|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47089
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Проприативные соображения. Возвращаясь к функциональной автономии, мы теперь готовы утверждать, что вдобавок к квазимеханическому рассмотрению, предложенному выше в качестве частичного объяснения, нам нужны по меньшей мере три дополнительных принципа, тесно связанных с проприативными функциями личности. Взятые вместе, они равносильны утверждению, что функциональная автономия образуется потому, что она является сущностью или сердцевиной целенаправленной природы человека.
1. Принцип организации уровня энергии. Рассмотрим человека, который после хорошего обеда и отдыха оглядывается в поисках новых миров для завоевания. Подобно всем здоровым людям, он должен что-то делать со своей энергией. Если его рутинные мотивы (выживания и удовлетворения влечения) не поглощают все его силы, он будет вынужден «изобретать мотивы». Здоровая женщина, достигшая средних лет и больше не занятая заботой о детях, будет жадно искать, «чем заняться». Такая женщина будет чувствовать себя несчастной, пока у нее не появятся новые интересы — к политике, социальной службе, искусству, учебе или к каким-то подобным целям. 35 См Stagner R Homeostasis as a unifying concept m personality theory // Psychological Review 1951 Vol 58 P 5—17, Mowrer О H A cognitive theory of dynamics Review of R S Woodworth «Dynamics of behavior»//Contemporary Psychology 1959 Vol 4 P 129—133 36 Cannon W В The wisdom of the body N Y Norton, 1932 37 Tbidem P 323 Трансформация мотивов 325 Эта линия мышления не объясняет, как возникает конкретный мотив, но она дает нам важный базовый план для теории приобретенных мотивов. Должны существовать мотивы, потребляющие доступную энергию человека. Если существующих мотивов недостаточно, развиваются новые. Если у бездельничающего подростка нет конструктивных интересов, занимающих его время, он легко переходит к бунту, вандализму или преступлению, чтобы дать выход своей энергии. Мы говорим: природа человека такова, что новые мотивы должны вырастать в здоровой жизни в дополнение к гомеостатическим мотивам, которых явно недостаточно. 2. Принцип мастерства и компетентности. Здесь мы ссылаемся на обсуждение мотивационных теорий, постулирующих «изменяющиеся энергии». Некоторые из них полагают, что базовым побуждением в жизни является мастерство («первичность поведения»), которое в разных возрастах принимает разные новые формы. С этим сходны принципы «компетентности» или «адекватности», а также «мотивы роста» и «самоактуализация». Короче говоря, многие теории личности убеждены, что движущая сила человеческой жизни лежит не столько в удовлетворении первичных влечений и их производных, сколько в осуществлении трансакций сверх этого минимального уровня существования. Прослеживая развитие зрелых мотивов, Шарлотта Бюлер указывает на обычно встречаемую последовательность Во-первых, новые и странные объекты вызывают тревогу (ребенок может быть напуган щелчком выключателя электрической лампы, взрослый может испытывать дезориентацию и тревогу в новом незнакомом городе) Однако вскоре приходит нормальное избавление от тревоги Затем возникает «потребность знать и контролировать» новый и «опасный» объект или ситуацию Наконец, наступает конструктивное его использование, позволяющее индивидууму расширить свой прежний диапазон компетентности и контроля «Другими словами, индивид продвигается от своего приспособления к окружению к приспособлению окружения к себе»38 Таким образом, ясно, что многие авторы отрицают «реактивную» точку зрения на человека. У человека есть энергия для использования, пробивающая путь за пределы потребности реагировать. Прежде всего, у него есть расширяющийся образ себя (концепция того, чем он хотел бы быть), и достижение этой цели во многом или даже в основном направляет его поведение. 3. Принцип проприативного структурирования. Концепция функциональной автономии не означает, что в зрелом паттерне каждый мотив автономен от любого другого; она также не означает, что мотивы разлетаются как множество независимых движущих сил вне зависимости от структуры проприума. За исключением определенных изолированных персеверативных систем, функционально автономные мотивы являются высоко проприативными, то есть прочно коренящимися в Я. По сути, они составляют значительную часть Я (см. главу 6). Таким образом, важная часть нашего ответа на вопрос о том, как образуется функциональная автономия, состоит в том, что этого требует структура Я человека. Молодой человек намеревается стать врачом, человеком мира, политиком или отшельником. Ни одна из этих амбиций не является врожденной. Все это приобретенные интересы. Мы утверждаем, что они существуют сейчас не вследствие отдаленно- ' Buhler Ch Maturation and motivation // Dialectica 1951 Vol 5 P 312-361 326 Структура и развитие личности го подкрепления Скорее они существуют потому, что постепенно формирующемуся образу Я требуется именно этот конкретный мотивационный фокус Должны ли мы далее сказать, что именно существование Я объясняет функциональную автономию9 Этот ответ опасен, так как он подразумевает, что мистический внутренний агент (душа) в конечном счете придает форму динамическим силам жизни Мы уже высказали сильное неприятие сомнительной процедуры поиска объяснений в терминах отдельного Я Мы предпочитаем говорить, что сущностная природа человека такова, что подталкивает к относительной унификации жизни (никогда полностью не достигаемой) В этой тенденции к унификации мы можем распознать много центральных психологических черт Среди них — поиск человеком ответов на «трагическую триаду» проблем страдание, вина, смерть Мы видим также его усилия установить связь со своими ближними и с миром в целом Мы видим, что он пытается открыть свое особое место в мире, установить свою «идентичность» Как следствие этого поиска (который и есть сама суть человеческой природы) мы отмечаем, что поведение человека в большой степени проактивно, интенционально и уникально для него В этот тотальный процесс включено чувство самости (образ Я) Однако порождает его не Я (как отдельный субъект) Самость есть отражение этого фундаментального процесса становления С этой точки зрения функциональная автономия — это просто способ утверждения, что мотивы человека меняются и развиваются в течение жизни, потому что это заключено в природе человека Только теоретикам, преданным реактивной, гомеостатической, квазизакрытой модели человека, оказывается трудно с этим согласиться Травматические трансформаиии Изменения мотивов обычно так постепенны, что нельзя сказать, где исчезает один и появляется другой Любовь к музыке ради нее самой может лишь постепенно заменить прилежные занятия, религиозное стремление может медленно развиться из религиозной рутины, забота о других может шаг за шагом сменять детский эгоцентризм Изменения могут действовать так же постепенно, как прилив, поднимающий сидящее на мели судно, пока вдруг оно не окажется на плаву Но некоторые трансформации происходят внезапно и имеют далеко идущие последствия Жизнь может быть перевернута одним решающим событием обращение святого Павла или Толстого, итальянское путешествие Гете, заражение Ницше от проститутки Такие травматические трансформации составляют особый пример функциональной автономии Травматические изменения могут относиться либо к персеверативному типу функциональной автономии, либо к проприативному типу Рассмотрим вкратце оба типа Персеверативные травмы. Мы отметили, что мотивы избегания никогда не угасают Обжегшийся ребенок боится огня навсегда Если страх необычайно глубок и навязчив, мы говорим о фобии У многих людей есть иррациональные, но неискоренимые страхи такого типа Ребенка младше трех лет так ужаснул несущийся локомотив, когда он ненадолго отдалился от матери, что над всей его жизнью господствовал страх потери безопасности Став взрослым, он мог отдаляться от своего дома не больше чем на несколько Трансформация мотивов 327 кварталов С возрастом ситуация ухудшалась В конце концов этот страдалец (он работал учителем) был вынужден проводить занятия со студентами колледжа у себя дома39 Дэвид Леви, детский психиатр, пишет, что «отягощенные тревогой события, согласно моим записям, часто происходят в течение первых двух лет жизни»40. Дети, которые еще не могут понимать или контролировать свое окружение, находятся во власти пугающих событий. Хирургическая операция, случаи, когда дети «теряются» на улице города, грозовые молнии, необдуманные отвергающие действия со стороны родителей, переезд в новое окружение, смерть в семье — все эти и другие специфические события могут раз и навсегда устанавливать фобические тенденции, возможно, с любопытными ритуалами безопасности со стороны ребенка. И эти системы могут продолжать существовать годами, иногда всю жизнь. Некоторые психиатры (например, О. Ранк) утверждали, что травма рождения — это катастрофическое событие, которое, вероятно, оставляет постоянный шрам на каждом смертном. Можно, однако, усомниться, обладает ли нервная система при рождении достаточной зрелостью, чтобы надолго запечатлеть событие рождения. Как бы то ни было, разумно согласиться с Леви в том, что в довербальный период жизни ребенок особенно чувствителен к потрясениям, которые он не может ни понять, ни обсудить, ни рационально пережить. Появление нового малыша с вытекающим отсюда чувством ревности, раннее переживание тяжелой утраты или переход в приемную семью — это все готовые поводы для травматических переживаний. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|