Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54524

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Анализируя методологические принципы возрастной и педаго-
гической психологии, необходимо показать их .определяющее влия-
ние на выбор методов исследования. Так, для изучения влияния
предшествующих стадий развития на последующие и механизмов
перехода от одной стадии к другой необходима лонгитюдная стра-
тегия исследования, при которой одни и те же испытуемые изу-
чаются длительное время. Для определения точных возрастных
норм психического развития ребенка необходимо сочетание
метода «поперечных срезов» и лонгитюдного. Для выявления раз-
вивающего эффекта обучения часто используются сравнительно-
педагогические методы организации исследования. Задаче выяв-
ления резервов психического развития в наибольшей степени со-
ответствует стратегия активного, целенаправленного формирования
у ребенка изучаемых свойств личности. Поэтому при организации
исследования предусматривают сочетание констатирующих и фор-
мирующих методов.
При проведении практических занятий следует обратить вни-
мание на специфику того или иного метода в возрастной и педа-
гогической психологии и на овладение техникой метода. Специ-
фика предмета возрастной и педагогической психологии, с одной
стороны, и определяемые методологией этих наук стратегии иссле-
дования — с другой, диктуют свои требования к основным мето-
дам. Так, требования к организации наблюдения будут разли-
чаться в зависимости от характера изучаемого явления, возраста
ребенка, от того, какая из стратегий исследования реализуется:
лонгитюдная или «срезовая». Эти требования определят и выбор
прямого или инструментального наблюдения, сплошного или вы-
борочного, дневниковой формы записи или регистрацию изучае-
мого явления с помощью признаковых таблиц и т. д. Аналогич-
ным образом в возрастной и педагогической психологии предъ-
являются особые требования и к методу эксперимента (и чем
младше испытуемый, тем эти требования жестче):
— привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в
эксперименте;
— кратковременность экспериментальной процедуры;
— постоянство стимульного материала по содержанию на про-
тяжении нескольких возрастных периодов (или построение экви-
валентных по содержанию серий стимульного материала);
— легкость овладения формальной стороной выполняемой и
регистрируемой в эксперименте деятельности;
— возможность завершения каждого экспериментального за-
дания удачей для испытуемого (или хотя бы видимостью удачи).
Специфика метода беседы в возрастной и педагогической пси-
хологии также определяется предметом изучения этих наук. И хотя
формально требования к этому методу остаются такими же, как
39

в общей психологии, по существу они меняются. Так, требование
установления контакта с испытуемыми при изучении ребенка пред-
полагает специальные умения экспериментатора устанавливать
контакт с любым ребенком, умение говорить с ребенком. Это и
понятно, так как, чем младше ребенок, тем в меньшей степени
он владеет приемами общения, у него могут быть не сформирова-
ны нужные социальные действия, им еще не усвоены нормы об-
щения.
Изменяются требования и к регистрации ответов испытуемого:
недопустимой становится запись ответов самим экспериментато-
ром или запись с помощью технических средств, которые ребенок
видит и которые для него представляют большой интерес.
К каждому практическому занятию предусмотрено домашнее
задание. Домашние задания, кроме литературы, с которой сту-
денты должны ознакомиться при подготовке к занятию, пред-
усматривают практическую работу: составление программ обследо-
вания, подбор фрагментов из исследований, анализ протоколов
наблюдений, экспериментов, бесед и т. п.
Практическое занятие можно организовать следующим обра-
зом: во-первых, провести анализ выполнения студентами домаш-
них заданий; во-вторых, выполнить задания, имеющиеся в практи-
куме. Эти задания можно выполнять коллективно, организовав
анализ и обсуждение предложенных экспериментальных ситуаций,
а можно использовать как индивидуальные задания студентам с
последующей проверкой правильности выполнения на занятии.
Задания построены таким образом, что позволяют формиро-
вать не только знания того или иного метода, но и навыки со-
ставления программы наблюдения, эксперимента, беседы и т. д.,
навыки фиксации получаемого фактического материала, а также
анализа и интерпретации полученных фактов. Кроме того, в за-
даниях большое место отводится организации исследования в це-
лом в соответствии с его целями и задачами. Поэтому каждый из
методов предлагается рассмотреть в системе всего исследования:
в какой мере он целесообразен, удовлетворяет ли методологиче-
ским принципам, как могут быть компенсированы недостатки это-
го метода в конкретном исследовании.
Для каждого практического занятия приводится достаточно
большое количество заданий, поэтому преподаватель имеет воз-
можность отобрать те, которые считает наиболее целесообразны-
ми для занятий с той или иной студенческой группой.
При изучении курса возрастной и педагогической психологии
могут быть организованы самостоятельные исследования студен-
тов. Эти исследования могут быть проведены и в период педаго-
гической практики. В практикуме представлены материалы к ме-
тодике организации учебных исследований по восьми темам. Пер-
вые пять тем посвящены методике изучения личности школьника
с целью решения различных учебно-воспитательных задач: выяс-
нения причин низкой (высокой) обучаемости, изучения школьника
с целью профориентации и профконсультацин; изучения школь-
40
ника как организатора классного коллектива; изучения дошколь-
ника с целью определения его готовности к школьному обучению.
Шестая тема — изучение классного коллектива и составление
его психолого-педагогической характеристики.
Две темы посвящены анализу урока: одна из работ выполня-
ется как психологическое обоснование конспекта урока, который
предстоит провести, другая — как психологический анализ уже
проведенного урока.
Цель учебных исследований—формирование умений решать
профессиональные задачи на основе психологического изучения
школьника, коллектива, учебного процесса, т. е. формирование
умений строить учебно-воспитательные воздействия на научно
обоснованных фактах, полученных при психологическом изучении.
Эта цель при организации студенческих учебных исследований
должна быть конкретизирована в следующих задачах, поставлен-
ных перед студентами: а) научиться планированию исследования
в соответствии с его целями и гипотезами; б) научиться отбирать
необходимые методы и методики; в) уметь обосновать методиче-
ский замысел исследования и доказать, что подобранные методы
сбора фактического материала и модель организации исследова-
ния позволяют решить его задачи и проверить выдвинутые гипо-
тезы.
В соответствии с задачами исследования должна быть спла-
нирована и программа исследования. В практикуме указана лите-
ратура, в которой содержатся необходимые теоретические данные
и методики.
Этапы выполнения самостоятельного учебного исследования:
1. Теоретическое изучение предмета исследования.
2. Сбор предварительных сведений об объекте изучения (уче-
нике или классе) и формулирование гипотезы, которая будет про-
верена в исследовании.
3. Постановка задач исследования, планирование исследова-
ния, подбор методик.
4. Проведение исследования.
5. Анализ полученных фактов и их интерпретация в соответ-
ствии с гипотезой исследования.
В практикуме даны схемы отчета о выполненной работе; в них
уже опосредованно содержатся основные требования к учебным
студенческим исследованиям. При знакомстве студентов с этими
схемами необходимо обратить особое внимание на составление
рекомендаций для дальнейшей работы с учеником или классом
на основе полученных в исследовании данных.

Планы семинарских и практических занятий
Литература



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь