoda M Toward a social psychology of mental health // Symposium on the healthy personality / Ed byM J E Senn N Y Jociah Macy Jr Foundation, 1950 332 Структура и развитие личности Более полный набор критериев предложен Эриксоном, определившим периоды жизни, в которых в норме достигается (или должно достигаться) то или иное качество: Младенчество: базовое чувство доверия. Раннее детство: чувство автономии. Возраст игры: чувство инициативы. Школьный возраст: мастерство и компетентность. Подростковый возраст: личная идентичность. Молодой взрослый: интимность. Взрослый: производительность. Зрелый возраст: интеграция и принятие. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, формирование которого — особенно острая проблема подросткового возраста. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?)4. Верно, что в каждое определение здоровья, зрелости и разумности входит этическое или ценностное суждение, но значительный свет, корректирующий и направляющий наш поиск, бросают на него клинические и лабораторные исследования. Приведем пример. Используя понятие «здоровье», в Центре оценки и исследования личности в университете Калифорнии применяли следующий метод Представители разных университетских кафедр оценивали студентов по девятибалльной шкале в отношении «всестороннего личностного здоровья» Последнее определялось как «равновесие и степень зрелости, демонстрируемые индивидом в своих взаимоотношениях с другими людьми» Для каждого студента было получено шесть оценок, и общая надежность-согласованность экспертных оценок (0 68) оказалась не хуже, чем обычно получаемые оценки личности Восемьдесят оцениваемых студентов, отобранных в случайном порядке, были объединены в группы по десять человек для интенсивного тестирования и совместного проживания в течение двух полных дней Несколько психологов, участвовавших в этом исследовании, не знали, какие оценки «здоровья» испытуемые получили на кафедрах В конце исследования оказалось, что персонал дал независимые оценки здоровья, согласующиеся с оценками кафедр с корреляцией 0 41 — высоко значимой, но не совершенной В этом исследовании для нас представляют особый интерес различия между теми, кого кафедры рассматривали как «здоровых» и «менее здоровых». Во-первых, имелись заметные средние различия в домашнем окружении. «В общем, у более высоко оцененных испытуемых была несколько более простая история развития с меньшим количеством серьезных заболеваний и травм в детстве, более стабильное домашнее окружение и более успешные и уважаемые родители, служившие в качестве моделей для развития». Эти данные подкрепляют наши предшествующие выводы о том, что безопасность и стабильность в детстве — хорошие предвестники дальнейших преимуществ в развитии личности. Но исследователи обнаружили некоторые резкие исключения из этого правила, а именно случаи высокого здоровья при скверных семейных предпосылках. Это предупреждает о том, что секрет зрелости таится не в безмятежном и легком детстве. Тайна лежит в «способе ответа на предлагаемые жизнью проблемы». Благоприятное детство может помочь справляться с последующими проблемами, но это еще не все. 4 Enkson Е H Tdentity and the life cycle selected papers // Psychological Issues Monographs № 1 N Y Int Umv Press, 1959 Зрелая личность 333 Обнаружено четыре основных личностных различия между «здоровыми» и «менее здоровыми» студентами (как установлено с помощью тестов, интервью, контролируемых оценок). 1. Эффективная организация работы по достижению цели. Испытуемые, более высоко оцененные кафедрами, оказались более устойчивыми, более способными сопротивляться стрессу, обладали большим жизнелюбием и были более способны адаптироваться и более находчивы. В лабораторных тестах на восприятие они демонстрировали меньше флуктуации и ошибок распознавания. 2. Правильное восприятие реальности. Лучшие испытуемые были не только точнее в тестах на восприятие, они в общем лучше высказывали суждения, обладали более точными знаниями о себе (самопониманием) и более скептически относились к чудесам. 3. Характер и целостность в этическом смысле. Лучшие испытуемые демонстрировали свидетельства большей надежности, серьезности, ответственности и терпимости. У них были сильные «внутренне определенные принципы». 4. Межличностное и внутриличностное приспособление. Выше оцененные испытуемые были менее защищающимися, менее эгоцентричными и менее недоверчивыми. Они чаще описывали себя как «счастливых большую часть времени». Они демонстрировали меньше признаков невротических и других аномальных тенденций5. Автору этого исследования в определенной степени удалось свести наши повседневные суждения о «здоровье» и «зрелости» к нескольким конкретным измеряемым аспектам. Если этот метод и не свободен от «проколов», то он все же обладает тем большим преимуществом, что суждения о здоровье (кафедральные мнения) подтверждаются анализом здоровья, выполненным в лабораторных условиях. Метод, примененный позднее Маслоу, несколько менее объективен, но все же приемлем6. Он провел интенсивный анализ биографий ныне здравствующих и исторических личностей, которых общее мнение рассматривает как зрелых, или (как предпочитает говорить Маслоу) «самоактуализирующихся». Он также постарался исключить людей с сильными невротическими тенденциями, хотя обнаружил, что незначительные слабости и глупости встречаются даже у наиболее очевидно самоактуализирующихся личностей. Кратко суммируем обнаруженные им качества. 1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные взаимоотношения с ней. Зрелые субъекты (подобно «здоровым» студентам в калифорнийском исследовании) точно оценивают ситуации и людей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанного и не чувствуют угрозы от него». В отличие от незрелых людей, они не демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безопасности, определенности и порядке». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|