Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54621

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Исследования познавательных процессов в отечественной психологии очень разнообразны и потому, прежде чем переходить к анализу конкретных направлений психологии познания субъектом окружающего мира, необходимо сказать несколько слов о концептуальных позициях психологов в отношении этого предмета изучения — процессов познания. Основными познавательными процессами, более всего привлекавшими внимание исследователей, являются ощущения, восприятие, память и мышление. Отличительная черта российских исследований чувственного и рационального познания действительности состоит в рассмотрении познавательных процессов как таких психических образований, которые находят свое выражение в неразрывном единстве с их специфическим содержанием. Отраженное в психике субъекта содержание объектов предметного мира образует как бы состав его психической жизни.
Выделение познавательных процессов в качестве самостоятельного предмета психологических исследований не означало для российских психологов дизъюнктивного отделения познавательных процессов от эмоционально-аффективных и волевых. Напротив, обобщающим результатом теоретического и экспериментального анализа стал вывод С.Л.Рубинштейна о том, что «один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, — так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с
460
мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального» [96, Т. 1, с.202].
Отсюда следует, что при анализе познавательных процессов психолог не должен забывать о некоторой условности самого понятия «познавательный процесс». В реальном психологическом исследовании экспериментатор всегда имеет дело с едиными и в то же время многообразными психическими процессами познающего субъекта. Процессы получают название (память, восприятие и т. д.) по тем преобладающим в них компонентам, которые проявляются в конкретной деятельности. К такому же аналитическому расчленению изучаемого объекта психологи вынуждены прибегать и при обращении к психологическим механизмам познавательных процессов. Учитывая упомянутую условность, можно сказать, что в российской психологической традиции познание — процесс формирования и функционирования образа действительности — рассматривается как сложное сочетание трех основных групп психических образований: функциональных, операционных и мотивационных.
К функциональным образованиям относятся сенсорные функции различных модальностей (слуховые, тактильные и др.), мнемические, психомоторные, речедвигательные и т. д. Функциональные механизмы познавательных процессов всегда полимодальны и системны, они формируются в процессе накопления и обобщения индивидуального опыта. Их психологическая специфика определяется научением и способами воспитания функций (например, запоминания). В частности, на высших уровнях развития познания (например, в научной деятельности), при решении субъектом сложных мыслительных задач функциональные механизмы включают в себя изменения соотношений между компонентами познаваемой ситуации. В процессе познания функциональные взаимодействия в изучаемой ситуации и ее изменения обладают для познающего субъекта различной ценностью. Одним источником формирования ценности является отношение функциональных взаимодействий внутри ситуации к конечному результату — способствуют ли они достижению результата. Другой источник — отношение осуществляемого в процессе познания изменения ситуации к ценностям более высокого порядка. Такие ценности выражаются, например, в мнении человека о том, в какой степени предпринятые им измене-
461
ния ситуации соответствуют общим принципам выполняемой деятельности. Неоднозначность, сложность анализируемых в познавательной деятельности функциональных взаимодействий заключается в том, что конкретное изменение ситуации может быть «слабым» с точки зрения соответствия общим принципам осуществления деятельности, но «сильным» по отношению к достижимости желаемого результата.
Вместе с тем потенциалы и уровни познавательных достижений зависят и от природных свойств человека, особенно возрастных и нейродинамических. Генотипическая обусловленность развивающихся в ходе взросления онтогенетических свойств человека составляет основу функциональных механизмов познавательных процессов. Однако, как показали многочисленные эксперименты, эта основа реально существует только во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта. Накопление опыта происходит посредством анализа и синтеза, дифференци-ровки и обобщения выявляемых связей и отношений объекта познания. Эту сторону познавательной деятельности составляют сложные системы перцептивных, мнемических и других действий, которые можно назвать операционными механизмами познавательных процессов.
Операционные механизмы познавательных процессов представляют собой системы перцептивных, мнемических, интеллектуальных операций и действий, формирующихся у человека в онтогенезе в процессе накопления индивидуального опыта. Например, восприятие, как и составляющие его основу ощущения, есть преимущественно чувственное отражение субъектом внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды. Функциональные механизмы восприятия являются одним из факторов, обеспечивающих нормальный ход взаимодействия организма со средой и здоровье индивида. Операционные механизмы восприятия, с которыми связаны наиболее активные и обобщенные компоненты перцептивных процессов, обеспечивают не только реализацию их функциональных потенциалов. Важными составляющими операционной стороны перцепции являются относительно устойчивые способы действий, противостоящие нарушению или ослаблению ощущений и инволюции восприятия. В этом смысле операционные механизмы выступают как фактор стабилизации функций.
Системы действий, образующих операционные механизмы познавательных процессов, не заданы самой организацией анали-
462
заторов, с помощью которых осуществляется чувственное познание. Вследствие этого границы последнего можно существенно расширить посредством построения оптимальных режимов деятельности. Познавательные действия осуществляются с помощью различных технических и культурных средств — орудий, знаков, оказывающихся своеобразными усилителями функций. Такие опосредствованные функции специфичны для операционных механизмов познавательной деятельности. Однако овладение этими средствами требует не только времени, но и определенного уровня функционального развития, когда становится возможным оперирование орудиями и знаками. Начальный этап овладения такими средствами (манипулятивных операций с вещами, формирования первичных механизмов устной речи и др.) обычно приходится на второй-третий год жизни человека.
В.П.Зинченко, исследовавший генезис зрительного и осязательного восприятия у ребенка, убедительно обосновал этот тезис при изучении движений глаз детей, следящих за траекторией движения внешнего объекта. Он обнаружил, что на онтогенетически раннем уровне успешность или неуспешность сенсорно-перцептивных операций прослеживания маршрута определяется не столько характеристиками перцептивного действия, сколько теми структурными компонентами образа, которые формируются под влиянием стимульного объекта. В том случае когда объект движется по какому-то маршруту, то взгляд ребенка следует за ним независимо от того, очерчивает ли этот маршрут контур другого объекта. Как показано в том же исследовании, собственно операционные компоненты, реализующие движение глаз по маршрутам, относящимся к внутренней метрике объекта, сами претерпевают существенное изменение. Оно заключается в последовательном возрастном развертывании операционных компонентов, завершающемся адекватным воспроизведением контура объекта-стимула примерно к шести годам. Основная тенденция развертывания моторных компонентов как зрительного, так и осязательного восприятий состоит в увеличении числа движений, при помощи которых обследуется все большая часть поверхности и контура объекта [46, гл. IV].
Как показали лонгитюдные исследования, в раннем онтогенезе наблюдается несовпадение во времени начальных моментов развития функциональных и операционных механизмов познавательных процессов. В первые недели сознательной жизни ребенка функциональные механизмы, реализующие филогенетическую
463



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Богуславский. Психология как наука.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Шмыга Марина Викторовна. Развитие фонематических процессов у детей с ОНР
  • Интуиция; Intuition
  • Галина Васильевна Смирнова. Развивающие тренажёры
  • Имаго; Imago
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вахрушева Елена Михайловна. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Самотканова Эмма Геннадьевна. Дидактическая и развивающая игра 'Учимся играя'
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Ахметова Ильвина Ильдаровна. Сенсомоторное развитие «Познавайка».
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Кривдина Анастасия Олеговна. Сенсорное воспитание детей по средствам развивающей предметно-пространственной среды
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Мартова Татьяна Николаевна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь