|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164619
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Акмеология же, ориентирующая личность на гуманистическую направленность развития, способна оградить от таких психологических деформаций. В этом смысле акмеологический подход близок к идеям С. Л. Рубинштейна, который подчеркивал, что «...уровень развития определяется тем, насколько субъект является теплом и светом для других. Оценка высшего — с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях»*.
* Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинина. — М.: Академический проект, 2000. Самоактуализация и самореализация личности должны, конечно, сочетаться с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией, но при приоритете гуманистически направленной индивидуализации. Самоактуализация и самореализация обладают определенным сходством с процессами индивидуализации, но у них иное качество: просто «выделиться» не является самоцелью, а вот «выделиться» за счет профессиональных, личностных или духовных достижений, системы отношений — это является главным в акмеологическом понимании. По мере такого развития растет целостность и интегративность психологической организации личности, накапливаются и реализуются новые потенции, расширяются и углубляются связи личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Заметим, что в психологии развития речь шла не о приоритетах, а о диалектических связях, когда подчеркивалось, что в процессе своего развития личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно все более приобретает самостоятельность и автономность, то есть индивидуализация и социализация являют собой взаимосвязанные части единого процесса личностного развития. Кроме всего вышеперечисленного, в акмеологическом подходе несколько иная позиция по отношению к потенциальному и актуальному личности. В психологических исследованиях отмечалось, что личность развивается как бы в двух сферах — потенциальной и актуальной. К сфере потенциального относятся: • природные особенности, присущие человеку; • особенности как индивида; • способности; • социальные возможности общества, которые могут быть использованы для личностного развития. К сфере актуального относятся: • качественно новопреобразованное потенциальное; • внешние проявления реально функционирующего. Таким образом, развитие личности будет прогрессивным, а возможно, и гармоничным, если оно осуществляется в обеих сферах, а не изолированно. Акмеологическая точка зрения в данном случае близка к психологической, но приоритет все же отдается реализации потенциального. Однако в акмеологии потенциал личности рассматривается с собственных позиций — как система постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов*. * Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. -М: РАГС, 2001. Потенциал — это не только то, что дано от природы, но и постоянно индивидуально пополняемая, возобновляемая и совершенствуемая система знаний и умений, характерологических свойств и пр., что, естественно, связано с личностным и личностно-профессиональным развитием. Возобновляемая часть потенциала личности в настоящее время зависит главным образом от самого субъекта и в гораздо меньшей степени от общества или государства, которое сейчас не имеет гуманистически ориентированной политики и идеологии. Акмеологическая позиция отлична от психологической еще и в отношении к главным детерминантам раскрытия потенциала личности в процессе развития, хотя и существует сходство с позицией психологии развития. В первую очередь в качестве общего, конечно, следует отметить необходимость развития способностей личности, и прежде всего сложных частных, до уровня одаренности. Развитие сложных частных способностей обычно осуществляется в процессе обучения, самообучения и профессиональной деятельности. Но следует помнить, что это можно делать индивидуально в процессе использования акмеологических технологий или с помощью акмеологических тренингов. Сходными являются и приоритеты развития. Б. Г. Ананьев высказывал мысль, что в основе всякого развития лежит прежде всего развитие интеллектуальное. Личностное развитие происходит прежде всего тогда, когда пополняются знания, расширяется кругозор, совершенствуются интеллектуальные умения, то есть реализуется возобновляемая составляющая потенциала, что можно осуществлять в процессе обучения, а главное — самообучения. Интеллектуальное развитие в большинстве случаев имеет следствием гуманизацию отношений личности, ее ориентацию на качественно иные эталоны и идеалы. В процессе такого развития происходит изменение системы потребностей человека, при этом все больше возрастает роль высших духовных потребностей и потребностей в самореализации. Это является общим для акмеологической и психологической позиций. Однако при отмеченном существенном сходстве все же имеются и отличия. Они связаны со взглядом на изменение отношений и взаимодействий в процессе и результате развития. В психологии часто высказывается мысль, что в развитии часто доминирует принцип зависимого, в частности, диадического развития личности, поскольку мы живем в системе таких диадических взаимодействий, как «начальник-подчиненный», «учитель — ученик», «родитель — ребенок», «лидер — ведомый» и пр. (Р. Сирс, Э. Эриксон). Иногда этот принцип дополняется принципом обретения психосоциальной идентичности, согласно которому человек, развиваясь, приобретает черты своей социальной группы. Акмеологический взгляд на это иной: в процессе прогрессивного личностного развития диадические отношения выравниваются и становятся равноправными, а психосоциальная идентичность снижается благодаря индивидуализации развития, так как достигнутый акмеологический уровень субъекта обычно более высокий по отношению к группе. Прогрессивно и интенсивно развивающаяся личность выходит за рамки диадических и психосоциальных ограничений. Правда, возможны варианты, когда она сама начинает доминировать в диаде и становится своеобразным эталоном в социальной группе. У гуманистически ориентированной личности эти связи качественно иные. Вообще же данный вопрос требует углубленного изучения. Заметны различия в акмеологической и психологической позициях по отношению к проблеме обобщенных концепций или моделей развивающейся личности. В психологии создано немало моделей личности, претендующих на интегративный характер. Однако в решении акмеологических задач, пожалуй, лишь несколько системных концепций получили должное распространение, правда, при определенной их коррекции и уточнении. Среди них в первую очередь следует назвать концепцию функционально-динамической структуры личности К. К. Платонова и системную структуру личности В. С. Мерлина*. * Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — Москва — Воронеж: МПСИ, 1996; Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. С их помощью описывались модели личностно-профессионального развития государственных служащих, компенсации конфликтности личности, психологическая устойчивость управленческих кадров, создавались системы мониторинга кадрового роста. Для решения акмеологических задач данные модельные структуры личности были уточнены и конкретизированы. В частности, были добавлены подструктуры способностей и характера. Как нами отмечалось, прогрессивное развитие личности немыслимо без развития сложных и частных способностей до уровня одаренности, поэтому данная подструктура просто необходима. Характер сильно влияет на выбор жизненных траекторий, личностных стандартов и эталонов, а также их реализацию. Кроме того, такое важное личностное качество, как воля, сильно влияющая на процессы саморазвития, не «вписывается» ни в одну из перечисленных подструктур, кроме подструктуры характера. Если речь идет о личностно-профессиональном развитии, то целесообразно в данной модели подструктуру опыта содержательно дополнить личностно-профессиональными качествами. Это будет показано на примере акмеологической концепции развития профессионала (см. раздел 1.4). Уточнена и иерархическая организация данных подструктур. Ввиду того, что в личностном развитии двигателями активности являются принятые эталоны и стандарты, выступающие как системообразующие факторы в виде «образа-цели» этого развития, ведущую роль играют подструктуры направленности личности и характера. Отмеченные моменты являются общим ориентиром в использовании моделей личности для решения акмеологических задач. Предстоит немало поработать, чтобы были созданы акмеологические модели развивающейся личности. Таковы в общем виде основные отличия акмеологических позиций от психологических в изучении развития личности и особенно прогрессивного развития зрелой личности, направленного на достижение вершин в этом развитии. Но интересно отметить, что по мере развития акмеологии наметилась определенная тенденция к сближению позиций. Данная тенденция была описана А. К. Марковой на примере эволюции профессиогенетического подхода в развитии профессионала*. * Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2000. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|