|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54524
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Анализируя методологические принципы возрастной и педаго-
гической психологии, необходимо показать их .определяющее влия- ние на выбор методов исследования. Так, для изучения влияния предшествующих стадий развития на последующие и механизмов перехода от одной стадии к другой необходима лонгитюдная стра- тегия исследования, при которой одни и те же испытуемые изу- чаются длительное время. Для определения точных возрастных норм психического развития ребенка необходимо сочетание метода «поперечных срезов» и лонгитюдного. Для выявления раз- вивающего эффекта обучения часто используются сравнительно- педагогические методы организации исследования. Задаче выяв- ления резервов психического развития в наибольшей степени со- ответствует стратегия активного, целенаправленного формирования у ребенка изучаемых свойств личности. Поэтому при организации исследования предусматривают сочетание констатирующих и фор- мирующих методов. При проведении практических занятий следует обратить вни- мание на специфику того или иного метода в возрастной и педа- гогической психологии и на овладение техникой метода. Специ- фика предмета возрастной и педагогической психологии, с одной стороны, и определяемые методологией этих наук стратегии иссле- дования — с другой, диктуют свои требования к основным мето- дам. Так, требования к организации наблюдения будут разли- чаться в зависимости от характера изучаемого явления, возраста ребенка, от того, какая из стратегий исследования реализуется: лонгитюдная или «срезовая». Эти требования определят и выбор прямого или инструментального наблюдения, сплошного или вы- борочного, дневниковой формы записи или регистрацию изучае- мого явления с помощью признаковых таблиц и т. д. Аналогич- ным образом в возрастной и педагогической психологии предъ- являются особые требования и к методу эксперимента (и чем младше испытуемый, тем эти требования жестче): — привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в эксперименте; — кратковременность экспериментальной процедуры; — постоянство стимульного материала по содержанию на про- тяжении нескольких возрастных периодов (или построение экви- валентных по содержанию серий стимульного материала); — легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; — возможность завершения каждого экспериментального за- дания удачей для испытуемого (или хотя бы видимостью удачи). Специфика метода беседы в возрастной и педагогической пси- хологии также определяется предметом изучения этих наук. И хотя формально требования к этому методу остаются такими же, как 39 в общей психологии, по существу они меняются. Так, требование установления контакта с испытуемыми при изучении ребенка пред- полагает специальные умения экспериментатора устанавливать контакт с любым ребенком, умение говорить с ребенком. Это и понятно, так как, чем младше ребенок, тем в меньшей степени он владеет приемами общения, у него могут быть не сформирова- ны нужные социальные действия, им еще не усвоены нормы об- щения. Изменяются требования и к регистрации ответов испытуемого: недопустимой становится запись ответов самим экспериментато- ром или запись с помощью технических средств, которые ребенок видит и которые для него представляют большой интерес. К каждому практическому занятию предусмотрено домашнее задание. Домашние задания, кроме литературы, с которой сту- денты должны ознакомиться при подготовке к занятию, пред- усматривают практическую работу: составление программ обследо- вания, подбор фрагментов из исследований, анализ протоколов наблюдений, экспериментов, бесед и т. п. Практическое занятие можно организовать следующим обра- зом: во-первых, провести анализ выполнения студентами домаш- них заданий; во-вторых, выполнить задания, имеющиеся в практи- куме. Эти задания можно выполнять коллективно, организовав анализ и обсуждение предложенных экспериментальных ситуаций, а можно использовать как индивидуальные задания студентам с последующей проверкой правильности выполнения на занятии. Задания построены таким образом, что позволяют формиро- вать не только знания того или иного метода, но и навыки со- ставления программы наблюдения, эксперимента, беседы и т. д., навыки фиксации получаемого фактического материала, а также анализа и интерпретации полученных фактов. Кроме того, в за- даниях большое место отводится организации исследования в це- лом в соответствии с его целями и задачами. Поэтому каждый из методов предлагается рассмотреть в системе всего исследования: в какой мере он целесообразен, удовлетворяет ли методологиче- ским принципам, как могут быть компенсированы недостатки это- го метода в конкретном исследовании. Для каждого практического занятия приводится достаточно большое количество заданий, поэтому преподаватель имеет воз- можность отобрать те, которые считает наиболее целесообразны- ми для занятий с той или иной студенческой группой. При изучении курса возрастной и педагогической психологии могут быть организованы самостоятельные исследования студен- тов. Эти исследования могут быть проведены и в период педаго- гической практики. В практикуме представлены материалы к ме- тодике организации учебных исследований по восьми темам. Пер- вые пять тем посвящены методике изучения личности школьника с целью решения различных учебно-воспитательных задач: выяс- нения причин низкой (высокой) обучаемости, изучения школьника с целью профориентации и профконсультацин; изучения школь- 40 ника как организатора классного коллектива; изучения дошколь- ника с целью определения его готовности к школьному обучению. Шестая тема — изучение классного коллектива и составление его психолого-педагогической характеристики. Две темы посвящены анализу урока: одна из работ выполня- ется как психологическое обоснование конспекта урока, который предстоит провести, другая — как психологический анализ уже проведенного урока. Цель учебных исследований—формирование умений решать профессиональные задачи на основе психологического изучения школьника, коллектива, учебного процесса, т. е. формирование умений строить учебно-воспитательные воздействия на научно обоснованных фактах, полученных при психологическом изучении. Эта цель при организации студенческих учебных исследований должна быть конкретизирована в следующих задачах, поставлен- ных перед студентами: а) научиться планированию исследования в соответствии с его целями и гипотезами; б) научиться отбирать необходимые методы и методики; в) уметь обосновать методиче- ский замысел исследования и доказать, что подобранные методы сбора фактического материала и модель организации исследова- ния позволяют решить его задачи и проверить выдвинутые гипо- тезы. В соответствии с задачами исследования должна быть спла- нирована и программа исследования. В практикуме указана лите- ратура, в которой содержатся необходимые теоретические данные и методики. Этапы выполнения самостоятельного учебного исследования: 1. Теоретическое изучение предмета исследования. 2. Сбор предварительных сведений об объекте изучения (уче- нике или классе) и формулирование гипотезы, которая будет про- верена в исследовании. 3. Постановка задач исследования, планирование исследова- ния, подбор методик. 4. Проведение исследования. 5. Анализ полученных фактов и их интерпретация в соответ- ствии с гипотезой исследования. В практикуме даны схемы отчета о выполненной работе; в них уже опосредованно содержатся основные требования к учебным студенческим исследованиям. При знакомстве студентов с этими схемами необходимо обратить особое внимание на составление рекомендаций для дальнейшей работы с учеником или классом на основе полученных в исследовании данных. Планы семинарских и практических занятий Литература Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|