Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52250
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Человек как элемент системы
Науку о "человеческих факторах", или эргономику, можно рассматривать как мультидисциплинарную технологию. направленную на достижение следующих целей: - оптимизацию умственной и физической деятельности человека в профессиональном аспекте; - совершенствование качественных и количественных результатов труда человека. При разработке систем "человек-машина" (СЧМ) в эргономике используются законы и методы, разработанные как в технических науках, так и в тех отраслях знаний, которые изучают организационные, поведенческие и биологические особенности человека. По мере технического прогресса и развития общества потребность в эргономике и прикладных эргономических знаниях неуклонно возрастает. Постепенно развиваясь, эргономика как наука достигла достаточно высокого уровня. Развитие информационных технологий, в свою очередь, также потребовало специальных знаний о способностях, присущих исключительно человеку. Известно, что многие СЧМ, хорошо адаптированные к человеку, предлагают более 39 подходящий для него "спектр возможностей11, В свою очередь, человек, понимая поставленную передним задачу, направляет усилия на улучшение работы "своей собственной" СЧМ. Недостатки и достоинства эргономических решений обычно лучше всего обнаруживаются в сложных, или "пиковых", ситуациях* Они проявляются в нестабильности и большом разбросе показателей выполнения деятельности, высоком уровне ошибок и неизбежном увеличении материальных затрат. Разработка "эргономически обоснованного проекта" означает необходимость учета индивидуального стиля работы людей в социо-технической системе. При разработке системы должны приниматься во внимание индивидуальный характер и специфичность потребностей человека, однако при этом должны игнорироваться всякого рода болезненные отклонения. Давно стало общепринятым» что при проектировании рабочих мест необходимо учитывать как минимум индивидуальные антропометрические характеристики человека (размеры тела, вес, силовые параметры)* Такой подход к проблеме является непосредственным следствием реализации санитарно-гигиенических и медицинских установок. Однако, продолжая принятую логику рассуждений, специалисты приходят к выводу, что аналогичного рода требования справедливы и в отношении учета психологических и физиологических факторов. Это не означает того, что особенности поведения или ответных реакций человека на внешние воздействия нельзя трактовать в прагматическом плане, знания о них весьма полезны для обеспечения безопасности труда или улучшения качества продукции, но для этого необходимо научить человека действовать в соответствии с четко регламентированньши требованиями. Системное проектирование Проектирование сложных систем по методу "сверху вниз" включает примерно те же этапы, что и разработка более совершенных: технических средств. Хорошей иллюстрацией методологии проектирования служит процесс создания измерительных приборов на ранних этапах развития физики. В этом процессе обратная связь как от разработчика, так и от потребителя прибора играла весьма существенную роль. Несколько столетий тому назад единственным средством проверки достоверности выбранных при проектировании решений был получаемый при их использовании опыт, Практически все средства труда совершенствовались в процессе и по мере их применения. Рационализатором становился тот, кто собирался непосредственно работать этим инструментом. С давних времен в домашних условиях розвдались небольшие системы, процесс созданий которых сводился 40 к увеличению числа функций или возможностей инструмента, исходя из насущных практических требований. Такая технология проектирования известна под названием мопе~ рациональной разработай". По сравнению с другими подходами она имеет определенные преимущества, так как ей органически присуща обратная связь, позволяющая последовательно совершенствовать изделие. Проектировщик хорошо знает способы работы с инструментом, обладает информацией о допустимых пределах его использования» взаимном соответствии особенностей инструмента и способов его применения, особенностях реагирования на управляющие воздействия. Непременным условием успеха в этом случае являются чувственное восприятие каждого воздействия и его влияние на конечный результат. Совершенствование и улучшение качества конкретных изделий неразрывно связано с применением технологии проектирования по типу "операциональной разработки". При проектировании более сложных систем предпочтение отдается подходу, связанному с использованием "компьютерной метафоры". В его основе лежит процесс разделения целого на такие составные части или единицы, которые еще способны воспринимать управляющие воздействия, но для реалюации такого разделения необходимо определить ряд положений и структур, описывающих взаимодействия между элементарными частями системы. Этот вариант системного подхода к проектированию базируется на разбиении основной системной функции на системные процессы, осуществление которых обеспечивается соответствующим набором подфункций, а также на доскональном анализе вторичных факторов и характеристик той среды, для которой данная система предназначена. На этапе разбиения системы на подфункции и выделения разных типов функционирования следует обращать внимание не только на взаимосвязи между компонентами системы, но и на взаимодействие технических элементов системы и человека, а также на "нефункциональные" аспекты деятельности системы, которые обеспечивают ее безошибочную работу, то есть позволяют сохранять заданные параметры функционирования в изменяющейся обстановке, быть чувствительной к различного рода возмущениям (электромагнитным колебаниям, химическим воздействиям и тл.). На стадии синтеза следует уделять особое внимание вопросам практического применения и внедрения технических средств, стараясь исключить противоречия между созданной системой и результатами, полученными на этапе анализа. Для успешной разработки необходим постоянный контроль результатов проектирования, причем обратная связь должна обеспечивать оценку результатов как для каждого шага проектирования, так и для каждого принятого на этапе проектирования технического решения. Степень детализации, используемая на начальных стадаях проектирования, слишком груба 41 для корректного решения стоящей прикладной задачи. В результате ошибочный или нежелательный результат, обнаруживаемый на промежуточном этапе реализации проекта, зачастую приводит к необходимости возврата и пересмотру решения, полученного на начальных этапах работы. Поэтому отбор приемлемых вариантов проектных решений должен осуществляться на той стадии проектирования, когда уже имеется набор возможных вариантов, выработанных на предыдущем этапе, и оправдан отказ от некоторых альтернативных вариантов (см. рис.1, на котором представлен процесс проектирования измерительной системы). Повторение - вот основа проектирования. Хорошо или, скажем, приемлемо спроектированное изделие является итогом постепенного эволюционного качественного наращивания путем последовательного включения в проект небольших: изменений, причем эта работа, как правило, доверяется только очень опьтшм проектировщикам* Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|