Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61431

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

азу же понял, что опытные медитаторы могут оказаться как раз теми людьми, которые нам нужны.
Фальстарт
«Вернемся на минуту в прошлое. Ваше Святейшество, вы помните, как в 1992 году несколько ученых, в том числе Ричи, приехали сюда, чтобы провести ряд исследований с участием йогинов и монахов?»
Франсиско намекал на первую попытку совместных исследований, которая явилась результатом третьей конференции Разума и Жизни, когда Далай-Лама пригласил его приехать для изучения мозговой активности продвинутых медитаторов, йогинов, живших в крошечных хижинах в горах над Дхарамсалой.
К Франсиско присоединились Ричи Дэвидсон, коллега Дэвидсона Клифф Сэйрон и еще один исследователь, Грег Симпсон, а обязанности переводчика исполнял Алан Уоллес.
На протяжении нескольких недель, день за днем, команда исследователей, вооруженных рекомендательным письмом от Далай-Ламы, тащила ЭЭГ и всю необходимую аппаратуру в гору, чтобы встретиться с кем-либо из йогинов. И каждый день они встречали на своем пути скептицизм и другие препятствия.
Главным препятствием было нежелание большинства йогинов участвовать в исследовании: они не хотели, чтобы им что-то измеряли в голове. Один из них заметил: «То, что измеряют эти машины, может не иметь ничего общего с тем, что на самом деле происходит во время медитации. Поэтому вы можете решить, что ничего не происходит, а это может вызвать сомнение в умственных способностях буддийских медитаторов». По этой причине он, да и другие наотрез отказывались сотрудничать.
Из этого провала Франсиско извлек несколько практических уроков. Так, наивно было просить йогина, который медитирует уже два десятка лет и не испытывает ни малейшего интереса к науке, участвовать в научном эксперименте. Вместо этого следовало привлечь к участию в исследовании либо европеизированных тибетцев, либо хорошо подготовленных западных медитаторов, которые скорее согласятся сотрудничать. Кроме того, работа в такой неподготовленной обстановке ограни
чивала спектр исследований измерениями, возможными в полевых условиях, и точность таких измерений не могла идти ни в какое сравнение с точностью измерений в исследовательском центре. Лучше везти йогина в лабораторию, чем лабораторию к йогину.
«Полученные данные были очень интересными, — продолжил Франсиско, — но мы поняли, что для тщательного изучения интересующих нас способностей необходима технология, позволяющая заглянуть вглубь мозга. Психологических измерений, которые мы делали в то время (таких, как время реакции), было просто недостаточно.
Поэтому сейчас мы применяем более совершенные методики электрических измерений. Почему электрических? Потому что момент получения опыта чрезвычайно краток. Так, метаболические исследования потока крови имеют наиважнейшее значение, но занимают много времени. Чтобы обнаружить едва заметное увеличение притока крови в ту или иную часть мозга, требуются минуты.
Но момент получения опыта можно сравнить вот с этим, — сказал он и щелкнул пальцами. — А то, что нужно исследовать, происходит в тысячи раз быстрее и длится не секунды, а миллисекунды. Поэтому методика должна была базироваться на электрических или, в конечном итоге, на магнитных измерениях. Мы фокусируемся на очень простом ментальном состоянии и измеряем поверхностные электрические изменения с помощью электроэнцефалографа. Или измеряем магнитные поля с помощью очень сложной машины, работающей по принципу квантового усилителя, которую никак нельзя было доставить сюда, в Дхарамсалу. Мы не просто производим измерения; работа связана с анализом больших объемов данных, извлеченных из результатов простых измерений».
Мелодия мозга
Затем Франсиско обрисовал две дополнительные цели, которые он включил в план исследований Института Разума и Жизни. Ему предстояло сфокусироваться на изучении динамики ментальной активности в пределах коротких промежутков времени, а Ричи Дэвидсону заняться исследованием длительных изменений в мозге в течение более длительных сроков — месяцев и даже лет.
«Например, процесс появления гнева включает рефрактерный период, когда у вас есть время только для того, чтобы ощутить появление гнева и попытаться подавить его дальнейшее распространение. Следовательно, вы должны очень точно представлять динамику развития этого состояния. Вам нужно детально проанализировать момент получения опыта. Каковы механизмы момента опыта, момента когнитивной активности, восприятия, эмоции? Если мы будем лучше это понимать, то это понимание поможет нам в борьбе с эмоциями. Но пока о скоротечных этапах этого процесса известно очень мало».
В этот момент Далай-Лама оживился — к этой теме у него был особый личный интерес. Несмотря на то что для многих присутствующих последующая презентация казалась эзотерической, с точки зрения Далай-Ламы, она должна была стать одной из самых содержательных за всю неделю.
«Представьте, что вы совершаете когнитивный акт — например, акт зрительного восприятия. Процесс восприятия — это не просто появление образа на сетчатке глаза. В ходе этого процесса активизируются многие участки мозга. Самая большая загадка, Ваше Святейшество, в том, как все эти многочисленные участки согласуют свою деятельность, формируя единое целое. Когда я вижу вас, все остальные элементы моего опыта —
положение тела, эмоциональный тонус — сливаются воедино. Эту монолитную субстанцию нельзя разделить, сказав: вот здесь идет процесс восприятия, а там — движения.
Как это происходит? Представьте, что каждый из участков мозга — это музыкальная нота. У каждого есть определенный звуковой тон. Почему звуковой? Звук — это результат колебаний. Эмпирически доказано, что все нейроны мозга производят волновые колебания. Каждый из них делает сначала что-то вроде „Аахх!" — Франсиско с громким вдохом вскинул вверх руки, — а затем „Ффуу!" — и он уронил руки вниз, с шумом выпустив воздух. — „Аахх" мы наблюдаем, когда в разных участках мозга возникают колебания, которые затем гармонизируются. Когда одна волна возникает здесь, а другая там — в разных участках мозга, — некоторые из них синхронизируются, и тогда колебания происходят одновременно.
Когда мозг активизирует определенную схему действий, или „паттерн" — чтобы воспринять какую-либо информацию или двинуть рукой или ногой, — фазы этих колебаний гармонизируются или, как мы говорим, колебания фазируются. Колебания волн начинают происходить синхронно».
«Если я правильно понял твою метафору, — спросил Далай-Лама, — то каждое из этих колебаний подобно определенному звуковому тону, и когда они объединяются, возникает музыка?»
«Вот именно — музыка, — согласился Франсиско. — Многочисленные паттерны колебаний в мозге спонтанно выбирают друг друга, чтобы создать мелодию, то есть момент опыта. Вот тогда и возникает эффект „Аахх". Но такая музыка создается без дирижера. В этом ее принципиальная особенность».
Франсиско изобразил дирижера, машущего руками в воздухе. «У вас нет маленького человечка внутри, кото
рый командовал бы: „Сейчас ты, потом ты и ты". Система работает иначе. Поэтому, чтобы понять процесс глобальной интеграции мозга, следует уяснить, что базовым механизмом мозговой деятельности является формирование кратковременных синхронных групп нейронов в самых разных частях мозга. Это потрясающее открытие позволяет нам получить картину возникновения момента опыта»*.
«Семейственность» в мозге
Здесь Далай-Лама снова выступил в роли научного оппонента: «Как проходит этот процесс у разных людей? Может ли он в некоторых случаях идти быстрее? Является ли он стабильным? Зависит ли он от возраста?»
«Это очень хорошие вопросы, Ваше Святейшество, — ответил Франсиско. — По всей видимости, этот процесс отличается завидным постоянством. Похоже, существует какой-то универсальный закон работы мозга: мы наблюдаем одну и ту же картину даже у животных. Однако конкретные паттерны, которые формируются у разных людей, конечно, отличаются — это зависит от уровня подготовки и уникальности жизненного пути человека. Честно говоря, ответ на этот вопрос пока не совсем ясен.
Если разместить датчики на разных участках мозга, то можно зафиксировать волновые сигналы. Если после этого разместить новый электрод на новом участке мозга, то вы увидит



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь