Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61412

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

е новый волновой сигнал — новый „Ааахх". Через какое-то время эти сигналы синхронизируются: они будут начинаться и заканчиваться одновременно. Таков базовый механизм».
* Варела Ф., Лашо Ж.П., Родригес Э., Мартинери Ж. Мозговая паутина: фазовая синхронизация и глобальная интеграция (F. Varela, J.P. Lachaux, Е. Rodriguez, and J. Martinerie, «The Brainweb: Phase Synchronization and Large- Scale Integration». Nature Reviews: Neuroscience 2 (2001): 229—39).
Далай-Лама спросил: «Можно ли обнаружить разницу в зависимости от того, как далеко вы расположите два датчика в пределах конкретного участка мозга?»
«Разумеется, — сказал Франсиско. — Мы используем шлем с датчиками, который накрывает весь мозг. Но в первую очередь нас интересуют точки, расположенные как можно глубже, ведь мы исследуем глобальную интеграцию. Интеграция на местном уровне — это совсем другой случай: там, где нейроны расположены очень близко, они почти неизбежно синхронизируются, поскольку они взаимосвязаны. Они настолько близки друг к другу, что напоминают семью. Но если продолжить эту аналогию, то возникает вопрос: может ли одна семья здесь, в Дхарамсале, синхронизироваться с другой семьей, живущей в Дели? В этом случае нужен специальный механизм, который позволит семьям сделать это».
Затем Франсиско показал слайд с контрастным чер- но-белым узором, который на первый взгляд представлял собой набор клякс, но при более тщательном рассмотрении превращался в женское лицо.
Воспринимаемое положение
Невоспринимаемое положение
«Теперь вы его видите? — спросил он. — Стоит вам его увидеть, как вы уже не можете увидеть что-то другое, правильно? Это так называемые „лунные лики", или
сверхконтрастные изображения. Увидеть их не так просто, но большинство людей различают их сразу же, даже при минимальном уровне внимания.
Эти лица легко распознаются, когда демонстрируются в правильном положении». Затем, повернув изображение вверх ногами, он спросил: «А теперь вы видите здесь лицо? Честно говоря, это мало кому удается. Перевернутые зрительные раздражители прочитываются гораздо труднее. В исследовательских целях мы называем первое изображение воспринимаемым положением — люди рано или поздно различают лицо, а более сложное — невоспринимаемым положением, потому что в этом случае люди, как правило, вообще не могут его распознать».
Анатомия момента
После этого Франсиско продемонстрировал схему последовательности и длительности этапов момента опыта*. В парижской лаборатории Франсико был проведен эксперимент по деконструкции этого момента, в ходе которого у испытуемых добровольцев снимали показания ЭЭГ и одновременно просили их нажимать на кнопку сразу же, как только они распознавали показанное изображение. Процесс идет с исключительной скоростью, настолько быстро, что измерять его приходится в миллисекундах — тысячных долях секунды.
Как показано на схеме (с. 562), в течение первых 180 миллисекунд после показа черно-белого изображения разум испытуемого приходит в движение. Акт распознавания происходит через 180—360 миллисекунд по-
* Родригес Э., Джордж H., Лашо Ж.П., Мартинери Ж., Рено Б., Варела Ф. Тень восприятия: дальняя синхронизация активности человеческого мозга (Е. Rodriguez, N. George, J.P. Lachaux, J. Martinerie, B. Renault, and F. Varela, «Perception's Shadow: Long-Distance Syncronization of Human Brain Activity». Nature 397 (1999): 430-33).
еле начала показа, то есть в конце первой трети секунды. В следующую шестую долю секунды после распознавания мозг человека возвращается в состояние покоя. Движение — нажатие на кнопку — происходит в течение следующей шестой доли секунды. Вся последовательность завершается раньше, чем истекают три четверти секунды.
«Когда все начинается, то в первую десятую часть секунды не происходит ничего. Мне нравится сравнивать этот этап с попыткой завести мотор машины. — Франсиско зарычал, имитируя звук стартера. — Каждый нейрон пытается найти себе союзников, чтобы сформировать синхронные группы», — отметил он, показав на схеме первую голову, где не было никаких соединяющих линий и изображение еще не было распознано.
На второй голове внезапно возникало множество перекрестных соединений (они обозначались черными линиями), создаваемых клетками мозга, расположенными в самых разных его частях. «Затем начинают формироваться группы; возникает паттерн. Этот процесс можно считать непредвиденным, поскольку никто не заставляет нейроны синхронизироваться — скажем, между вот этим датчиком и вот этим. Они синхронизируются по собственной инициативе. Этот этап — и это подтверждают данные других видов измерений — длится примерно одну третью долю секунды, до момента фактического распознавания лица на картинке.
После завершения распознавания, как видите, появляется множество зеленых линий, которыми обозначается активность, противоположная синхронизации. Все, что есть в мозге, выходит из режима синхронизации. Каждый нейрон производит колебания на собственной частоте. „Аахх" сменяется на „Пшшш", — сказал он, беспорядочно покрутив руками вокруг головы. — Другими словами, мозг отдает команду: „Стереть этот паттерн колебаний"».
Раздражители
ь
Воспринимаемое положение
ч
Невоспринимае- мое положение
Показ Распознавание Распространение Моторная
изображения (180—360мс) синхронизации реакция (0~180мс) (360—540мс) (540-720ж)
Тонкие движения разума
Далай-Лама слушал с особым вниманием, слегка покачиваясь вперед-назад в своем кресле. Теперь он сказал: «А почему бы вам не провести исследование, используя вместо зрительного раздражителя слуховой — звук? Тогда вы тоже смогли бы понаблюдать за этими процессами — синхронизации на втором этапе и десинхронизации на третьем, ведь так? А затем сравнить эту динамику с визуальными раздражителями, чтобы посмотреть, не обнаружится ли на третьем этапе такой же паттерн?»
«Такой эксперимент мы уже провели, — ответил Франсиско, — и обнаружили те же самые паттерны. Мы проводили эксперименты со слуховыми раздражителями, с памятью и с разделением внимания между слуховыми и зрительными раздражителями. Ответ всегда одинаков: в момент начала восприятия всегда возникает один конкретный паттерн, после чего наступает момент распо
знавания, после которого в момент моторного действия (то есть нажатия на кнопку) начинает формироваться новый паттерн.
Следующая схема синхронизации возникает в новой группе нейронов, когда человек вспоминает, что ему нужно нажать на кнопку, то есть за распознаванием следует „Пшшш" — десинхронизация. Затем человек вспоминает, что нужно нажать на кнопку, а для этого требуется новый паттерн или синхронизация в новом паттерне нейронов».
«Это должно означать, что роль нейронов считается исполненной сразу после достижения синхронизации», — заметил Далай-Лама.
«Совершенно верно — их функция кратковременна. И это мне нравится больше всего. Это соотносится с быстротечностью ментальных факторов». Франсиско имел в виду базовые элементы, из которых состоит каждый момент осознавания в модели разума буддийской аббхид- хармы. «Они приходят и уходят, и они же коррелируют с кратковременными нейронными паттернами. Для меня это было большим открытием. Мозг активно уничтожает результаты своей работы; он создает промежуток времени, который становится маркером перехода от предыдущего момента к следующему. Сначала идет распознавание, потом действие, но эти этапы разделены межд



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь