|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19906
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Более того, реализуя принципы системного изучения личности, Б. Б. Коссов подчеркивает, что личность — это развивающаяся и динамическая система. В период становления личности и с расширением сферы активной жизнедеятельности возрастают «мерность и уров-невость личностной структуры». Развитие свойств-обобщений заисит от многих внешних и внутренних факторов: способностей субъекта, направленности его активности, удовлетворения его потребностей (успешности действий) и т. д. Содержательно этот процесс определяется соотношением сфер жизнедеятельности и не сводится только к достижению все большей широты обобщения в образовании тех или иных свойств. Процесс развития связан также с «повышением дифференцированное™ ситуаций, видов собственной активности, в которых разные полярности одного и того же свойства (общительность—замкнутость...) дают наиболее желаемый и благоприятный для конкретного человека эффект. Изменение внешних и внутренних условий жизни человека может приводить и к "переобобщению" — изменению свойств: смене их полярности или даже "угасанию" (невостребованности)» (там же, с. 27).
Таким образом, сторонников указанных подходов к исследованию индивидуальности объединяет мысль о том, что оптимальной стратегией интеграции данных о соотносимости разнообразных особенностей человека являются лишь системные исследования индивидуальности. Системный подход позволяет перейти от постулирования «мозаичной» сущности индивидуальности к изучению закономерностей, связывающих разные ее уровни в субъекте психической деятельности (Т. Ф. Базылевич, 1988). Принципы системного исследования специфики индивидуальных особенностей широко используются в рамках концепции пограничной аномальной изменчивости личности, автором которой является известный отечественный психопатолог И. В. Боев. Многочисленные исследования, проведенные автором концепции и его учениками, позволяют рассматривать индивидуальность человека во взаимосвязи его антропологических, конституциональных, нейрофизиологических, нейрохимических, личностных свойств, причем в континууме от нормы — пограничной аномальной изменчивости д не вызывающей сомнения патологии. Диагностически значимыми для исследования индивидуальности, по мнению сторонников данной концепции, являются «не отдельно взятые и регистрируемые симптомы к качества в их количественном выражении, а выявление типа интегральных взаимоотношений между психологическими параметрами с последующим представлением их в виде обобщенных психолого-математических моделей, характеризующих специфические функциональные состояния» (О. А. Ахвердова, 2000, с. 93), и как следствие — индивидуальное своеобразие человека. Таким образом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться при системном видении объекта изучения, в контексте которого свойства отдельных частей целого определяются закономерностями развития его внутренней, целостной структуры. Современные исследования, проведенные в школе В. В. Белоуса, позволяют наметить пути создания модели типологии интегральной индивидуальности. В своей монографии, В. В. Белоус (2000, с. 90) предлагает следующую типологию интегральной индивидуальности: 1. Творческий тип интегральной индивидуальности. 2. Новаторский тип интегральной индивидуальности. 3. Созерцательный тип интегральной индивидуальности. 4. Реактивный (брутальный) тип интегральной индивидуальности. Описанная выше типология интегральной индивидуальности является по своей сути вероятностной, то есть свободной и изменяющейся. Переходы внутри одной группы или одного класса интегральной индивидуальности в другой зависят от разных объективных и субъективных факторов, а именно: от вида деятельности, внутренних условий, то есть личностной позиции человека, мотивации, социальной адаптированное™, а также возрастных этапов развития, для которых характерны своеобразные внутрисистемные связи индивидуально-психологических качеств личности (В. В. Белоус, 2000). Прикладной аспект интегративного подхода к исследованию индивидуальности связан с широким спектром практических направлений исследований, которые закономерно вытекают из теоретических постулатов, рассматриваемого подхода. Системные исследования индивидуально-психологических особенностей человека затрагивают такие вопросы прикладной психологии, как: ■ исследование структуры индивидуальности в зависимости от внешней и внутренней детерминации (обнаружение системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности); ■ изучение условий развития и саморазвития индивидуальности; ■ исследование возрастных особенностей становления индивидуальности. Исследованию системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности были посвящены многочисленные прикладные исследования в научных школах В. С. Мерлина, В. В. Белоуса, Б. А. Вяткина, А. И. Щебетенко, В. М. Русалова, Э. А. Голубевой и др. К настоящему времени утвердилось положение о том, что системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности могут выполнять такие свойства субъекта, как индивидуальный стиль деятельности и общения (А. И. Щебетенко, 2000; Л. Я. Дорфман, 1994 и др.), ценностные ориентации (Н. А. Кирилова, 1998), религиозная активность (Д. О. Смирнов, 2001), мотивация достижения (Т. В. Ко-пань, 1996; Т. В. Белых, 2001), адаптированность (Н. К. Тхан, 2000), познавательная активность личности (И. В. Боязитова, 2001). Однако не только внутренние свойства субъекта, но и объективные требования деятельности могут выполнять системообразующую функцию в структуре индивидуальности человека. В результате многочисленных экспериментальных исследований обнаружены факты, свидетельствующие о том, что условия жизнедеятельности подростков (К. В. Макарова, 1992), различия социума (Т. В. Копань, 1996), этническая принадлежность (Ю. В. Павличенко, 1995), способы развивающего обучения (С. А. Никулина, 2000; С. А. Клемешов, 2000; Г. П. Бы-лим, 2000) способны влиять на специфику взаимодействия разноуровневых подсистем в структуре индивидуальности. Управление объективными условиями деятельности и ситуации наряду со встречным процессом позволяет изменить «внутренние условия» субъекта, а именно, «внутренние условия», то есть уникальность личности способна преломлять «внешние» воздействия, создавая условия для развития собственной активности, субъектности личности. Определение роли «внешней» и «внутренней» детерминации, а также их взаимодействия при исследовании структуры индивидуальности позволяют обосновать принципы педагогического воздействия, необходимые и достаточные для развития индивидуальности на различных возрастных этапах. В рамках интегративного подхода обоснованы педагогические принципы управления саморазвитием интегральной индвидуальности (А. И. Щебетенко, 1995,2001). Стратегия интегративного исследования индивидуальности предполагает изучение ее как динамической, саморазвивающейся системы. Состояние большой системы интегральной индивидуальности может описываться как состояние системы в определенный момент времени, и тогда мы имеем дело с анализом синхронической («одновременной»), статичной структуры интегральной индивидуальности (А. И. Щебетенко, 1995). С помощью теоретической модели интегральной индивидуальности можно описать (используя математический и философский метаязыки) сам процесс развития системы интегральной индивидуальности путем сравнения ее синхронических структур. Не менее важным оказывается изучение изменения, трансформации структуры системы, которые происходят в различные временные интервалы. То есть интегральная индивидуальность представляет собой структуру, развернутую во времени, — диахроническую («сквозьвременную»), пластичную структуру. Исследование диахронических структур позволяет реализовать принципы функционально-генетического подхода, который открывает возможности для исследования условий не только развития, но и саморазвития индивидуальности человека. Возрастные особенности развития интегральной индивидуальности являются предметом многочисленных исследований, в которых обнаруживается специфика структур индивидуальности с дошкольного возраста и до периода поздней зрелости. Как указывает В. В. Белоус, «внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста; межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом» (В. В. Белоус, 2000, с. 21). Учет интегративных показателей возрастных изменений индивидуально-психологических качеств личности при создании обучающих развивающих, коррекционных программ значительно увеличивает и положительный эффект, поскольку позволяет варьировать межуровневые связи за счет изменения системообразующих факторов, различающихся в зависимости от возрастных особенностей становления индивидуальности человека. Таким образом, принципы интегративного исследования индивидуальности в современной психологии связаны с реализацией системного подхода, основываются на методах междисциплинарных исследований и на примере конкретных достижений в психологии индивидуальности позволяют исследовать взаимодействие «внешних» и «внутренних», социальных и биологических, объективных и субъективных условий развития индивидуальности. Полученные данные в прикладном аспекте позволяют определить способы развития и саморазвития уникальности, неповторимости личности на различных возрастных этапах. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|