|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54621
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Исследования познавательных процессов в отечественной психологии очень разнообразны и потому, прежде чем переходить к анализу конкретных направлений психологии познания субъектом окружающего мира, необходимо сказать несколько слов о концептуальных позициях психологов в отношении этого предмета изучения — процессов познания. Основными познавательными процессами, более всего привлекавшими внимание исследователей, являются ощущения, восприятие, память и мышление. Отличительная черта российских исследований чувственного и рационального познания действительности состоит в рассмотрении познавательных процессов как таких психических образований, которые находят свое выражение в неразрывном единстве с их специфическим содержанием. Отраженное в психике субъекта содержание объектов предметного мира образует как бы состав его психической жизни. Выделение познавательных процессов в качестве самостоятельного предмета психологических исследований не означало для российских психологов дизъюнктивного отделения познавательных процессов от эмоционально-аффективных и волевых. Напротив, обобщающим результатом теоретического и экспериментального анализа стал вывод С.Л.Рубинштейна о том, что «один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, — так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с 460 мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального» [96, Т. 1, с.202]. Отсюда следует, что при анализе познавательных процессов психолог не должен забывать о некоторой условности самого понятия «познавательный процесс». В реальном психологическом исследовании экспериментатор всегда имеет дело с едиными и в то же время многообразными психическими процессами познающего субъекта. Процессы получают название (память, восприятие и т. д.) по тем преобладающим в них компонентам, которые проявляются в конкретной деятельности. К такому же аналитическому расчленению изучаемого объекта психологи вынуждены прибегать и при обращении к психологическим механизмам познавательных процессов. Учитывая упомянутую условность, можно сказать, что в российской психологической традиции познание — процесс формирования и функционирования образа действительности — рассматривается как сложное сочетание трех основных групп психических образований: функциональных, операционных и мотивационных. К функциональным образованиям относятся сенсорные функции различных модальностей (слуховые, тактильные и др.), мнемические, психомоторные, речедвигательные и т. д. Функциональные механизмы познавательных процессов всегда полимодальны и системны, они формируются в процессе накопления и обобщения индивидуального опыта. Их психологическая специфика определяется научением и способами воспитания функций (например, запоминания). В частности, на высших уровнях развития познания (например, в научной деятельности), при решении субъектом сложных мыслительных задач функциональные механизмы включают в себя изменения соотношений между компонентами познаваемой ситуации. В процессе познания функциональные взаимодействия в изучаемой ситуации и ее изменения обладают для познающего субъекта различной ценностью. Одним источником формирования ценности является отношение функциональных взаимодействий внутри ситуации к конечному результату — способствуют ли они достижению результата. Другой источник — отношение осуществляемого в процессе познания изменения ситуации к ценностям более высокого порядка. Такие ценности выражаются, например, в мнении человека о том, в какой степени предпринятые им измене- 461 ния ситуации соответствуют общим принципам выполняемой деятельности. Неоднозначность, сложность анализируемых в познавательной деятельности функциональных взаимодействий заключается в том, что конкретное изменение ситуации может быть «слабым» с точки зрения соответствия общим принципам осуществления деятельности, но «сильным» по отношению к достижимости желаемого результата. Вместе с тем потенциалы и уровни познавательных достижений зависят и от природных свойств человека, особенно возрастных и нейродинамических. Генотипическая обусловленность развивающихся в ходе взросления онтогенетических свойств человека составляет основу функциональных механизмов познавательных процессов. Однако, как показали многочисленные эксперименты, эта основа реально существует только во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта. Накопление опыта происходит посредством анализа и синтеза, дифференци-ровки и обобщения выявляемых связей и отношений объекта познания. Эту сторону познавательной деятельности составляют сложные системы перцептивных, мнемических и других действий, которые можно назвать операционными механизмами познавательных процессов. Операционные механизмы познавательных процессов представляют собой системы перцептивных, мнемических, интеллектуальных операций и действий, формирующихся у человека в онтогенезе в процессе накопления индивидуального опыта. Например, восприятие, как и составляющие его основу ощущения, есть преимущественно чувственное отражение субъектом внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды. Функциональные механизмы восприятия являются одним из факторов, обеспечивающих нормальный ход взаимодействия организма со средой и здоровье индивида. Операционные механизмы восприятия, с которыми связаны наиболее активные и обобщенные компоненты перцептивных процессов, обеспечивают не только реализацию их функциональных потенциалов. Важными составляющими операционной стороны перцепции являются относительно устойчивые способы действий, противостоящие нарушению или ослаблению ощущений и инволюции восприятия. В этом смысле операционные механизмы выступают как фактор стабилизации функций. Системы действий, образующих операционные механизмы познавательных процессов, не заданы самой организацией анали- 462 заторов, с помощью которых осуществляется чувственное познание. Вследствие этого границы последнего можно существенно расширить посредством построения оптимальных режимов деятельности. Познавательные действия осуществляются с помощью различных технических и культурных средств — орудий, знаков, оказывающихся своеобразными усилителями функций. Такие опосредствованные функции специфичны для операционных механизмов познавательной деятельности. Однако овладение этими средствами требует не только времени, но и определенного уровня функционального развития, когда становится возможным оперирование орудиями и знаками. Начальный этап овладения такими средствами (манипулятивных операций с вещами, формирования первичных механизмов устной речи и др.) обычно приходится на второй-третий год жизни человека. В.П.Зинченко, исследовавший генезис зрительного и осязательного восприятия у ребенка, убедительно обосновал этот тезис при изучении движений глаз детей, следящих за траекторией движения внешнего объекта. Он обнаружил, что на онтогенетически раннем уровне успешность или неуспешность сенсорно-перцептивных операций прослеживания маршрута определяется не столько характеристиками перцептивного действия, сколько теми структурными компонентами образа, которые формируются под влиянием стимульного объекта. В том случае когда объект движется по какому-то маршруту, то взгляд ребенка следует за ним независимо от того, очерчивает ли этот маршрут контур другого объекта. Как показано в том же исследовании, собственно операционные компоненты, реализующие движение глаз по маршрутам, относящимся к внутренней метрике объекта, сами претерпевают существенное изменение. Оно заключается в последовательном возрастном развертывании операционных компонентов, завершающемся адекватным воспроизведением контура объекта-стимула примерно к шести годам. Основная тенденция развертывания моторных компонентов как зрительного, так и осязательного восприятий состоит в увеличении числа движений, при помощи которых обследуется все большая часть поверхности и контура объекта [46, гл. IV]. Как показали лонгитюдные исследования, в раннем онтогенезе наблюдается несовпадение во времени начальных моментов развития функциональных и операционных механизмов познавательных процессов. В первые недели сознательной жизни ребенка функциональные механизмы, реализующие филогенетическую 463 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|