|
Валерий Зеленский 'Аналитическая психология. Очерк основных положений'Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 12657Пятая опасность состоит в представлении, что юнговская психотерапия связана только с неврозами. Имеются в виду личностные конфликты и проблемы взаимоотношений между людьми. Не следует забывать и о духовном аспекте, часть которого может быть названа "строительством души", или "созиданием души" (Хиллман)". Некоторые психологи и философы считают юнговскую психологию чем-то вроде своеобразной религии: не традиционной конфессией с упором на догму, веру и ритуал, а неким специфическим состоянием - "религией переживания". Сам же Юнг начисто отрицал подобные оценки аналитической психологии. С другой стороны, он верил, что люди стремятся овладеть сознанием, что же касается поиска смысла, то подобная деятельность вообще, по сути, является религиозной. Он считал также, что невроз в середине жизни никогда не излечивается без развития религиозной установки, под которой он подразумевал отношение, отмеченное переживанием нуминоза ("священного"), неведомого.
О личностном анализе Прививкой против большинства этих опасностей является опыт личностного анализа. Вы можете оценить масштаб юнговской работы, можете прочитать все, что он когда-то написал, но реальная возможность, предлагаемая аналитической психологией, проявит себя лишь тогда, когда вы оказываетесь в анализе. Это и есть тот момент, когда юнговское потенциально исцеляющее сообщение перестает быть просто интересной идеей, а становится переживаемой реальностью. Важно сразу же сказать, что анализ не является универсальным средством для каждого, а также и то, что далеко не каждый может получить из него пользу. Наивно было бы думать, что в анализе нуждается любой человек. Однако когда вы ощущаете невыносимую тяжесть под грудой неразрешимых конфликтов, а отношения с другими доставляют одни только трудности, или когда вы чувствуете, что жизнь утра-ила смысл, то встреча с юнгианцем-аналитиком не самое худшее из того, что можно придумать в таком случае. Люди обычно ищут быстрого решения своих проблем. Мы хотим ответа, рецепта, мы хотим, чтобы наша боль была вылечена, хотим от нее избавиться, избежать страданий. Мы хотим решения и ищем его во внешних авторитетах. Это законное ожидание в случае многих физических недомоганий и болезней, но оно не работает, когда мы оказываемся перед психологической проблемой, где каждый вынужден принимать личную ответственность за то, какими оказываются те или иные вещи. Либо искать суггестивные или магические приемы изменения внешней действительности и способа своего существования. То, чего люди хотят и в чем они нуждаются, редко является тем же самым. Вы идете в анализ задетые, обиженные, ущербные, с определенными целями и ожиданиями в голове. Но довольно скоро ваша личная повестка дня улетучивается и вы обнаруживаете, что захвачены вопросами, о которых ранее и понятия не имели, и болячками, о существовании которых ничего и не знали - или знали, но избегали о них думать. Очень волнительно узнавать о себе что-то новое, да и вообще полезно получать информацию такого рода. Она неизбежно приводит к некоторой инфляции, и какое-то время вы думаете, что получили все интересующие вас ответы - но она же может оказаться весьма болезненной, поскольку обычно вещи становятся хуже, прежде чем они делаются лучше. Некоторые говорят, что юнгианский анализ - "дорогая игрушка", придуманная "буржуазным" Западом, что он предназначен лишь для элиты, потому что дорог и занимает много времени. Здесь верно лишь то, что анализ действительно требует определенного времени и энергии, к тому же он действительно не дешев. Но на Западе им пользуются и самые обычные люди , рядовые граждане. И деньги им достаются трудом, а не падают с неба. Но они урезают свой бюджет сознательно, жертвуя чем-то в своих затратах. Это вопрос приоритетов - вы тратите деньги на то, что считаете ценным для себя, на то, что цените вообще, и если вы чем-то ущемлены, то находите и способ преодолеть это ущемление. Юнгианский анализ существует не для того, чтобы делать себя лучше. Он посвящен становлению сознания относительно реального текущего личностного статуса человека, включая и его силу и его слабости. Анализ - это не нечто, что делается для вас. Его целью является не совершенство, а завершенность, полнота. Конечно, полнота, как и совершенство достижимы лишь в идеале, но как сформулировал это Юнг: "Цель важна только как идея: существенным же является opus [работа над собой], ведущая к самой цели: и это - пожизненная цель". Аналитическая психология без анализа Закономерен вопрос, а как же быть подавляющему большинству людей в российском обществе, для которых анализ - любой, фрейдовский, юнговский или какой еще - вещь неведомая и труднодоступная. Ведь для всего, с чем сталкивается человек, имея дело со своей психикой,- о чем он не отдает себе отчет или попросту не осознает - требуется специально подготовленный психотерапевт или аналитик. Но если такого специалиста нет, а в России их пока нет, то что тогда? Здесь, как мне кажется, есть по крайней мере три базовых ориентира, которые аналитическая психология может предложить любому человеку, лишенному возможности непосредственного обращения к помощи аналитика. Аналитическая психология: дает возможности для самораскрытия; позволяет выработать символический взгляд на жизнь; создает условия для постепенного развития в себе "новой этики". Позволю себе вкратце обрисовать все три позиции. Самораскрытие Как только человек начинает обращать внимание на те многообразные пути, по которым психическое способно себя выразить, он оказывается в начале процесса самораскрытия. Можно сказать, что первый контакт с обширной неизведанной и бесконечно богатой стороной его личности осуществился. Личности, которая все предшествующие годы была занята укреплением и развитием своего эго и обретением места во внешнем мире. Собственно, такой контакт можно рассматривать как приглашение иррациональному войти в мир личностных ценностей,- поскольку данный человек осознал, что рациональное, логическое есть лишь одна часть неизмеримо большего целого. Наиболее непосредственные и незамутненные сообщения из мира бессознательного поступают к нам с помощью сновидений. Но анализ сновидений - это нечто, что неопытный человек практически неспособен проделывать в одиночку. Есть, конечно, различные книги по анализу сновидений, включая и небезызвестные сонники, которые к нашей теме отношения не имеют. Что можно делать без всякого риска субъективного вреда - это просто разбирать сны. Что это означает? Прежде всего думать о них серьезно. Во время бодрствования сопереживаться с ними. Записывать их. Возвращаться к прошлым сновидениям. Пытаться пережить само качество ощущений, сопровождавших сюжет сновидения. Отнестись к ним со всей серьезностью, а не как к досадному недоразумению. Рано или поздно многое встанет на свои места. Вы начнете отмечать повторяющиеся образы, темы, фигуры. Само повторение тематического содержания сновидений уже указывает на нечто достаточно важное для бессознательного, что стремится пробиться в сознание с неким "сообщением". Вы также можете начать улавливать идею, которую несут в себе сны и компенсаторную функцию. Они демонстрируют сновидцу другую сторону его психического бытия, немыслимую, бессознательную сторону. Другой способ, которым бессознательное пользуется, "разговаривая" с нами, бытует в области фантазий и навязчивых влечений. Скажем, следуя за дневными грезами или кажущимися иррациональными импульсами, можно подчас получить удивительные результаты. Они могут многое рассказать о нас самих, хотя все мы склонны не замечать или отвергать их как несусветную чепуху. Имея дело с бессознательным, следует помнить, что оно не является системой здравого смысла, оно не интересуется ни моралью, ни стремлением быть хорошим. Его заботит только то, что есть. Показателен пример, когда в семейную консультацию приходят люди, брак которых оказывается перед угрозой разрушения. Подчас в задачу психотерапевта входит помочь этим людям найти семейное согласие и сохранить свой союз. Психотерапия ради союза. Но уж совсем не дело анализа спасать семью; его задача заключается в раскрытии того, что бессознательное имеет сказать о жизни индивида в терапии. И в анализе может выявиться, что о том или ином браке и говорить-то нечего, там нет никаких проблем. Или же анализ может выявить, что для данного человека в данный период его жизни брак и вовсе не является подходящим состоянием. Или он может указывать, что необходимо предпринять все усилия для сохранения взаимоотношений. Но анализ не должен вставать на моралистическую позицию, согласно которой браки должны сохраняться. И очень часто браки должны быть не сохранены и по возможности распасться как можно быстрее. Символический взгляд на жизнь То, что психическое "имеет сказать" о своем состоянии и обстоятельствах, в которых оно пребывает, является не просто важным, но зачастую гораздо более важным, чем то, что поставляет нам сознательное мышление. Это имеет смысл, разумеется, если человек может воспользоваться подобной информацией. Человеческое бытие, движимое лишь коллективным, в психологическом смысле индивидуальным не является. Индивидуальность зависит от раскрытия своей собственной динамики и неукоснительного следования ей, а не в разгадывании загадок, засылаемых коллективным разумом. На этом пути человек начинает распознавать архетипические образы в себе самом и у других людей. Быстрее и легче у других, поскольку такие проявления легче обнаруживаются в проекции, то есть мы видим свои бессознательные характеристики прежде у других людей, все еще не осознавая их присутствие в нас самих. Новая этика Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|