|
Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути.Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 8808
Автор: Хеллингер Берт.
Название: Источнику не нужно спрашивать пути. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Решающее проявится, если ждать. Оно показывается сначала неясно, иногда ясно, ему нужно последовать. Если его ухватить крепко, это помешает тому, чтобы показалось нечто следующее. Итак, самое важное в нашей работе — это войти в нее, дать себя нести и довериться тому, что происходит. Тогда почувствуешь, где больше силы и где меньше.
Как начать сразу с главного? Тот, кто размышляет, что он дЪлжен делать и что может, тот не видит главного. Когда человек смотрит на дерево, стараясь рассмотреть его повнимательней, то видит только один лист. Рассматривая каждый лист, он упускает в целом дерево из виду. Это такой вид внимания — подразумевающий точность и близость рассмотрения. Но существует и другой вид внимание — внимания, направленное на целое. Не рассмотрение частного, а взгляд на целое. Те, кто уже читал мои книги, вероятно, заметили, что в них можно найти решение далеко не для всех ситуаций, возникших в процессе настоящего курса. То, что написано в книгах, — это отдельные листья дерева. Целое — намного больше. Необходим особый вид внимания, чтобы найти главное. Я называю это феноменологическим подходом. Я опишу, что происходит со мной, когда я работаю с клиентом. Сначала клиент рассказывает мне что-то, я слушаю в пол-уха. Я не хочу слышать, что именно он говорит мне. Я не хочу знать точно, что он говорит. Я не концентрируюсь на том, что он говорит мне, а сразу смотрю на нечто большее. Вдруг клиент произносит 208 некое слово, от которого я просыпаюсь. В данном случае это были слова: «гражданская война» — отец воевал в гражданскую войну. Во всем, что он говорил, были только эти слова, которые меня задели. В них энергия. Еще не зная точно, что делать, я знаю: именно с этим я буду работать. Я открываюсь воздействию этих слов и чувствую, кто мне нужен для расстановки. Для меня энергия была сосредоточена в одном человеке - его отце. Я попросил его поставить своего отца. Я не знал, что из этого получится. Я только знал, что отец — очень важная фигура. Тогда клиент поставил своего отца. Затем я ждал, что произойдет. Я увидел движения отца, предался им и понял: в расстановке должен быть кто-то еще, но я не знал точно, кто именно. Я предположил, что это могли быть солдаты, и расставил их, но не знал, что будет дальше. Произошли некие движения, а когда они закончились, внезапно мне стало ясно: клиента тоже необходимо ввести в расстановку. Я подумал об этом только тогда, не раньше. Я взял клиента за руку, но не знал, куда его поставить. Держа его за руку, я почувствовал, он должен попасть в поле зрения отца, и поставил его таким образом. Я и тогда не знал, что из этого получится. Отец начал движение. Когда клиент оказался рядом с отцом, он стал смотреть на умерших. Я попытался почувствовать, что происходит, когда клиент смотрит на умерших. В этом ли для него решение или нет? Я почувствовал, что там для него решения нет. Тогда я, с некоторым усилием, повернул его голову в сторону от умерших — и решение пришло. Важное предложение поступило от отца. Он почувствовал, что хочет склониться вместе с сыном перед другими. Сам я об этом не подумал. Предложение исходило от отца. Оно пришло из созвучия с целым. Этот метод — всегда блуждание в потемках, но в созвучии с тем, что выявляется, от чего поступают импульсы и сила, которая ведет вперед. Теперь представьте себе, что я расспрашивал бы участников, как они себя чувствовали. Это дало бы силу или отняло ее? Отняло бы. Я не хотел знать, что произошло в действительности. Это сохранило силу. При таком подходе нужно знать мало, хотеть знать мало, знать только то, что необходимо для решения. Последствие: то, что происходит, не отягощает терапевта. Он не знает этого и не хочет знать. Как только он захочет знать, это обременит его. Эту работу должно делать с огромной 209 осторожностью и глубоким доверием движению, идущему из глубины души, движению, которое ведет к решению. Иногда продвижение вперед становится невозможным. Сигнал не поступает. Тогда самое трудное для терапевта — это признать, что он не может продолжать. Он должен остановиться в согласии с душой, даже если он оказался несостоятельным. Это к вопросу о подходе. Такой работе можно научиться, отдаваясь ей с открытым сердцем, познавая силы, которые действуют, отрешившись от себя самого и доверяя этим силам. Мгновение, которое несет УЧАСТНИК: Не будет слишком личным, если я спрошу, что движет вами в вашей работе? Может, это религиозная основа или религиозный опыт? Б. X: Мною движет мгновение. Ничего больше. И это секрет феноменологического подхода. Я не знаю, что будет. Если ничего не получится, я останусь спокоен. УЧАСТНИК: Как можно научиться тому, чем движет только одно мгновение? Б. X: Это покажет следующее мгновение. Решение как созревший плод Решение — это созревший плод. Он созревает осенью, а не весной. Поэтому решению в душе нужно дать время. В процессе семейной расстановки складывается образ, который должен разбудить в душе силы развития. Этот образ нужно просто принять, не говорить о нем, не думать — просто принять. Проглотить как лекарство и ждать действия. Когда решение приходит, оно совершенно ясное. Если ничего не происходит, ассоциации не помогут. Они только приводят к смятению и потере непосредственного восприятия. Когда ничего не помогает, поможет то, что терапевт доверит клиента его собственной хорошей душе. Нет ничего лучше, чем собственная хорошая душа. Каждый из нас является в определенном смысле ведомым. Если клиент внимателен к своей душе и с ней един, решение придет через некоторое время. 210 Решение и отказ Решение — это наиболее сложная часть нашей работы. Многие клиенты, увидев решение и чувствуя силы, идут вместе с ним, но недолго и погружаются обратно в прежнюю связь. Решение делает в какой-то степени одиноким того, кто через него проходит. Мы вынуждены отдать должное силе нашей связи с проблемой или переплетением. На пути к решению мы связаны со многими, но несколько иным образом, не так тесно, как прежде. В этой другой связи есть нечто легкое, более спокойное. Это связь на расстоянии. Вот почему некоторые возвращаются к прежним связям. Для них это как возвращение на материнские колени. Это нужно понимать, терапевт должен это понимать. Если он видит такое, то не должен вмешиваться. Оставить все как есть. В итоге все едино. Решение путем невмешательства УЧАСТНИК: Ты все время показываешь, как люди связаны лояльностью по отношению к своей семье. Есть ли возможность избавиться от этой лояльности, если признать, что она во вред? Б. X.: Не всегда. Иногда лояльность сильна настолько, что решение невозможно. Для решения необходимо распрощаться со своей семьей и быть готовым строить собственную жизнь. Это связано с чувством одиночества. Это огромный шаг. Он требует внутреннего превращения в процессе роста, иногда чего-то вроде духовного перевоплощения во что-то большее. Тогда это получится. А у кого нет внутреннего чутья, кто делает это механически, тот вряд ли сможет это. Лучше всего это получается, если согласиться с тем, что выявляется (таким, как есть), и дать вести себя своей душе, не будучи слишком активным. Нужно довериться внутреннему движению своей души. Это сама по себе новая возможность обращаться с действительностью. Предаться ее движению вместо того, чтобы контролировать ее. Так решение удается лучше всего. 211 Разрешающие фразы Разрешающие фразы — это нечто, что выходит за пределы расстановки. Это отдельный шаг, поскольку именно они, собственно, приносят результат. Они связаны с примирением, с одной стороны, с другой — с уважением. Как терапевт находит такие фразы? Их невозможно придумать. Во время расстановки семьи возникает силовое поле, в котором семья представлена. Терапевт входит в силовое поле. Поскольку он вошел в поле и связан с ним, он получает от поля то, что ведет к решению. Находясь за пределами поля, терапевт не сможет найти разрешающую фразу. Такие фразы всегда очень просты и обращены непосредственно к душе. Они меняются в зависимости от ситуации. Их невозможно просто записать и использовать как часть репертуара, каждая из них точно соответствует конкретной ситуации, такой, как есть. Они — результат внутренней позиции, позиции уважения ко всем участникам. Только так можно найти разрешающие фразы. Разрешающие фразы, которые мы иногда используем в нашей работе, придуманы не мной. Я ощущаю резонанс от контакта с душой клиента и силового поля, в котором он движется. Фраза приходит из резонанса с полем, и тогда я произношу то, что воспринимаю из этого резонанса. Вот почему такие фразы нельзя применять стереотипно, они всегда должны идти от ситуации, в каждую нужно заново вчувствоваться и только потом произнести. Фразы, которые пришли кому-то, как бы живут в нем. Они меняются соответственно колебаниям души. Тогда они точны и хороши. Но в конце происходит кое-что еще. Это по ту сторону расстановки. Когда терапевт входит в силовое поле (а это силовое поле особого рода), он слышит, что говорит душа. Например, такую фразу: «Я ваша сестра». Такую фразу терапевт слышит внезапно, если он связан с полем. Такое невозможно выдумать. Терапевт слышит разрешающую фразу и произносит ее. Если это та фраза, она вызывает непосредственный резонанс. Это можно было наблюдать у одной клиентки, когда она произнесла: «Я еще немного останусь со своим мужем». Как изменилось при этом ее лицо. Такую фразу терапевт должен 212 услышать, нельзя гадать, что бы это такое могло быть. Как только он начнет гадать — контакт утрачен. Отсюда правило: лучше ничего не говорить, чем высказывать предположения. Иначе клиент будет введен в заблуждение, и поток, который его несет, будет прерван. Необходима известная тренировка .(в том числе для клиента), прежде чем решиться. Это относится в равной степени и к терапевту. По сути, нужно соединить то, что было разъединено. Кроме того, очевидно, что эта работа выходит далеко за пределы семейной расстановки. Если ограничиться только расстановкой, можно получить некоторую информацию и найти некое решение. Но то, что освобождает душу в самой ее глубине, что исцеляет, приходит позже. Это «установить связь» при помощи исцеляющих слов. Эти слова терапевт слышит. Он прислушивается к душе и слышит эти слова или видит их, когда как. Услышанное он произносит. Если это правильные слова, они вызывают непосредственное действие. Когда терапевт их придумывает, в смысле: «Давайте попробуем вот это», он экспериментирует. В такой момент терапевт теряет контакт с душой, и клиент закрывается. Терапевт должен услышать эти слова. Для этого он должен вчувствоваться в ситуацию. Если он погрузился в ситуацию, он находится в силовом поле, которое дает ему разрешающую фразу. Восприятие терапевта, который находится в расстановке и движется в ней, отличается от восприятия зрителей. Такое можно ощутить, только если это попробовать самому, а не быть лишь зрителем. Терапевт исполнен любовью ко всем присутствующим. Терапевт работает от чистого сердца и во имя мира. Глубины души Мы работаем со скрытыми силами, которые зачастую нам недоступны. Как это возможно, чтобы судьбы, о которых не было известно, повторялись из поколения в поколение? Как это возможно, что во время курса, в процессе расстановок, мы видим, что существуют решения, к которым нас ведет душа, 213 хотя мы и не можем предвидеть конца того пути, по которому она ведет нас? Совершенно очевидно, что глубины души различны: одна более поверхностна, другие — значительно глубже. В последних противоположности, такие как, например, добро и зло, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, покоятся в связи с чем-то большим. В нашей работе мы шаг за шагом погружаемся все глубже и не видим конца. От курса к курсу я замечаю, как погружаюсь все глубже и глубже. Я не могу этим управлять и не могу этого предвидеть. Говоря о душе, я подразумеваю нечто иное, чем принято считать. Это не то, что мы можем иметь или чем можем обладать. Это нечто, что объединяет нас в некие сообщества, каждое из которых крупнее предыдущего. Это части нашего тела, семья, род, народ и за его пределами другие, в которых имеется нечто, что объединяет. Они направлены на то, чтобы снять отдельные противоречия. Чем более мы доверяемся этому процессу, тем более размытыми становятся границы одного человека по отношению к другому. Итак, нечто объединяет нас с общим знанием и, как мне кажется, ведет к общей цели. Этот глубинный слой я называю Большой Душой. Хочу предостеречь вас от того, чтобы, употребляя слово «душа», вы не воспринимали душу как нечто управляемое или поддающееся влиянию. Вопрос, что такое душа, остается открытым. Я называю это Большой Душой только потому, что не могу придумать иного названия. Я обращаюсь с ней с благоговением и глубоким уважением. Когда я с кем-нибудь работаю, я пытаюсь войти в резонанс с тем, что связывает нас на уровне души. Я стараюсь почувствовать, находится ли моя душа в резонансе с его душой, а его душа — с моей. Если такое невозможно, я не смогу работать. Я не вправе вторгаться, если нет согласия в движениях души: моей души, души клиента и Большой Души. Если вы настроены на такую работу, такое взаимодействие, нам будет легче общаться друг с другом. Я хотел бы еще обратить ваше внимание на нечто важное. Некоторые в такой степени находятся в плену своей семьи, что не смеют знать, что происходит там или происходило. Они, например, не вправе знать некоторых членов своей семьи. Они не вправе знать о некоторых событиях. Такие люди связаны со своей семьей поверхностно и отрезаны от более глубокого уровня своей души и от Большой Души. 214 Когда человек боится посмотреть в глаза реальности, озвучить правду о своей семье, его связь с семьей остается поверхностной, ему и его семье не найти решения. Если же он чувствует ситуацию, он может довериться Большой Душе. Не только он сам, но вся семья, все ее члены. Когда клиент достигнет этого уровня, он сможет найти решение, правильное для всех - с уважением. «Я останусь еще ненадолго» УЧАСТНИЦА: Я хочу спросить, почему .вы иногда просите клиента произнести «Я останусь еще ненадолго»? Имеет ли значение это «немного»? Б. X.: Это имеет большое значение, и вы задали очень важный вопрос. В семьях существует непреодолимая тяга к уравновешиванию приобретений и потерь. Если кто-то понес утрату (сестра умерла рано), то переживший это зачастую не осмеливается принять свою жизнь во всей полноте. Он чувствует потребность в уравновешивании. И полной компенсацией этому, по его представлению, может быть только его собственная смерть. Такая компенсация соответствует магическому мышлению. Задачей терапии будет — избавить живущего от чувства вины перед умершим или смягчить его. Фраза: «Ты умер, а я поживу еще немного, а потом умру», поможет пережившему воспринимать свою жизнь не как притязание, а как нечто, что нужно завершить, и как подарок. Тогда его жизнь не противопоставлена смерти. Произнося такую фразу, клиент солидарен с умершим, и это оказывает целительное действие. В этих словах заключена сила. Но их необходимо немного менять в зависимости от ситуации момента. Их нельзя воспринимать как лекарство, которое принимаешь и ждешь, что оно подействует само. Каждый раз нужно заново вчувствоваться. Привычное и доступное В процессе семейных расстановок выявляется, насколько могущественны силы, действующие в семье. Зачастую мы даем 215 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|