|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122093
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.
Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям окружающего мира. Данное понятие возраста включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки, мотивы. Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Определяя суть данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в барах в поисках партнерши...» В понятие биологического возраста чаще всего включают соответствие человека определенному моменту жизни. С этой точки зрения биологический возраст весьма вариативен, потому что существуют значительные различия в продолжительности жизни людей. Однако, рассматривая закономерности развития когнитивной сферы, понятие биологического возраста мы будем сопоставлять с особенностями динамики психофизиологических функций. Именно эти функции определяют закономерности функционирования психических познавательных процессов, поскольку любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации fпотребностей, установок, интересов и ценностной ориентации). Каковы основные характеристики психофизиологических функций индивида, достигшего возраста ранней взрослости? РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 403 обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал. Прежде всего следует отметить особенности общего проявления психофизических функций. Это можно проследить на примере изменения времени реакции (ВР). Так, из работ Е. И. Бойко, посвященных изучению времени реакции человека (1964), известно, что у детей время реакции существенно больше, чем у взрослых. Комментируя этот факт, Е. И. Бойко пишет: «Казалось бы, он находится в противоречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее общая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорачивании ВР, начиная с 3/2 лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более постепенным его удлинением по мере процесса старения организма». Таким образом, к 23-25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека. Так, исследования П. П. Лазарева и его сотрудников, посвященные изучению чувствительности различных модальностей (периферического зрения, слуха, кинестезии) у людей разных возрастов, позволили сделать вывод о том, что чувствительность «периферического зрения, слуха, центров движения и, вероятно, других центров зависит от возраста» (1945). Причем пороговые значения, полученные для 20-летнего возраста, как полагал П. П. Лазарев, могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека. На рубеже 20 лет П. П. Лазаревым была отмечена максимальная чувствительность слуха, зрения и двигательных центров. Однако в последующих работах Л. А. Шварц (1948) и С. В. Кравкова (1950) было доказано, что сенсорный оптимум достигается к 25 годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста. Максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста. Примечателен тот факт, что в процессе исследования закономерностей онтогенетической эволюции чувствительности (ее постепенного повышения к 18-25 годам, а затем стабилизации в 25-50 лет) было обнаружено, что они легко соотносятся с кривой возрастных изменений времени реакции. Характеризуя генетическую общность этих явлений, Б. Г. Ананьев говорит о том, что «в процессе индивидуального развития аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Более того, именно синтетическая деятельность обеспечивает как бы расширенное воспроизведение потоков информации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама является фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций в процессе старения». 404 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) Аналитическая деятельность полушарий — деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы. Синтетическая деятельность полушарий — деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный психический образ. Сенсибилизация — повышенная чувствительность нервных центров под влиянием действия раздражителей. Сенсорно-перцептивные процессы — процессы получения чувственной информации о предметах и явлениях окружающей действительности. I «-. Таким образом, можно говорить о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функций в значительной степени определяется особенностями функционирования высших психических процессов. Вероятно, этим объясняется и то, что каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», точек подъема, так как процесс развития носит неравномерный характер. Один из этих «пиков», сопровождающихся конвергенцией ряда сенсорных функций, располагается в зоне ранней зрелости (18—25 лет), а другой может иметь место и позже — в период общей стабилизации функций. Кроме этого, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, но ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Об этом свидетельствуют исследования Н. В. Тимофеева и К. П. Покрывалова (1950), Б. Г. Ананьева и Е. Ф. Рыбалко (1964), а также других исследователей. Характеризуя данное явление, Б. Г. Ананьев высказывает предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то основное условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процессе труда». По мнению Б.Г.Ананьева, сенсорные функции, включенные в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную, усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях (оптимальной нагрузки, сенсибилизации, усиленной мотивации, операционных преобразований функции) происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций. Следует отметить, что данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но в равной мере относится и к так называемым высшим психическим функциям человеческого интеллекта. Так, большинство исследователей возрастного развития интеллекта констатируют относительно ранние сроки появления оптимального уровня развития человека, а затем постепенное снижение с возрастом функциональной работоспособности мышления, памяти и произвольного внимания. Причем в ряде работ (Пако С, 1960; Ховланда К., 1963) приведены мнения и аргументы исследователей, полагающих, что оптимум развития интеллектуаль- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|