Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20835

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Что задержано в симптоме
В этом тексте еще сохраняются элементы интерпретативного оптимизма Фрейда. Он повторяет, в качестве принципиального вывода, что «симптом исчезает, когда смысл его удается сделать сознательным. Симптомы исчезают с того момента, как становится известен их смысл». В каком-то отношении экономический фактор либидо еще не был осмыслен Фрейдом. Было бы интересно проследить, как Фрейд этот вывод делает, и что впоследствии заставляет его сказать: «Но это не совсем так...». Принцип превосходен, но симптомы этого не знают...
Он ищет экономическое объяснение, однако, в конечном счете, вводит симптом посредством динамики: имеется нечто такое, что не позволяет смыслу проникнуть в сознание. Исходя из этого, в главе XIX Фрейд и изучает бессознательное сопротивление - парадокс, заключающийся в том, что пациенты, страдая от своих симптомов, судя по всему, не проявляют особого рвения от них избавиться. Это позволяет Фрейду указать на бессознательность, «Unbewushtheit», в качестве условия симптома, который расцветает лишь на почве бессознательного. Иными словами, имеется смысл, желающий себя выразить; сделать это ему не удается, и в результате появляется симптом, что и позволяет Фрейду сказать: «Образование симптомов представляет собой замену чего-то другого, что было задержано».
Слово «задержано» имеет фундаментальное значение. Пожалуй, именно оно вдохновило Лакана на разработку его первой схемы: желания высказаться, задержанное чем-то другим. Фрейд настолько доволен найденной формулировкой, что ее повторяет: «Замена того, что было задержано».
Для Фрейда это то самое, что позволяет ему дать образованию сновидения и образованию невротического симптома единое объяснение. Но, несмотря на эту общность между сновидением и симптомом, общность, служащую основанием для включения симптома в психоаналитическую практику, Фрейд в то же время повторяет в этих лекциях, что симптом - не сновидение. Вытеснение, главная движущая сила сновидения, для образования симптома - лишь предварительное условие. Только симптом вводит нас в самые интимные области сексуальной жизни. Следует отдавать себе отчет в том, что это и есть тот выигрыш, который, в отличие от сновидения, достается невротику при формировании симптомов. В своих лекциях Фрейд постоянно сосредоточивает внимание на теме «Traumbildung», или «Traumarbeit», - образования сновидения, или работе сновидения. В то же время для его понимания становится ясным существование в симптоме дополнительного элемента: сновидения не пребывают в качестве некоей постоянной субъективной непрозрачной области, которая постепенно изменяет тело, если признать расширенный аутоэротизм, о котором говорит Фрейд. Главное различие между сновидениями и симптомами, которое Фрейд выдвигает на передний план, состоит в том, что «симптомы всегда служат одной и той же цели - сексуальному удовлетворению». Фрейд не задается вопросом о том, зачем симптом нужен, - он всегда нужен для одного и того же: сексуального удовлетворения, или чтобы послужить заменителем удовлетворения, которого не хватает в жизни. Именно здесь он говорит о фрустрации. Я уже обращал внимание на элемент «говорить нет»: «Versagung» - это уже высказывание.
Определение симптома как средства наслаждения лежит у Фрейда на поверхности. При этом, безусловно, нельзя забывать, что симптом носит характер компромиссного образования, то есть связывает наслаждение и защиту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Метод сосредоточения
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Интроекция; Introjection; Introjektion
  • Действие специфическое; specific action
  • Литвинова Т.В. Историко-культурные и индивидуальные варианты религиозности: психоаналитический взгляд
  • Автономов Д.А. Проблема тревоги, аддикции и «новых» симптомов у современных пациентов с позиции психоанализа
  • Влечение к разрушению
  • Влечение частичное
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Анализ дидактический
  • Влечения Я
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Фиксация; fixation
  • Пластичность либидо; plasticity of the libido
  • Доэдипов; preoedipal
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Психоанализ о взаимоотношениях между психическими комплексами и телом – случаи анорексии и булимии.
  • Шакирзянова Гюзель Рамилевна Айтиева Людмила Павловна. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • Либидо
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Совэр П. Фрейд, Салливан и аналитическая позиция
  • Сексуальность; sexuality
  • Редактор. Новый год
  • Шейнов В. П. Трансактный анализ скрытого управления
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Опыт удовлетворения; experience of satisfaction
  • Влечения к самосохранению
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Конверсия; conversion
  • Романова Л.Е., Давыдова Л.В., Коршунова Г.В. Экономический анализ
  • Влечение сексуальное
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Леонтьев Д.А. ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО КАК ПРАКТИКА РАСШИРЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Истерия и страх.
  • Интроверсия; introversion
  • Образование замещающее; substitutive formation
  • Притча «Как обойти правило»
  • Последействие; differed action



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь