Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57389

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Семья на стадии «пустого гнезда» заново преобразовывается в брак, взрослые дети создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.
При этом семейными трудностями могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно замет -ную роль.
В современной психологической литературе чаще встречается теоретическое описание семейных стрессов и трудностей, при этом явственно ощущается недостаток комплексных эмпирических исследований реальных, действительных трудностей и стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.
Широкое исследование семейных стрессов было проведено в Германии (Г. Боденманн, 2000). Результаты данного исследования показали виды стресса, переживаемого современной западной
36
семьей. Это стресс, связанный с супружескими отношениями; стресс в связи с воспитанием детей; стресс, связанный с трудностями общения с родительскими семьями. Как видим, финансовый стресс в этом списке не упоминается.
При этом стресс внутри партнерских отношений связан с неудов -летворенностью своей ролью в домашнем хозяйстве, различными потребностями в совместной жизни и различными жизненными целями. Кроме того, стресс вызывают сексуальные проблемы, различие в ценностях и мировоззрении, споры и конфликты с партнером.
В исследовании Е. В. Кобзевой (2002) были получены результаты, характерные для российских семей. Оказалось, что на первом месте по степени трудности и стрессогенности в семьях стоит проблема финансов (41%), на втором — проблемы здоровья (39%), на третьем — проблемы воспитания детей (11%), на четвертом — проблема переездов (9%), и на пятом месте — трудности и стрессы межличностных отношений (^3,5%').
Результаты проведенных исследований показали, что трудности, переживаемые семьями на разных этапах жизненного цикла, действительно различны, имеют определенную специфику (Н. О. Бе-лорукова, 2003).
Как чувствуют себя «условно благополучные» городские семьи, характеризующиеся хорошим уровнем социально-психологической адаптированности, образования, средним уровнем материальной и финансовой обеспеченности?
Молодые супруги, участвовавшие в исследовании (стаж брака до 2 лет, средний возраст молодых супругов — 23 года; большинство имеют высшее образование, все живут отдельно от родителей), указали, что наиболее трудным для них является психологическое приспособление к особенностям супруга (92%); на втором месте по степени трудности оказалось принятие своей эмоциональной и финансовой самостоятельности, независимости от родителей; изменение круга общения, редкие встречи со своими друзьями отдель-ноот супруга (77,5%); на третьем месте оказалась трудность адаптации кроли мужа / жены, необходимость изменения собственных привычек (35%); на четвертое место по степени трудности молодые супруги определили формирование взаимоотношений с родственниками мужа / жены (57,5%); и, наконец, наименее стрес-согенными, как это ни удивительно, оказались трудности в
37
изменении условий жизни, увеличении хозяйственно - бытовых обя -занностей (20%) (Н. О. Белорукова, 2003).
Родители подростков (средний возраст родителей составляет 40 лет, возраст их детей-подростков от 14 до 16 лет; большинство родителей имеют высшее образование; все родители работают, семьи материально обеспечены) оценили наиболее стрессогенны-ми трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка (раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, максимализм, уход в себя, непослушание) (100%).
На втором месте по степени трудности оказалось переживание ими чувства беспомощности из-за невозможности защитить, оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни (90%). На третьем месте — резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь (70%); на четвертое место по степени трудности родители отнесли принятие взросления сына / дочери; отдаление ребенка от родителей к дружеским компаниям (37,5%); и наименее стрессогенной для родителей оказалась ситуация вынужденной перестройки взаимоотношений с сыном / дочерью (15%).
Зрелые супруги (семьи на стадии «пустого гнезда», когда последний ребенок уже покинул родительский дом; средний возраст супругов 54 года; большинство из них работают, социально активны; дети, создав собственные семьи, живут отдельно, часть детей живут в других городах, общение с родителями происходит очень редко) расценили как наиболее трудное осознание того, что «у детей теперь своя жизнь и своя семья» (90,6%); на втором месте по степени трудности оказалось появление чувства одиночества, трудности в заполнении свободного времени (68,7%); на третье место зрелые супруги отнесли трудности построения новых отношений с супругом (56,2%); на четвертом месте — резкое снижение социальной активности и интенсивности общения, принятие своего возраста (34,4%); и наименее трудным для зрелых супругов оказалось изменение условий жизни, переезд детей в другой город (31,3%).
Таким образом, каждый из рассматриваемых нами этапов жиз -ненного цикла семьи характеризуется собственными семейными трудностями.
У молодых супругов семейные трудности весьма интенсивны и разнообразны, но в целом касаются формирования собственной семьи, сближения двух разных моделей семейного устройства. Все
38
трудности супругов-родителей связаны с детьми. Вероятно, семьи все больше становятся детоцентричными, при этом сферы супружеских отношений и профессиональной активности отодвигаются на второй план, становятся менее значимыми. Трудности, возникающие у зрелых супругов, связаны с большим самоанализом, реф -лексией, но наиболее остро переживается прекращение воспитательной функции, которая, по-видимому, на предыдущих этапах жизненного цикла семьи действительно была наиболее важна и значима для родителей.
Мы описали модель справляющейся с трудностями, совладаю-щей семьи, обладающей продуктивными стилями и стратегиями поведения для решения возникающих нормативных трудностей и стрессов.
Способность семей справляться с трудностями объясняется наличием особых механизмов психологического совладания. Совладание — это комплекс когнитивных и аффективных действий, поступков человека, которые возникают как реакция на определенную проблему, вызывающую беспокойство (Т. Л. Крюкова, 2003). Его особенности в семьях мы определяем с помощью адаптированных нами опросных методик (CISS, или Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, WCQ, или Опросник способов совладания, ACS, или Юношеская копинг-шкала) и соотнесения полученных ответов испытуемых с анализом объективных характеристик их жизни (стабильность брака, социально-экономический уровень жизни и т.д.).
Семьи различаются по многим характеристикам от этапа к этапу. Различными в семьях на разных этапах жизненного цикла являются не только переживаемые ими стрессы и трудности, но и используемые членами семей стратегии совладания с ними.
Так, оказалось, что на первом этапе жизненного цикла семьи у молодых супругов, по сравнению с супругами на втором и третьем этапах семейного развития, предпочтений определенных стратегий совладания нет.
На втором этапе жизненною цикла семьи, состоящие из ро -дителей и подростков, чаще, чем молодые супруги, выбирают кон-фронтативный копинг, проблемно-ориентированный копинг, дистанцирование и принятие ответственности, а по сравнению со зрелыми супругами — стратегии принятия ответствен -ности и проблемно-ориентированного копинга.
39



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь