Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Фрейд Зигмунд. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве | Фрейд Зигмунд | Глубинная психология: учения и методики » 11 страница



Фрейд Зигмунд. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве

Категория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 11779



Как ни скудны знания деталей половой жизни великого художника и исследователя, все же нужно допустить возможность, что показания его современников в главном не ошибаются. Стало быть, в свете традиции он предстает перед нами человеком, чья сексуальная потребность и активность были чрезвычайно умеренны, словно какое-то более высокое стремление поднимало его над обычной животной нуждой людей. Видимо, останется нерешенным, домогался ли он когда-нибудь и каким путем прямого сексуального удовлетворения или сумел полностью обойтись без него. Но мы вправе и у него провести разыскания по тем устремлениям чувств, которые настоятельно понуждают других людей к сексуальным действиям, ибо не способны вообразить душевную жизнь человека, в развитии которой не соучаствовало бы сексуальное вожделение в самом широком смысле, либидо, пусть даже и отклонившееся от первоначальной цели или не приведенное в действие.

Мы не вправе предполагать у Леонардо ничего, кроме остатков непреобразованной сексуальной склонности. Но последние устремляются в ином направлении и позволяют причислить его к гомосексуалистам. Издавна отмечалось, что он брал к себе в ученики только удивительно красивых мальчиков и юношей. Он был ласков и снисходителен к ним, заботился о них и обычно в случае их болезни ухаживал за ними, как мать за своими детьми, как, наверное, заботилась о нем его собственная мать. Так как он отбирал их за красоту, а не за талант, то ни один из них: Чезаре да Сесто, Д. Больтраффио, Андреа Салаино, Франческо Мельци и другие — не стал значительным художником. Кроме того, большинству из них не удалось обрести самостоятельность от учителя, они сгинули после его смерти, так и не оставив истории искусств чего-то своего. Других же, которых за их творчество нужно по праву, подобно Луини и Вацци по прозванию Содома, назвать его учениками, он, вероятно, лично не знал.

Уверен, что нам могут возразить: отношение Леонардо к своим ученикам не имело ничего общего с половыми мотивами и не позволяет делать выводы о его сексуальном своеобразии. В ответ мы предусмотрительно намерены заявить, что наше толкование объясняет некоторые странные черты в поведении мастера, в противном случае обреченные остаться неразгаданными. Леонардо вел дневник; своим мелким, справа налево направленным почерком он делал записи, предназначенные только для него. В этом дневнике он обращается к себе, что примечательно, на «ты»: «Учись у мастера Луки умножению корней»[44].

«Позволь показать тебе квадратуру круга мастера д'Абако»[45]. Или по поводу одного путешествия[46]: «Из-за своих дел по саду я пошел в Милан... Вели взять два вещевых мешка. Вели показать тебе токарный станок Больтраффио и обработать на нем камень. — Оставь книгу для мастера Андреа иль Тодеско»[47]. Или вставка совершенно иного рода: «Ты должен в своем сочинении показать, что земля — это звезда, подобная луне или вроде того, и тем доказать благородство нашего мира»[48].

В этом дневнике, который, впрочем, как дневники и других смертных, часто касается важнейших событий дня только в нескольких словах или совершенно их замалчивает, встречается несколько записей, за свою странность цитируемых всеми биографами Леонардо. Это — записи о мелких расходах мастера, столь педантично точные, словно вышли из-под пера мелочно строгого и бережливого отца семейства, тогда как отсутствуют пометки об использовании более крупных сумм, и это говорит только о том, как художник понимал содержание дома. Одна из этих записей касается нового плаща, купленного им ученику Андреа Салаино[49]:

Серебряной парчи …15 лир 4 сольди

Алого бархата на отделку …9

Шнурков …9 сольди

Пуговиц … 12 сольди

Другая очень подробная запись сводит воедино все расходы, в которые его ввел другой ученик[50] из-за своих плохих качеств и склонности к воровству: «В день 21 апреля 1490 я начал эту счетную книгу и снова начал Лошадь[51]. Джакомо пришел ко мне в день Магдалены тысяча 490 в возрасте 10 лет. (Заметка на полях: склонный к воровству, лживый, упрямый, прожорливый.) На второй день я велел сшить ему две рубашки, пару штанов и камзол, а когда я отложил деньги для оплаты названных вещей, он украл их у меня из бумажника, и было никак невозможно заставить его это признать, хотя я был в этом совершенно уверен. (Заметка на полях: 4 лиры...)» Повествование о злодеяниях мальца продолжается и завершается подсчетом расходов: «На первом году: плащ, 2 лиры; 6 рубашек, 4 лиры; 3 штанов, 6 лир; 4 пары чулок, 7 лир и т. д.»[52].

Биографы Леонардо, более чем далекие от намерения постигнуть загадки душевной жизни своего героя по его мелким слабостям и причудам, имеют обыкновение присоединять к этим странным счетам примечание, которое подчеркивает доброту и снисходительность учителя к своим ученикам. Они забывают о том, что необходимо объяснить не поведение Леонардо, а тот факт, что он оставил нам эти свидетельства. Так как ему вряд ли можно приписать желание подбросить нам доказательства в пользу своего добродушия, то мы вынуждены предположить, что к этим записям его побудил иной, аффективный мотив. Трудно догадаться какой, и мы не сумели бы ничего объяснить, если бы другие найденные среди бумаг Леонардо счета не проливали яркий свет на эти необычайно маленькие записи об одежде учеников и т. п.:

 

«Расходы на погребение Катарины …27 флоринов

2 фунта воска …18

На перенесение и воздвижение креста ...12

Катафалк …4

Людям, несшим тело …8

4 священникам и 4 клирикам …28

Колокольный звон могильщикам …16

За разрешение — чиновникам

Сумма... 108 флоринов

Прежние расходы

Врачу …4 флорина

За сахар и свечи …12

 

Summa summarium[53]*       124 флорина[54]




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фрейд Зигмунд - Художник и фантазирование
  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления
  • Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Николай Тесла.
  • Гастев А.А. Леонардо да Винчи
  • Франк Цёльнер Леонардо да Винчи
  • Роберт Уоллэйс Мир Леонардо. 1452-1519
  • Воспоминание маскирующее; screen-memory
  • А. Дживелегов Леонардо да Винчи
  • Ал. Алтаев Впереди веков. Леонардо да Винчи
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Притча «Пиратство эпохи Возрождения»
  • Филиппов М.М. Леонардо да Винчи. Как художник, ученый и философ
  • Психоаналитические афоризмы III. - О ребенке и детстве
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Влечение к агрессии
  • Самоанализ; self-analysis
  • Притча «Добро и Зло»
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Анализ дидактический
  • Жертва; Sacrifice; Opfern; das Opfer
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Цветкова Надежда Ивановна. Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…
  • Притча «Откровение Леонардо»
  • Первичная сцена; Primal scene; Urszene
  • Амнезия инфантильная
  • Сублимация; sublimation
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2 томах
  • Шерков С.П. О влиянии сексуального злоупотребления в детстве на развитие структуры Эго: сравнение взрослого и двух детских случаев
  • Материал; Материал
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Влечение к разрушению
  • Дмитренко А. В. Эксперимент Повиновение
  • Анализ прямой
  • Вечное дитя; Puer aeteraus; puella aeternus
  • Соблазнения (сцена, теория); scene, theory of seduction
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Давление (влечений); pressure
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Случай Элизабет фон Р. «Методическая уловка» с наложением руки
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психологические правила общения
  • Патобиография; pathobiography
  • Вержбицкий А. Творчество Рембрандта
  • Самоанализ
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Отрицание, отказ; negation
  • Морозова Галина Анатольевна. Информационный проект по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир живописи»
  • Екатерина Наркевич. Психологические эссе



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь