Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61446

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вил Ёзер.
Он считает себя обычным человеком, который добился результатов, продемонстрированных в лаборатории, только благодаря упорным тренировкам и сильному желанию изменить свой разум. «Некоторыми экстраординарными качествами обладает сам процесс, — говорит он, — а необязательно субъект» — то есть он сам. «Самое главное, что этот процесс доступен каждому, кто проявит достаточно решимости».
Если оставить в стороне скромность, то Ёзера следует назвать человеком, который добился наибольших изменений мозга вследствие многочисленных медитаций. Однако высокие результаты может демонстрировать не только такой виртуоз, как Ёзер: заметные сдвиги можно
увидеть даже у неопытных новичков. Об этом определенно свидетельствуют другие данные об аналогичных изменениях мозга, которые Дэвидсон получил при обследовании людей, которые недавно начали практиковать одну из разновидностей медитации — «осознава- ние», или «постижение». Эти данные ученый представил на предыдущей встрече в Дхарамсале (подробности вы найдете в главе 14).
В ходе исследований Дэвидсон получил убедительные данные о том, что медитация может изменить не только тело, но и мозг. И если результаты обследования Ёзера показали, как далеко могут зайти эти изменения за несколько лет упорных тренировок, новички продемонстрировали явные признаки биологических сдвигов в том же направлении. Поэтому следующий вопрос, который предстояло решить Дэвидсону, был таким: можно ли использовать специфические виды медитации для изменения нервных схем мозга, связанных с различными эмоциями?
Возможно, Дэвидсон является одним из немногих ней- рологов во всем мире, способных решиться на постановку такого вопроса, поскольку для ответа на него в его лаборатории используется новейшая методика сканирования — диффузионно-тензорная. С помощью этой методики можно увидеть связи между разными участками нервной системы. До сих пор диффузионно-тензорное сканирование использовалось главным образом для обследования пациентов с неврологическими заболеваниями. Дэвидсон входит в число тех немногих избранных, кто использует эту методику для фундаментальных нейронаучных исследований, является единственным, кто использует ее для исследования того, как методы, трансформирующие эмоции, могут изменять связи мозговой деятельности.
По изображениям, получаемым с помощью диффузионно-тензорного сканирования, можно проследить за
тонкой перестройкой мозга, являющейся базовым механизмом нейропластичности. Используя эту методику, ученые теперь могут — впервые в истории — идентифицировать изменения в человеческом мозге, происходящие по мере того, как повторные действия перестраивают специфические связи или добавляют новые нейроны*. Это может стать новым перспективным рубежом для нейро- науки: нейрологи лишь в 1998 году обнаружили, что в мозге взрослых людей постоянно рождаются новые нейроны**.
Для Дэвидсона, который признает, что вступает на неисследованную территорию, первым шагом может стать поиск новых связей в структурах, которые играют решающую роль в регуляции негативных эмоций. Дэвидсон надеется узнать, сформируются ли на самом деле новые связи в результате повышения способности человека подавлять беспокойство, страх или гнев с большей эффективностью.
Навык интроспекции: ключевой элемент
Завершающую презентацию провел Антуан Лутц, помощник исследователя Франсиско Варела, специалиста в области когнитивной нейронауки и директора исследовательского отдела Национального центра научных
* К примеру, Пол Уолен, нейробиолог и коллега Дэвидсона из Вискон- синского университета, обнаружил, что за распознавание микровыражений отвечают миндалевидное тело и связанные с ним нейронные цепи. Исследования Уолена показывают, что миндалевидное тело распознает некоторые выражения, даже когда они прокручиваются очень быстро, и за каждым следует так называемый маскировочный раздражитель (например, лицо с нейтральным выражением), который блокирует способность человека сознательно разглядеть эмоциональное выражение. Обычно в этих экспериментах лица с эмоциональными выражениями демонстрировались в течение тридцати трех тысячных секунды. Результаты Ёзера и других опытных медитаторов в тестах на распознавание микровыражений позволяют предположить, что соответствующие измерения мозга смогут выявить изменения в этой связанной с миндалевидным телом нервной схеме, возникшие в результате длительной практики (хотя какой именно практики — пока неясно).
** Эрикссон П.К., Перфильева Е„ Бьорк-Эрикссон Т., Алборн A.M., Норд- борг К., Петерсон Д.А., Гейдж Ф.Х. Нейрогенез в гиппокампе взрослого человека (P.S. Eriksson, Е. Perfilieva, Т. Bjork-Eriksson, A.M. Alborn, С. Nordborg, D.A. Peterson, and F.H. Gage, «Neurogenesis in the Adult Human Hippocampus». Nature Medicine, 4, 11 (1998): 1313-7).
исследований в Париже. Варела, один из организаторов конференций Института Разума и Жизни, частью которой стал этот брифинг, ранее принимал участие во встрече в Дхарамсале. Но, к сожалению, из-за болезни он не смог приехать в Мэдисон — у него была последняя стадия рака печени. Прикованный к постели, он наблюдал за встречей в Мэдисоне из своей спальни в Париже по видеоканалу Интернета. Далай-Лама, знакомый с Фран- сиско Варела много лет, начинал каждое утро двухдневного брифинга в Мэдисоне с трогательного приветствия своему больному другу в Париже.
Целью исследования, проведенного Варела и Лутцем, была отработка методики изучения тонких состояний сознания при помощи таких замечательных наблюдателей за сознанием, как Ёзер, прекрасно умеющих генерировать специфические ментальные состояния*. Они следили за тем, что происходило в мозге Ёзера до, во время и после момента распознавания образа, хотя весь процесс длится всего лишь полсекунды**.
Образами для распознавания служили стереограммы — «всплывающие иллюзии», когда неясные очертания вдруг превращались в трехмерные изображения (не так давно модно было помещать такие изображения в книгах). С первого взгляда зритель не понимает, что нарисовано; но при тщательном рассмотрении изображения разум внезап-
* Варела Франсиско. Нейрофеноменология: методологическое средство решения серьезной проблемы (Francisco Varela, «Neurophenomenology: А Methodological Remedy to the Hard Problem». Journal of Consciousness Studies 3, (1996): 330-50).
»» в этой серии экспериментов ЭЭГ Ёзера подвергалась сложному компьютерному анализу с целью выявления момента начала и окончания действия функциональных связей между разными участками мозга. Варела разработал методику, позволяющую наблюдать за тем, как группы нейронов начинают возбуждаться в специфическом ритме, а затем вовлекают в этот ритм группы нейронов в других частях мозга, т.е. за базовой динамикой, отмечающей в мозге наращивание критической массы активности, необходимой для поддержки мысли. Такой подход основывается на возможности выделения одиночного, четкого восприятия из хаотической массы непрерывной мозговой активности. Для этого Варела воспользовался особенностями момента узнавания, который наступает, когда человек внезапно видит определенную форму в том, что раньше казалось бессмысленным нагромождением деталей.
но распознает скрытый образ. Исследовательская команда Варела проводила этот эксперимент с десятками людей, и поэтому им известно, что обычно происходит в мозге в момент узнавания. Но в случае с Ёзером они хотели посмотреть, повлияют ли в этот момент медитативные состояния на мозговую активность. И поэтому Ёзер повторил тест в состоянии открытости, во время однонаправленной концентрации и визуализации.
Объектом наблюдений Варела и Лутца стало воздействие этих способов медитации (которым они дали научное название «стратегии подготовки внимания») на последующий момент восприятия. Варела и Лутц просеивали факты, пытаясь определить различия в восприятии человека, который находится в специфическом, устойчивом медитативном состоянии — и в будничном ментальном состоянии. Есть ли видимые различия в том, как работает мозг в разных состояниях? Их вывод был таков: явно выраженные различия существуют, причем оба состояния — открытости и однонаправленной концентрации — имеют специфические модели мозговой активности*.
Однако научная цель Варела состояла не в том, чтобы создать уникальные картины мозговых моделей, ассоциирующихся с восприятием в каждом из медитативных состояний, и показать, что эти специфические модели действительно существуют. Как упорно утверждал Варела, подлинной целью его работы в Париже было продемонстрировать, насколько плодотворным может быть сотрудничество с таким отлично подготовленным и тонким наблюдателем за разумом, как лама Ёзер.
* Возможно, самый сильный эффект наблюдался в состоянии открытости, когда мыслен



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь