Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52613

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Человек как элемент системы
Науку о "человеческих факторах", или эргономику, можно рассматривать как мультидисциплинарную технологию. направленную
на достижение следующих целей:
- оптимизацию умственной и физической деятельности человека в профессиональном аспекте;
- совершенствование качественных и количественных результатов труда человека.
При разработке систем "человек-машина" (СЧМ) в эргономике используются законы и методы, разработанные как в технических науках, так и в тех отраслях знаний, которые изучают организационные, поведенческие и биологические особенности человека.
По мере технического прогресса и развития общества потребность в эргономике и прикладных эргономических знаниях неуклонно возрастает. Постепенно развиваясь, эргономика как наука достигла достаточно высокого уровня. Развитие информационных технологий, в свою очередь, также потребовало специальных знаний о способностях, присущих исключительно человеку. Известно, что многие СЧМ, хорошо адаптированные к человеку, предлагают более
39
подходящий для него "спектр возможностей11, В свою очередь, человек, понимая поставленную передним задачу, направляет усилия на улучшение работы "своей собственной" СЧМ. Недостатки и достоинства эргономических решений обычно лучше всего обнаруживаются в сложных, или "пиковых", ситуациях* Они проявляются в нестабильности и большом разбросе показателей выполнения деятельности, высоком уровне ошибок и неизбежном увеличении материальных затрат.
Разработка "эргономически обоснованного проекта" означает необходимость учета индивидуального стиля работы людей в социо-технической системе. При разработке системы должны приниматься во внимание индивидуальный характер и специфичность потребностей человека, однако при этом должны игнорироваться всякого рода болезненные отклонения.
Давно стало общепринятым» что при проектировании рабочих мест необходимо учитывать как минимум индивидуальные антропометрические характеристики человека (размеры тела, вес, силовые параметры)* Такой подход к проблеме является непосредственным следствием реализации санитарно-гигиенических и медицинских установок. Однако, продолжая принятую логику рассуждений, специалисты приходят к выводу, что аналогичного рода требования справедливы и в отношении учета психологических и физиологических факторов. Это не означает того, что особенности поведения или ответных реакций человека на внешние воздействия нельзя трактовать в прагматическом плане, знания о них весьма полезны для обеспечения безопасности труда или улучшения качества продукции, но для этого необходимо научить человека действовать в соответствии с четко регламентированньши требованиями.
Системное проектирование
Проектирование сложных систем по методу "сверху вниз" включает примерно те же этапы, что и разработка более совершенных: технических средств. Хорошей иллюстрацией методологии проектирования служит процесс создания измерительных приборов на ранних этапах развития физики. В этом процессе обратная связь как от разработчика, так и от потребителя прибора играла весьма существенную роль.
Несколько столетий тому назад единственным средством проверки достоверности выбранных при проектировании решений был получаемый при их использовании опыт, Практически все средства труда совершенствовались в процессе и по мере их применения. Рационализатором становился тот, кто собирался непосредственно работать этим инструментом. С давних времен в домашних условиях розвдались небольшие системы, процесс созданий которых сводился
40
к увеличению числа функций или возможностей инструмента, исходя из насущных практических требований.
Такая технология проектирования известна под названием мопе~ рациональной разработай". По сравнению с другими подходами она имеет определенные преимущества, так как ей органически присуща обратная связь, позволяющая последовательно совершенствовать изделие. Проектировщик хорошо знает способы работы с инструментом, обладает информацией о допустимых пределах его использования» взаимном соответствии особенностей инструмента и способов его применения, особенностях реагирования на управляющие воздействия. Непременным условием успеха в этом случае являются чувственное восприятие каждого воздействия и его влияние на конечный результат. Совершенствование и улучшение качества конкретных изделий неразрывно связано с применением технологии проектирования по типу "операциональной разработки".
При проектировании более сложных систем предпочтение отдается подходу, связанному с использованием "компьютерной метафоры". В его основе лежит процесс разделения целого на такие составные части или единицы, которые еще способны воспринимать управляющие воздействия, но для реалюации такого разделения необходимо определить ряд положений и структур, описывающих взаимодействия между элементарными частями системы. Этот вариант системного подхода к проектированию базируется на разбиении основной системной функции на системные процессы, осуществление которых обеспечивается соответствующим набором подфункций, а также на доскональном анализе вторичных факторов и характеристик той среды, для которой данная система предназначена.
На этапе разбиения системы на подфункции и выделения разных типов функционирования следует обращать внимание не только на взаимосвязи между компонентами системы, но и на взаимодействие технических элементов системы и человека, а также на "нефункциональные" аспекты деятельности системы, которые обеспечивают ее безошибочную работу, то есть позволяют сохранять заданные параметры функционирования в изменяющейся обстановке, быть чувствительной к различного рода возмущениям (электромагнитным колебаниям, химическим воздействиям и тл.).
На стадии синтеза следует уделять особое внимание вопросам практического применения и внедрения технических средств, стараясь исключить противоречия между созданной системой и результатами, полученными на этапе анализа. Для успешной разработки необходим постоянный контроль результатов проектирования, причем обратная связь должна обеспечивать оценку результатов как для каждого шага проектирования, так и для каждого принятого на этапе проектирования технического решения. Степень детализации, используемая на начальных стадаях проектирования, слишком груба
41
для корректного решения стоящей прикладной задачи. В результате ошибочный или нежелательный результат, обнаруживаемый на промежуточном этапе реализации проекта, зачастую приводит к необходимости возврата и пересмотру решения, полученного на начальных этапах работы. Поэтому отбор приемлемых вариантов проектных решений должен осуществляться на той стадии проектирования, когда уже имеется набор возможных вариантов, выработанных на предыдущем этапе, и оправдан отказ от некоторых альтернативных вариантов (см. рис.1, на котором представлен процесс проектирования измерительной системы).
Повторение - вот основа проектирования. Хорошо или, скажем, приемлемо спроектированное изделие является итогом постепенного эволюционного качественного наращивания путем последовательного включения в проект небольших: изменений, причем эта работа, как правило, доверяется только очень опьтшм проектировщикам*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь