|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 109987
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Расклад «ИМПЕРАТРИЦА»
Император: 4 Астрологическое соответствие: Овен Каббалистическая буква: П Хе Путь на Древе Жизни: отХокмы (Мудрости) кТиферет (Красоте) ИМПЕРАТОР арологи, интерпретирующие Императора, обычно прибегают к двум различным методам, сочетать которые нелегко, так как на самом деле они противоположны друг другу. В результате многие принимают один подход и игнорируют другой или же считают его ошибочным. Это само по себе несколько «императорское» отношение. Однако обе стороны объединяет вера в структуру, в правила и в необходимость выбора правильного пути. Вот вам обе интерпретации по порядку, так сказать, номеров. Люди Императора вообще очень любят пронумерованные списки — они вносят хоть какой-то порядок в хаотическое мельтешение реальности. 1. Законы общества Социальная структура. Власть, авторитет. Иерархия и сила, порядок и контроль. Все это до некоторой степени отражено и в рай- деровском суровом немолодом Императоре, сидящем на своем каменном троне в пустыне. Позади него течет небольшой ручеек. На карте Императрица мы видели полноводную реку эмоций и женской сексуальности, уходившую под землю и протекавшую под престолом Императрицы, выглядевшим скорее как кушетка или ложе. На карте Император воды жизни превратились в скудный родничок средь иссушенных земель, по берегам которого даже ничего не растет ■— ни цветов, ни деревьев, ни колосьев. Старшие арканы В старых, не таких жестких вариантах карты, как в Марсельском Таро и Таро Висконти, Император несет на своем щите или на короне образ черного орла; орел во многих колодах есть и у Императрицы. По мнению историков Таро, орел (и, разумеется, сами названия карт) свидетельствует о том, что перед нами владыки Габсбургской империи, ставшей наследницей Священной Римской империи, которая возникла еще в 800 году. Тогда папа короновал в Риме Карла Великого как преемника римских цезарей. Следующая за Императором карта, ныне известная в эзотерических колодах как Иерофант, первоначально называлась Папой, да и до сих пор так называется в большинстве колод европейского происхождения. Император и Иерофант образуют альянс, возможно, куда более прочный, чем даже Император и Императрица, представляющие противоположные, но все же взаимодополняющие качества. Священная Римская империя просуществовала до 1806 года, хотя ее влияние и власть оказались куда более долговечными. Как бы там ни было, даже официальный срок ее существования насчитывает тысячу лет — а до нее столько же лет существовал античный Рим (который я все равно про себя называю «настоящей» Римской империей). Когда Гитлер назвал Германию «Третьим рейхом» и объявил, что этот режим продлится тысячу лет, он тем самым претендовал на преемственность от античного Рима и Священной Римской империи. Гитлер и прочие тираны извращают идеал Императора. Они берут его власть, но без его добродетели и служения. За подлинными, чистыми отражениями этого архетипа нам придется обратиться к мифам и литературе. Король Артур со своим кодексом рыцарства— «сила на службе закона», как его иногда называют, — представляет собой как раз такого идеального Императора, и в современных колодах он нередко выступает как модель для этого аркана. Для многих американцев старшего поколения современным Императором был Франклин Рузвельт — прямая противоположность Гитлеру и Сталину, — а леди Элеонора была настоящей Императрицей. Кое-кто из представителей следующих поколений воспринимал точно так же Рональда Рейгана, хотя многие (и я в том числе) с этим не согласились бы. w Император 2. Божественный закон Здесь речь пойдет о мужском, маскулинном аспекте этой карты. Император представляет абстрактный принцип творения и универсальные законы — такие как четыре закона физики. Когда реальность рассматривают светская наука или метафизика, они пытаются за миллионами вещей и явлений разглядеть некие основополагающие принципы, управляющие их функционированием. Открытия подобного рода прежде всего рассматривались людьми как достижения логики и разума. Подразумевалось, что ученый анализирует процессы, происходящие в природе, затем удаляется от суеты и при помощи «высшей» силы интеллекта постигает искомые принципы. Современная наука старается делать выводы на основе наблюдений. Вы собираете данные, проводите эксперименты и из всей полученной информации пытаетесь вычленить те самые основополагающие принципы. Слово «пытаетесь» носит здесь очень важный характер, поскольку ученые, как и все нормальные люди, часто имеют предвзятое мнение или даже оказываются во власти предрассудков. Мы, в конце концов, не Императоры, а всего лишь люди, и у каждого из нас своя жизнь. Эта более абстрактная версия Императора опирается на те традиции, в соответствии с которыми он изображен на карте сидящим на троне в профиль к зрителю. Каббалисты иногда изображают так Бога—Царя (мужской аспект божественности) — старик в профиль на троне. Он не смотрит на зрителя и тем самым как бы держит дистанцию. В каббалистических текстах часто фигурирует идея «увидеть Бога лицом к лицу», то есть получить полное откровение, превышающее возможности нормального человеческого восприятия. В Библии Моисей молит Бога о милости увидеть его непосредственно. Йод-Хе-Вав-Хе, Бог с непроизносимым именем, связанный в Таро с четырьмя мастями и четырьмя рангами придворных карт (имя это обычно переводится как «Господь», хотя «Бесконечность», возможно, было бы лучше), объясняет Моисею, что он умрет, если Увидит лик Бога. Но если он спрячется в расселине скалы, то сможет увидеть, как Бог проходит мимо. Для евреев Моисей был величайшим в мире пророком (христиане и мусульмане, конечно, ста- *и бы голосовать за Иисуса или Мухаммеда), но даже и он не мог видеть Бога в полной мере, иначе — если бы это было ему дано, он умер бы для физического мира и перешел в некое высшее состояние бытия. А ведь как раз в это время еврейский народ нуждался в вожде, который бы освободил его от рабства. Точно так же христиане верят, что Бог воплотился в Иисусе, чтобы спасти людей от смерти (лично я уверена, что спасение от греха было позднейшей идеей). Сидящий в профиль Император есть видение Божественного, одновременно полное смысла и пребывающее за пределами всякого человеческого постижения. В истории Моисея есть и еще один момент, на который стоит обратить внимание, поскольку он раскрывает не вполне явные грани образов Императора и Императрицы. С самого раннего этапа истории символов — то есть буквально с каменного века — расселина в скале означает вход в тело богини, лоно Геи-Земли, источник жизни и возрождения. Иными словами, Моисей прячется в Императрице, пребывает в ней, чтобы иметь возможность лицезреть проходящего мимо Императора. В Марсельской колоде, и не только в ней, Император скрещивает ноги, образуя ими цифру четыре. Это указывает на его власть над w- Император физическим миром, бытие которого описывается четверичными категориями. Так, в физике есть четыре силы, или фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (между субатомными частицами); есть четыре состояния материи: твердое, жидкое, газообразное и плазматическое; четыре поворотные точки солнечного календаря: два равноденствия и два солнцестояния; четыре планетарных направления, причиной возникновения которых является тот факт, что Земля вращается вокруг оси, имеющей Северный и Южный полюс, так что солнце встает на востоке и садится на западе; сюда же можно присовокупить четыре направления движения — влево, вправо, вперед и назад; четыре конечности тела; четыре точки для построения простейшего геометрического тела (трехгранной пирамиды). А у таро- логов есть четыре масти Младших арканов — части колоды, представляющей как раз физический мир. Все эти четверки и Император со скрещенными ногами символизируют Божественный закон, правящий материальным миром. Сходную позу со скрещенными ногами мы еще увидим у Повешенного и Мира. Первые три карты после Дурака формируют основу бытия: Маг и Верховная Жрица в качестве принципов и Императрица как источник жизни, порождаемый их слиянием. Китаец сказал бы, что инь и ян, два аспекта дао (Дурака), объединяясь, производят на свет «Мать десяти тысяч вещей», Богиню Жизни. Четвертый аркан, Император, означает одновременно естественные структуры природы, удерживающие вместе эти десять тысяч вещей, и правящие ими законы. Таково положение дел в Марсельской традиции. В ней Император восседает на троне. Однако в некоторых современных оккультных колодах он сидит все так же в профиль, но Уже на кубе. Четверка — это квадрат, а куб — трехмерный квадрат. Для современных каббалистов куб воплощает также Древо Жизни. поскольку, добавив к базовому числу грани, углы, внутренние °си и центр, мы получим двадцать два — число путей Древа и карт в Старших арканах. Каббалисты называют это «кубом пространства» (термин ввел Пол Фостер Кейс, основатель оккультной группы «Строители Святилища» — Builders of Aditum, или ВОТА). В колоде Уэйта такого куба нет. Император сидит на троне, украденном четырьмя головами овна — символами знака зодиака, ас социирующегося с этим арканом. Впрочем, некая отсылка к этому кубу есть в иконографии аркана Дьявол, главный персонаж которого сидит на половинке куба, словно намекая на неполноценную, половинчатую истину о том, что существует лишь материальный мир безо всякого духа. Намек на куб присутствует и в Колеснице, где сама колесница имеет кубическую форму. Тем не менее Уэйт отверг идею куба в отношении Императора, сказав, что он «запутывает все дело». В большинстве колод Император изображен с жезлом в руке (жезл — это скипетр власти) и державой, которая увенчана крестом. На карте Райдера держава превращается в анк, связывающий Императора с египетским богом Осирисом и в конечном счете с Исидой, ибо узел жизни принадлежал именно этой богине. Иси- да появляется на аркане Верховная Жрица как символ тайны; в Императрице она становится верной женой и матерью. В Императоре мы видим, что, несмотря на всю его силу и власть, без Императрицы он существовать не может. В Таро Сияющего Племени он стоит с пустыми руками, так как средоточие силы — внутри его, а не во внешних символах власти. Неизвестный автор «Размышлений о Таро», исследования по «христианскому герметизму», отмечает, что у Императора нет ни меча, ни какого-либо другого оружия: он отверг принуждение и насилие и правит силой видения. «Где есть власть, где есть дыхание священной магии, наполненной светом гнозиса — лучами, исходящими из глубочайшего пламени мистицизма, там в принуждении нет необходимости». Теперь давайте рассмотрим еще один список Пола Хьюсона, в котором перечислены ранние значения четвертого аркана. НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА ИМПЕРАТОР (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО») Де Мелле (1781): Король. Кур де Жеблен (1773-1782): Король. Император члшЬас Леви (1855): еврейская буква Далет; Император. Порта (двор турецкого тана), или правительство на Востоке; посвящение, сила, Тетраграмма, чет- веричмость, кубический камень. Поль Кристиан (1870): четвертый аркан. Кубический камень. Осуществление. Лазере (1888): Император. Осуществление, результат, развитие. В перевернутом положении: остановка, препятствие, незрелость. Золотая Заря (1888-1896): Сын Утра, вождь среди могущественных. Император. Война, победа, раздоры, притязания. Великий Восток (А.Э. Уэйт, 1889, 1909): Император. Логика, опыт, мудрость, мужская сила. Уэйт (1910): Император. Стабильность, власть, защита, осуществление, великий человек, помощь, разум, убеждение, авторитет, воля. В перевернутом положении: введение врагов в заблуждение, препятствие, незрелость. Здесь выделяются два элемента: средоточие земной силы (у Кура де Жеблена и де Мелле) и раннее возникновение идеи кубического камня (у Леви). Таким образом, оба этих ключевых образа уходят корнями в далекое прошлое. Леви здесь — просто кладезь полезных идей. Помимо пресловутого камня он увязывает четвертый аркан с Тетраграммой (Теграграмматоном), священным именем Йод- Хе-Вав-Хе, а также идеей четверки, или четверичности. При этом он относит сюда и земную власть, и султана — правителя Османской империи, главного соперника христианской Европы. Любопытно, что Карл Великий, первый император Священной Римской империи, получил этот титул, остановив мусульманскую армию. Поль Кристиан и Мазере вводят идею осуществления, отраженную, например, в том факте, что для сотворения трехмерного объекта нужны четыре точки. Мазере предлагает для толкования перевернутого Императора незрелость; его инициативу подхватывает Уэйт. Относительно Дурака мы уже говорили, что этот аркан можно рассматривать не как нулевой, а как двадцать второй, что Ава плюс два равняется четырем, поэтому вечное дитя Дурак непосредственно связан с архетипическим взрослым, который в перевернутом положении может действовать довольно глупо (вспомним ^ГО же шекспировского «Короля Лира»). Старшие арканы Интерпертации, предложенные Золотой Зарей, возможно, окажутся для нас наиболее неожиданными, так как они делают акцент на преходящей земной власти с ее «войной, победой, раздорами и притязаниями» — то есть теми самыми явлениями, которые, согласно «Размышлениям о Таро», Император как раз отвергает. Таро Сияющего Племени делает попытку сочетать разнородные идеи, показывая нам Императора-шамана, владыку духовного мира. На эту картинку меня вдохновила фотография шамана, которого русский царь Николай II встретил во время путешествия по Сибири. Эта карта — образ мужской силы; у Императора голова могучего оленя, чьи рога символизируют разветвляющиеся идеи. Он стоит на буйволе, прототипом для которого послужила настенная роспись из пещеры Ласко во Франции (рисунку этому около семнадцати тысяч лет). За ним помещены образы города (творческой силы цивилизации) и двух черных квадратов (символов абстрактного мышления). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|