Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. | Семейная психотерапия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 11 страница



Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57017

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Семья на стадии «пустого гнезда» заново преобразовывается в брак, взрослые дети создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.
При этом семейными трудностями могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно замет -ную роль.
В современной психологической литературе чаще встречается теоретическое описание семейных стрессов и трудностей, при этом явственно ощущается недостаток комплексных эмпирических исследований реальных, действительных трудностей и стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.
Широкое исследование семейных стрессов было проведено в Германии (Г. Боденманн, 2000). Результаты данного исследования показали виды стресса, переживаемого современной западной
36
семьей. Это стресс, связанный с супружескими отношениями; стресс в связи с воспитанием детей; стресс, связанный с трудностями общения с родительскими семьями. Как видим, финансовый стресс в этом списке не упоминается.
При этом стресс внутри партнерских отношений связан с неудов -летворенностью своей ролью в домашнем хозяйстве, различными потребностями в совместной жизни и различными жизненными целями. Кроме того, стресс вызывают сексуальные проблемы, различие в ценностях и мировоззрении, споры и конфликты с партнером.
В исследовании Е. В. Кобзевой (2002) были получены результаты, характерные для российских семей. Оказалось, что на первом месте по степени трудности и стрессогенности в семьях стоит проблема финансов (41%), на втором — проблемы здоровья (39%), на третьем — проблемы воспитания детей (11%), на четвертом — проблема переездов (9%), и на пятом месте — трудности и стрессы межличностных отношений (^3,5%').
Результаты проведенных исследований показали, что трудности, переживаемые семьями на разных этапах жизненного цикла, действительно различны, имеют определенную специфику (Н. О. Бе-лорукова, 2003).
Как чувствуют себя «условно благополучные» городские семьи, характеризующиеся хорошим уровнем социально-психологической адаптированности, образования, средним уровнем материальной и финансовой обеспеченности?
Молодые супруги, участвовавшие в исследовании (стаж брака до 2 лет, средний возраст молодых супругов — 23 года; большинство имеют высшее образование, все живут отдельно от родителей), указали, что наиболее трудным для них является психологическое приспособление к особенностям супруга (92%); на втором месте по степени трудности оказалось принятие своей эмоциональной и финансовой самостоятельности, независимости от родителей; изменение круга общения, редкие встречи со своими друзьями отдель-ноот супруга (77,5%); на третьем месте оказалась трудность адаптации кроли мужа / жены, необходимость изменения собственных привычек (35%); на четвертое место по степени трудности молодые супруги определили формирование взаимоотношений с родственниками мужа / жены (57,5%); и, наконец, наименее стрес-согенными, как это ни удивительно, оказались трудности в
37
изменении условий жизни, увеличении хозяйственно - бытовых обя -занностей (20%) (Н. О. Белорукова, 2003).
Родители подростков (средний возраст родителей составляет 40 лет, возраст их детей-подростков от 14 до 16 лет; большинство родителей имеют высшее образование; все родители работают, семьи материально обеспечены) оценили наиболее стрессогенны-ми трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка (раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, максимализм, уход в себя, непослушание) (100%).
На втором месте по степени трудности оказалось переживание ими чувства беспомощности из-за невозможности защитить, оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни (90%). На третьем месте — резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь (70%); на четвертое место по степени трудности родители отнесли принятие взросления сына / дочери; отдаление ребенка от родителей к дружеским компаниям (37,5%); и наименее стрессогенной для родителей оказалась ситуация вынужденной перестройки взаимоотношений с сыном / дочерью (15%).
Зрелые супруги (семьи на стадии «пустого гнезда», когда последний ребенок уже покинул родительский дом; средний возраст супругов 54 года; большинство из них работают, социально активны; дети, создав собственные семьи, живут отдельно, часть детей живут в других городах, общение с родителями происходит очень редко) расценили как наиболее трудное осознание того, что «у детей теперь своя жизнь и своя семья» (90,6%); на втором месте по степени трудности оказалось появление чувства одиночества, трудности в заполнении свободного времени (68,7%); на третье место зрелые супруги отнесли трудности построения новых отношений с супругом (56,2%); на четвертом месте — резкое снижение социальной активности и интенсивности общения, принятие своего возраста (34,4%); и наименее трудным для зрелых супругов оказалось изменение условий жизни, переезд детей в другой город (31,3%).
Таким образом, каждый из рассматриваемых нами этапов жиз -ненного цикла семьи характеризуется собственными семейными трудностями.
У молодых супругов семейные трудности весьма интенсивны и разнообразны, но в целом касаются формирования собственной семьи, сближения двух разных моделей семейного устройства. Все
38
трудности супругов-родителей связаны с детьми. Вероятно, семьи все больше становятся детоцентричными, при этом сферы супружеских отношений и профессиональной активности отодвигаются на второй план, становятся менее значимыми. Трудности, возникающие у зрелых супругов, связаны с большим самоанализом, реф -лексией, но наиболее остро переживается прекращение воспитательной функции, которая, по-видимому, на предыдущих этапах жизненного цикла семьи действительно была наиболее важна и значима для родителей.
Мы описали модель справляющейся с трудностями, совладаю-щей семьи, обладающей продуктивными стилями и стратегиями поведения для решения возникающих нормативных трудностей и стрессов.
Способность семей справляться с трудностями объясняется наличием особых механизмов психологического совладания. Совладание — это комплекс когнитивных и аффективных действий, поступков человека, которые возникают как реакция на определенную проблему, вызывающую беспокойство (Т. Л. Крюкова, 2003). Его особенности в семьях мы определяем с помощью адаптированных нами опросных методик (CISS, или Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, WCQ, или Опросник способов совладания, ACS, или Юношеская копинг-шкала) и соотнесения полученных ответов испытуемых с анализом объективных характеристик их жизни (стабильность брака, социально-экономический уровень жизни и т.д.).
Семьи различаются по многим характеристикам от этапа к этапу. Различными в семьях на разных этапах жизненного цикла являются не только переживаемые ими стрессы и трудности, но и используемые членами семей стратегии совладания с ними.
Так, оказалось, что на первом этапе жизненного цикла семьи у молодых супругов, по сравнению с супругами на втором и третьем этапах семейного развития, предпочтений определенных стратегий совладания нет.
На втором этапе жизненною цикла семьи, состоящие из ро -дителей и подростков, чаще, чем молодые супруги, выбирают кон-фронтативный копинг, проблемно-ориентированный копинг, дистанцирование и принятие ответственности, а по сравнению со зрелыми супругами — стратегии принятия ответствен -ности и проблемно-ориентированного копинга.
39



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Повышение роли отца в семье
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Ради ребенка»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Не забывай своих родных»
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Притча «Выросла девочка, дочь твоя, мама...»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Притча «Голос матери»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Афоризмы психотерапевтов: Карл Витакер
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • К чему снится дочь
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Симашко Елена Николаевна. Родительский дневник
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • Притча «Пожелание»
  • Шустимова Ольга Олеговна. Проявление ревности в детском возрасте
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Притча «Не смотрите на мои слёзы»
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Фазлетдинова Алла Александровна. Психологическая консультация для родителей - В семье растет дочь
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Притча «Самая большая неприятность»
  • Казакова Наталья Анатольевна. «Дошкольник в семье»
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь