Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61418

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

у собой. Это все равно что заменить выражение „непрерывный поток" выражением „восприятие, запятая, действие". Этот феномен является системным — мы наблюдали его при любых условиях эксперимента».
Хронометраж разума
Полученные Франсиско результаты согласуются с данными других исследователей, которые проводили хронометраж тонких движений разума. Бенджамин Либет,
нейрохирург медицинской школы при Калифорнийском университете в Сан-Фрациско, обнаружил, например, что электрическая активность в моторной коре отмечается примерно за четверть секунды до того, как человек осознает свое желание двинуть пальцем. А еще одна четверть секунды проходит между осознанием намерения двинуть пальцем и фактическим движением. Как и Франсиско, Либет сумел выделить почти неуловимые составляющие процессов, которые в нашем опыте воспринимаются как единые, цельные события: распознавание лица, движение пальца.
Чтобы уточнить детализацию ментальной активности момента, Далай-Лама задал следующий вопрос: «Измерительное устройство, которое вы используете, кажется очень чувствительным, оно улавливает даже миллисекунды. Поэтому я хочу спросить: остается ли промежуток времени между первоначальным показом и распознаванием, если вы показываете фотографию лица, которое настолько знакомо человеку, что он узнает его сразу же, не испытывая необходимости в том, чтобы подумать о нем или извлечь его из памяти?»
«Мы уже установили, что в такой ситуации временной промежуток сокращается, но, тем не менее, остается», — ответил Франсиско.
За этим последовала жаркая дискуссия на тибетском о том, предшествует ли начальная стадия неконцептуального осознавания моменту, когда память и другие аспекты когниции займутся созданием того, что Франсиско обозначил словом «Аахх».
Далай-Лама, обрадованный возможности исследовать тему, которая очень интересовала его лично — тему различия между концептуальными и неконцептуальнйми процессами в разуме, — продолжил: «Думаю, вы согласны, что это означает только одно: первый этап — это неконцептуальное, чисто зрительное восприятие, кото
рое схватывает форму объекта; а второй — концептуальная стадия, когда человек осознает: „Ах, вот что это!" Похоже, что это вполне соответствует буддийской психологии».
«То есть только после того, как вы скажете себе: „Да, я его узнал", вы приступите к этапу решения и лишь потом нажмете на кнопку, — сказал Франсиско. — Следовательно, этот второй этап является концептуальным. На первом этапе создается только паттерн восприятия, но концептуальный процесс не идет».
Далай-Лама сразу же осознал, какие перспективы сулит это открытие, и развил свою мысль: «Вы согласитесь с тем, что это совпадает с точкой зрения буддийской психологии, считающей, что первый этап — это чисто визуальное восприятие, которое является неконцептуальным, а второй, независимо от его длительности, — это этап, когда ум осуществляет концептуальное схватывание и ' говорит себе: „Вот что это!" Например, когда я смотрю на присутствующего здесь Алана Уоллеса, то немедленно узнаю его лицо, не испытывая необходимости идентифицировать его. Другими словами, это только кажется немедленным, но на самом деле...»
«На самом деле этот процесс длится не менее двухсот миллисекунд», — подсказал Франсиско.
«Это в точности согласуется с буддийской точкой зрения, — продолжил Далай-Лама. — Даже несмотря на то что этот процесс кажется мгновенным, в действительности он не является таковым. Сначала следует первое впечатление, а потом поиск названия — концептуальное распознавание, и эти два процесса идут последовательно».
«Совершенно верно, — согласился Франсиско. — Как правило, в нормальных условиях ментальный этап не может длиться менее ста пятидесяти миллисекунд. Даже когда он кажется практически мгновенным».
Это один из ключевых моментов в буддийской эпистемологии. Первый этап визуальной когниции — это чистое восприятие, формирование необработанного безымянного образа; но вскоре после него следует ментальная когниция, шепот мысли, перелистывающей страницы памяти и позволяющей человеку узнать визуально воспринимаемый объект и найти для него название. Признание того, что первый этап когнитивного восприятия является неконцептуальным, а последующие концептуальными, открывает доступ к возможности внутреннего освобождения в буддийской модели. Это проникновение в природу кажущегося непрерывным процесса конструирования реальности представляет собой необходимый (хотя и недостаточный) шаг к освобождению ума от инерции ментальных привычек.
Когда мы Заговорили об этих процессах, то оставили позади большинство присутствующих в зале людей, включая многих ученых. Но Далай-Ламе очень хотелось услышать мнение ученых о том, что происходит во время появления в уме момента опыта, и посмотреть, как открытия науки в этой области согласуются с буддийскими моделями, описанными в знакомых ему текстах. Это была редкая возможность услышать подробное научное описание этого процесса, и он обнаружил поразительные параллели между научной и буддийской точкой зрения. Обе версии во многом поддерживали друг друга.
Современные доказательства в древнем споре
«В буддийской эпистемологии,— пояснил Далай- Лама, — постоянно ведутся споры о природе восприятия и ее взаимодействии с объектом. Представители одной школы утверждают, что зрительный опыт воспринимает объект напрямую, без посредничества ментальной репрезентации, то есть без создания мысленного образа.
Орган зрения входит в немедленный контакт с объектом. Такую точку зрения критикуют другие эпистемологи, утверждающие, что в этом процессе участвует некая нам- ба. Название этой тибетской концепции можно приблизительно перевести как „изменяющийся внешний облик" или „аспект". Эта модель сходна с моделью ментальной репрезентации, или, в данном случае, зрительного образа, в создании которого принимает определенное участие разум, — и именно она фактически сводит разрозненные сенсорные данные в понятный сенсорный образ. И только потом появляется сенсорный опыт. В итоге возникает не простая репрезентация, а зеркальный образ.
В зависимости от позиции в данном вопросе тибетская философская традиция выделяет в индийском буддизме четыре основные школы мысли. Первая школа, вайбха- шика, признает идею восприятия как простой зеркальной репрезентации. Остальные три школы утверждают, что этот процесс проходит более активно, и определенную роль в нем играет субъективная сторона, которую организует вышеупомянутая намба». Он добавил, что все школы признают существование двух фундаментально разных способов когнитивного восприятия — неконцептуального и концептуального; разногласия касаются лишь того, действительно ли даже сенсорные виды восприятия являются искаженными*.
Эти споры ведутся уже больше тысячи лет. Суть их вкратце можно сформулировать так: воспринимаем ли мы объекты в них самих (без медитации на «внутреннем» образе) или же мы зрительно воспринимаем объекты внешнего мира с помощью «внутренних» ментальных
* Между тремя школами существует соглашение о принципиальной возможности случаев неискаженного сенсорного восприятия. Но школа прасан- гика-мадхьямика настаивает на том, что любые виды сенсорного восприятия тоже обманчивы по своей природе, поскольку объекты воспринимаются как существующие в соответствии с их собственной внутренней природой, но в реальности они существуют иначе.
репрезентаций? Последней точки зрения придерживаются более сложные в философском отношении школы индо-тибетской буддийской философии*.
Далай-Лама выразил удовлетворение тем, что наука уже начала разрабатывать методы выделения этапов внутри отдельно взятого момента опыта, и это позволяло выявить продуктивные перекрестные связи между этими открытиями и тонкими нюансами буддийского мировоззрения. Затем завязался оживленный спор на тибетском о том, действительно ли первоначальный этап сенсорного опыта формируется мыслью или ментальным образом, как утверждал Джинпа. Однако Джинпа оказался одинок, и Далай-Лама не согласился с его аргументами.
Франсиско изложил научную точку зрения: «Нейронаука утверждает, что активная внутренняя организация происходит не только в сфере восприятия, но и в более широком контексте всех остальных ментальных условий, таких как память, ожидание, положение тела, движение и намерение. Процесс зрения, например, принимает во внимание то, что



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь