|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46615
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Когда в возрасте примерно шести лет ребенок покидает домашнее убежище и попадает в обстановку школы и площадки для игр, его ждут новые переживания по поводу собственных неудач и насмешек окружения. Особенно может страдать от беспощадных насмешек других детей хромой ребенок или ребенок с каким-то заметным шрамом (или принадлежащий к группе меньшинств). Такие травмы имеют длительное влияние. Чувствительный ребенок может расти постоянно больным, или у него возникает чувство неполноценности, которое продолжается всю жизнь, даже если он достигает в последующие годы оглушительного успеха. Это все примеры «персевера-тивной функциональной автономии», вызванной острыми «психологическими ранами», причиненными определенными, поддающимися датировке событиями.
В жизни американского мальчика особенно важен пубертатный период, когда он должен начать двигаться по восходящей лестнице возмужания. Он должен преодолеть критический «барьер маменькиного сынка». Быть может, драка на кулаках, состязание по ходьбе, взрослая стрижка или какой-то отважный поступок помогут ему достичь цели. Если это произойдет, то перед ним откроется жизнь «нормального мальчика». Если барьер не был успешно преодолен, может произойти радикальное изменение в жизни, начнут развиваться новые виды компенсации, новый образ Я. Вскоре возникают новые требования от группы сверстников, включая взаимоотношения с противоположным полом. Развиваются религиозные интересы. Переживания успеха и неудачи, угрызений совести и вины, обращения, детской люб- 39 Leonard W E The locomotive God N Y Appleton-Century-Crofts, 1927 Эта автобиография отличается литературными достоинствами и психологической привлекательностьтю О персевера-тивных неврозах у животных см Masserman J H Behavior and neurosis Chicago Umv of Chicago Press, 1943 40 Levy D M On evaluating the «specific event» as a source of anxiety // Anxiety / Ed by P H Hock, J Zubin N Y Grune& Stratton, 1950 328 Структура и развитие личности ви могут быть крайне важны. Это новые миры, которые надо завоевать, экзамены в колледже, которые надо сдать, профессия, которую надо выбрать, средства к существованию, которые надо заработать. На всех этих критических стадиях возможна встреча с травматическим переживанием. Во взрослые годы шок, вызванный неудачей в бизнесе, болезнью, тяжелой утратой, также может привести к быстрым и глубоким изменениям. Однако, как правило, после тридцати лет личность гораздо меньше подвержена внезапным потрясениям, чем до этого возраста. Больше всего критических и резких перемен происходит в подростковом возрасте. Не надо думать, что все изменения в жизни отмечены какими-то травмами. Напротив, в большинстве случаев жизнь меняется постепенно, хотя все люди могут указать на живые и впечатляющие эмоциональные переживания. На самом деле, невозможно провести резкую границу между травматической и постепенной трансформацией. В одной группе автобиографий, собранных у студентов колледжа, оказалось, что более 10 % описали отчетливо травматические события, внезапно трансформировавшие большую область их личности. На прямой вопрос 48 % заявили, что у них имелись необычные впечатляющие эмоциональные переживания, но в редких случаях они приводили к внезапной переориентации жизни. Собственные травмы. Как мы отметили, отдельное волнующее событие может создать некоторую доминирующую персеверативную систему (фобию, отвращение, ритуал). Но такие события могут также положить начало смещению центра образа Я и тем самым повлиять на эволюцию функционально автономных проприативных состояний. Некоторые травмы просто замораживают страхи и ограничивают рост, другие меняют направление развития. Антрополог Рут Бенедикт рассказывала, что ее отец умер, когда ей было всего лишь два года Каким-то образом, несмотря на горе, трагическая сцена у гроба отца дала ей впечатление, что мир смерти — мирный и красивый Позже, в возрасте шести лет, она рассматривала свое потайное место в стоге сена как свою «могилу» Она пишет « Меня озарило — я поняла, что всегда и без проблем могу быть сама с собой, и что если я никому не расскажу о вещах, которые для меня важны, никто не сможет отнять их у меня Я думаю, это было фундаментальным знанием, которым я жила до тридцати пяти лет »41 Из этих эпизодов двух- и шестилетнего возраста Рут Бенедикт выковала свой стиль жизни на много лет. Следующие два эпизода имеют дело с травматическими переживаниями в школе и колледже. Женщина, которой сейчас шестьдесят лет, прослеживает свою неизменную преданность поэзии в значительной степени до эпизода на уроках по Вергилию в средней школе Она выполняла обычный перевод, трудный и скучный Учитель, в сотый раз пытаясь придать смысл задаче, спросил, как отрывок был бы выражен в Библии К счастью, она уловила ссылку и сказала «Склони твое ухо к моей мольбе» И именно в этот момент ее буквально озарило необыкновенно сильное переживание красоты поэзии Это чувство к поэзии она пронесла через всю жизнь Некий новичок в колледже, пришедший из семьи с низкой культурой, высокомерно презирал всяческую интеллектуальную деятельность Он был плохо подготовлен к колледжу, непривычен к учебе и чудовищно безграмотен Особые трудности у Цит по An anthropologist at work / Ed by M Mead N Y Basic Books, 1959 P 102 Трансформация мотивов 329 него были в курсе английского сочинения Однажды, когда преподаватель в очередной раз устало бранил его, мальчик в очередной раз огрызнулся «Я не люблю английский, никогда не любил и никогда не полюблю» Но настойчивый учитель скучающим тоном сказал «Сейчас я говорю не об английском, а о твоей жизни» Эффект был совершенно ошеломляющим Удар каким-то образом попал в цель Парень не только изменил свою манеру поведения, но увлекся предметом, получил высокие оценки, вступил в общество «Фи Бета Каппа» и в конце концов стал учителем английского Нет нужды говорить, что принятие и использование таких травматических переживаний должно быть как-то подготовлено. Происходит, по-видимому, то, что старые материалы в личности внезапно перегруппировываются и обретают новое значение. Уильям Джеймс говорил об эффективных религиозных обращениях как об «изменении центра» жизни. Это понятие хорошо описывает то, что, наверное, происходит во всех случаях травматических трансформаций. Резюме В этой длинной главе много о чем говорилось. Утверждалось, что простая гоме-остатическая теория мотивации неадекватна. Утверждалось также, что мы не можем понять роль, которую играют взрослые мотивы, просто проследив их назад до их происхождения в детстве. Различия между юными и взрослыми мотивами громадны. Явление трансформации мы называем функциональной автономией. Это понятие относится к любой приобретенной системе мотивации, напряжения в которой отличаются по своей природе от тех, из которых развилась эта приобретенная система. Некоторые функционально автономные системы являются персеверативными, то есть локальными самоподдерживающимися системами; однако другие имеют отношение к центральным тенденциям жизни и должны рассматриваться в контексте развития проприума, как характеристики самой природы человека. Таким образом, в функциональной автономии участвуют как квазимеханические, так и проприатив-ные функции. Большинство трансформаций происходит постепенно, но некоторые внезапны и травматичны. Глава 12. Зрелая личность Предлагаемые критерии зрелости — Расширение чувства Я — Теплота в отношении к другим — Эмоциональная безопасность (принятие себя) — Реалистическое восприятие, умения и задачи — Самообъективация понимание и юмор — Единая философия жизни — Психотерапия — Замечания о старении — Резюме Длинный обзор развития самости, мотивации, когнитивных стилей в конце концов приводит нас к решающему вопросу: как выглядит зрелая личность! Мы не можем ответить на этот вопрос, пользуясь только психологическими понятиями. Чтобы оценить человека как психически здорового, разумного, зрелого, надо знать, что такое здоровье, разумность и зрелость. Одна психология не может ответить нам. Здесь в определенной степени присутствуют этические суждения. Когда Фрейда спросили «На что должен быть способен нормальный человек7» — он ответил «Он должен быть способен любить и работать» Мы согласны с этим утверждением, но спрашиваем «Все ли это, на что должен быть способен нормальный человек7» Другой врач, Ричард Кэбот, удвоил перечень работать, любить, играть и молиться Это те деятельности, которыми живет здоровый человек1 Наше предпочтение того или другого перечня имеет этические основания, а не базируется на научном факте Одна наука никогда не может сказать нам, что является разумным, здоровым или хорошим У разных народов имеются довольно разные концепции здоровья. В некоторых культурах единственно «разумным» считается тот, кто до полного самозабвения следует традициям племени и служит укреплению его благосостояния. Стандарт западного мира акцентирует индивидуальность, реализацию собственных, личных возможностей человека. К счастью, западные культуры имеют в значительной мере согласованные представления относительно норм разумности, здоровья или зрелости (мы будем использовать эти понятия как взаимозаменяемые). В этой главе мы исследуем и проясним эти общие основания согласия. Но сначала сделаем четыре предварительных замечания. 1 Cabot R С What men live by Boston Houghton Mifflin, 1914 Зрелая личность 331 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|