Васильев С.В. Свободное Дыхание. Учебно-методическое пособие.

Категория: Библиотека » Трансперсональная психология | Просмотров: 14741

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2
Методики и процедура процессов

Теперь науке нужны великие медитирующие,
Иначе эта земля обречена.
ОШО

2.1 Описание содержания занятий групп Свободного Дыха-ния

2.1.1 Использованные методики

Для начала необходимо остановиться на вопросах общих для всех тех-ник. Мы будем говорить о групповой работе, так как индивидуальные процессы имеют некоторые особенности и требуют специального рассмотрения.
Ещё раз хотим отметить, что деление техник на СД, ГД и Р условно и основано на нашем личном опыте. Поэтому описание проведения техник в пп.2.1.2,3 и 4 будет довольно сильно отличаться от традиционного авторского подхода. Традиционное деление основано на историческом авторстве методик, значительно перекрывающих друг друга. Мы взяли за основу разделения техник цели и задачи, которые можно максимально удобно решать при использовании этих методов и механизм их действия .

2.1.1.1 Роль ведущих

Обычно один человек ведёт в процесс всей группы. Он, за редким ис-ключением, не участвует в процессе. Его роль - оказание помощи в случае необходимости, а также контроль, так как ситтор может быть полностью вовлечён в процесс и потерять контроль за ситуацией.
Основным ведущим является ситтор. Это человек, который непосред-ственно помогает дышащему в процессе и как бы полностью ему отдаётся. Хотя мы всегда практикуем случайный подбор ситторов, но интересно наблюдать, что всегда достаётся именно тот ситтор, который по своим качествам нужен дышаще-му. Любопытно и то, что ситторство открывает ещё одну сторону СД. Люди, про-ходившие через СД, отмечают, что, оказавшись в роли ситтора, они более полно понимают и осознают процесс и себя. Поэтому мы в ходе работы группы практи-куем смены ситтор-дышащий, что приводит к смене ролей отдающего-берущего, готовя человека к этой смене в жизни. Кроме того, роли ситтера и дышащего, ви-димо, взаимно каталитичны, и работа в паре способна создать атмосферу цепной реакции.
По материалам К.Тейлор (20), ситтор, осуществляя опыт полной отдачи, выполняет следующие роли и задачи:
- любящее внимание. Ситтор находится рядом с головой дышащего, он внимателен и не отвлекается ни на что, происходящее в комнате, в том числе и на активацию своего собственного процесса. Если что-то действительно активирует его собственный процесс, он просто отмечает это и остаётся внимателен к дышащему;
- тщательное наблюдение. Дышащие высоко чувствительны, они нуж-даются в безраздельном присутствии и внимании своих ситторов. Дышащие могут быть очень чувствительны физически и психически к отказу давать им это внимание . Им может неожиданно что-то понадобиться. Ситторы не должны принуждать дышащих концентрироваться, чтобы объяснить что им нужно. Для этого мы рекомендуем паре ситтор-дышащий до начала процесса выработать общий язык, оптимизирующий общение. Опытный ситтор, находящийся в пространстве процесса дышащего, по минимальным проявлениям может догадаться, что нужно дышащему ещё до того, как тот сам осознает это;
- нахождение в пространстве дышащего. В идеальном варианте ситтор просто чувствует это пространство или находится в нём, но ничего не меняет. Мы не раз наблюдали, как при хорошей настройке у ситтора были одинаковые переживания и даже образы с дышащим. Несколько раз наблюдалась ситуация возникновения общего пространства процесса, в котором оказывалось несколько пар, а иногда и вся группа. В случае нахождения в пространстве дышащего ситтору очень легко оказать ему помощь, так как в этом случае они представляют собой одно целое;
- оставаться с дышащим. Если ситтор по каким-то причинам вынужден временно отлучиться, то он зовёт ведущего, который будет сидеть с дышащим и заменять его на это время;
- поддержание целостности пространства дышащего. Ситтор защищает своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и риска;
- внимание к любому уязвимому месту на теле дышащего. Ситтор оберегает это место от повреждений и, в случае замены, сообщает об этом веду-щему;
- помощь дышащему. Ситтор помогает дышащему пройти в туалет, вы-тереться полотенцем, напиться, при рвоте и тд. В случае необходимости ситтор воспроизводит требуемые дышащим ощущения в теле.
Необходимо отметить, что на любой стадии процесса у дышащего есть возможность прервать всякое внешнее вмешательство при помощи условного сигнала. Мы сами используем слово стоп; при его произнесении ситтора обязаны прекратить всякую деятельность, как бы они ни были убеждены, что продолжение того, что они делают, показано и благотворно. Любые другие реакции игнорируются и считаются частью переживания. Заявления типа "ты меня убиваешь", "мне больно", "не надо этого делать" (если они не следуют вместе со словом стоп) воспринимаются как обращение к символическим прототипам (8).

2.1.1.2 Используемая музыка

Вопрос об использовании музыки в процессе подробно разобран в лите-ратуре (8,10,20). Нам хотелось бы остановиться на двух вопросах. В последнее время появились записи музыкальных сессий Голотропного Дыхания, составлен-ные Грофом и не только им. С одной стороны, это специально подобранная музыка, и ведущему не надо постоянно отвлекаться к аппаратуре. С другой стороны, музыка оказывает сильное влияние на процесс и, используя заранее заготовленный музыкальный штамп, мы можем получить противоречие между течением процесса и музыкой. Опытному ведущему лучше иметь набор музыкальных произведений, которые он может по разному варьировать в течении процесса. Хотя это и усложняет его работу, но даёт выигрыш в гибкости музыкального контекста.
Второй вопрос состоит в том, что через некоторое время дышащие попадают в некоторую зависимость от музыки, которая начинает индуцировать процесс. Мы рекомендуем иногда проводить процессы без музыкального сопровождения. Это даёт дышащим новый интересный опыт.





2.1.1.3 Индикаторы психической защиты (14)

Индикаторы - внешние, видимые проявления действия психологического механизма сопротивления переменам, и человек сам формирует ответ, желательны для него эти перемены или нет. Индикаторы можно обнаружить и в повседневной жизни, но мы разберём их относительно процессов СД. Появление индикаторов в процессе - всегда сигнал приближения к чему-то важному, преодоление чего приведёт к какому-то изменению в личности. Человек сам решает, идти ему на поводу у индикатора или нет, но ведущий обязательно должен предупредить дышащего о возможности появления индикатора и его значении. Наиболее часто встречающиеся индикаторы следующие:
- не хочется дышать. Проявления его могут иметь чисто физиологиче-ский характер, когда дышащий даже может указать место, где тяжело дышать, или психологический, когда отказ продолжать процесс может быть хорошо аргументирован: "настроение не то" и т.д. Но возможно и одновременное присутствие физиологических и психологических проявлений;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Практическое упражнение: «Потанцуем». (Животные)
  • Мутных Екатерина. Конспект сюжетно-ролевой игры «Поход на лесную полянку»
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • Шаманская Альбина Геннадьевна. Конспект интегрированного занятия ЗОЖ в средней группе 'Путешествие на Цветочную полянку'
  • К чему снится кот?
  • К чему снятся животные?
  • Главный Редактор. Мое любимое животное — сочинение
  • К чему снится пантера
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать?
  • Смородина Екатерина Владимировна. Конспект занятия по развитию речи по теме «Животные Африки» с использование ТСО.
  • К чему снится обезьяна
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Тигры»
  • Султанова Луиза Гаясовна, Зиннюрова Лилия Исмагиловна. Консультация для родителей на тему «Ребенок и домашние животные»
  • Суслова Евгения Сергеевна. Вязание 'Грибная полянка'
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Силина Ирина Григорьевна. Осенний праздник для детей младшего дошкольного возраста «ОСЕНЬ — ПРОКАЗНИЦА»
  • К чему снится начальник
  • К чему снится крокодил?
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • К чему снится бык
  • К чему снятся кролики
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Приворот на вещь
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Приворот с замком
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • К чему снятся осы
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • К чему снится драка?
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • К чему снятся часы
  • Капло Ф. БЕРЕЧЬ ВСЕ ЖИВОЕ. БУДДИЗМ И ВЕГЕТАРИАНСТВО
  • Притча «Момент истины»
  • К чему снится конь
  • Притча «Для тех, кто не знает...»
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Современный приворот на мужчину по его фото
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Приворот на любовь мужчины можно читать самостоятельно
  • К чему снится поцелуй
  • «Профессиональные качества».
  • Как избавиться от любовного приворота?
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • К чему снится лошадь?
  • Федорина Наталья Ивановна. Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста на тему «Волшебная полянка для лисенка».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь