Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50388

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо – все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Мимические движения подразделяются на: 1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.; 2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.; 3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.; 4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности; 5) подражательные мимические выражения; 6) мимику удовольствия-неудовольствия; 7) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.*
* См.: Пиз А. Язык жестов (перев с англ.). М., 1992.

Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. В жестах проявляются внимание и уважение, пренебрежение и презрение, властность и высокомерие. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно.
Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица – происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты – прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др. (В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.) Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони – жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка – сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками – о враждебном отношении.
Закройте глаза и спрячьте руки, если вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, – к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека.
Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, – один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, "пялящий глаза", кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.
В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.
Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Бегающий или "липкий" взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и малокультурности.
Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.
На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.
Вербальные и паравербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Многие эмоционально-экспрессивные проявления могут быть подсознательными и выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.
В процессе общения широко используется обратная связь – реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит и в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.
Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

§ 3. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.
Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов – людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attributio – придаю, наделяю) – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.
Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.
Воспринимаемый социальный объект также не пассивен – он стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ – имидж, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению
Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах
Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков ("эффект положительного ореола") Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция ("эффект отрицательного ореола").



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь