Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46619

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Самоподкрепляющийся контур. Обратная связь — привычный термин в современной неврологической теории. Он относится к тому факту, что исход ситуации (реакция) посылает обратные нервные импульсы в мозг. Эти обратные импульсы разряжаются на свободных нервных путях и, таким образом, служат поддержанию круговой (или слегка модифицированной) последовательности действия системы31. В качестве элементарного примера такого рефлекторного кольца мы уже упоминали младенческий лепет и другие повторяющиеся последовательности действий.
28 Miller N Е Learnable drives and reward // Handbook of experimental psychology / Ed by S S Stevens N Y Wiley, 1951 Ch 13
29 ДрУгие попытки приведены выше, в сноске 9
30 Solomon R L , Wynn L С Traumatic avoidance learning the principles of anxiety conservation and partial irreversibility//Psychological Review 1954 Vol 61 P 353-385
31 См выше сноски 14 и 17, а также Chang H T The repetitive discharge of corticothalamic reverberating circuits // Journal of Neurophysiology 1950 Vol 13 P 235—257
322 Структура и развитие личности
Мы не знаем, насколько постоянной может быть такая система. Мы только можем сказать, что поддержание себя — это базовое неврологическое свойство, лежащее в основании понятия функциональной автономии.
3. Частичное подкрепление. Было обнаружено, что деятельности, вознаграждаемые иногда, оказываются более стойкими к затуханию, чем деятельности, вознаграждаемые всегда. В последнем случае прекращение подачи вознаграждения ведет к немедленной смерти деятельности.
Возьмем пример с животными Голуби, которых кормят каждый раз, когда включается свет, очень скоро отвыкнут начинать клевать при включении света, если в течение какого-то времени не будут получать корм Но если их иногда кормят, а иногда нет, привычка сохраняется Давая такое нерегулярное подкрепление, Ферстер и Скин-нер обнаружили, что даже после того, как корм не дается, голуби клюют долго и
На уровне человека хороший пример являет азартная игра. Закоренелому игроку нужно выигрывать только время от времени. Его страсть поддерживается надеждой на выигрыш. Подобным же образом, фактор непредсказуемости улова может поддерживать рвение рыбака.
В случае с голубями мы видим, что «нерегулярное подкрепление» предотвращает затухание, но удовлетворение влечения еще явно присутствует. В случаях игры и рыбалки, с другой стороны, не удовлетворяются никакие известные элементарные влечения. Оказывается, что цели более привлекательны, если их иногда достигают, а иногда — нет. Этот элемент «риска», конечно, очевиден во многих интересах зрелого возраста. Таким образом, наша «азартная игра» на ход поведения может влиять на формирование автономии.
4. Смесь нового и знакомого. Возможно, динамические эффекты частичного подкрепления могут быть частным случаем более общего принципа, изложенного Хеббом. Этот автор указывает, что самоподдерживающиеся интересы отражают озабоченность новым, когда оно смешано с уже знакомым33. Ученый зачарован новым в комбинации со знакомым; музыкант поглощен разбором новых и более сложных пьес в общих границах своих возможностей; ребенку нравится игрушка, соответствующая некоторым его ожиданиям, но не всем. Овладение искусством ходьбы — захватывающий мотив для ребенка пятнадцати месяцев, ибо он расширяет его способности. Навыки, которыми уже овладели, лишены мотивационного характера. Именно привычка в процессе ее становления (превращение нового в знакомое) обеспечивает нейрофизиологическую систему автономией.
Этот тип центрального мотивирующего состояния (хотя нам не известна его неврологическая природа) хорошо соответствует типу функциональной автономии, который мы называем «персеверация задания». Незавершенные задачи имеют свойство быть навязчиво принудительными (заметим, что некоторые из них никогда не решаются). Исследователи, ученые, искатели конечной религиозной истины ставят себе новые задачи внутри знакомых условий и преследуют свои цели до смерти. Мы раньше обращались к одной разновидности предпочтения знакомого (рутине), которой отмечена значительная часть нашей мотивационной жизни. Не отрицая этот динамизм, быть может, стоит принять поправку Хебба: мотивирующий характер ру-
32 Ferster С В, Skinner В F Schedules of reinforcement N Y Appleton-Century-Crofts, 1957 33HebbD О The organization of behavior N Y Wiley, 1949 P 224-231, см также сноску 14
Трансформация мотивов 323
тины значительно увеличивается, если она содержит в себе усложняющий стресс новизны.
5. Главенство фильтров высокого уровня. Общепринятый неврологический принцип гласит, что организации более высокого уровня отбирают (отклоняют и пропускают) специфические реакции всех типов. Этот принцип сам по себе благоприятствует развитию функциональной автономии.
Это можно проиллюстрировать так Мы допускаем, что влечение голода присутствует у нас с рождения до смерти Оно не является функционально автономным Однако в ходе жизни у нас развилось много специфических путей его канализации (мы будем есть эту пищу, но не ту), а также некоторые очень общие установки по отношению к чистоте, внешнему виду, качеству своего питания У некоторых едоков развивается крайнее гурманство, у других — удивительно изысканный подход к еде И теперь каждый раз при возникновении голода эти (явно приобретенные) стили активизируются и определенно контролируют и направляют манеру потребления пищи
В вышеупомянутой критике функциональной автономии Миллер говорит о «генерализации» и «подкреплении высокого уровня». Нам кажется уместным подумать об этих факторах как о «шлюзах», управляющих приобретением специфических привычек и реакций, а не как о подкреплении конкретных влечений. Ошибка S— Л-теории лежит в старомодном взгляде на нервную организацию как на сплетение множества специфических влечений и отдельных подкрепляемых привычек. Подобно тому, как физики перестали думать о природе как о сочетании единиц «сантиметр, грамм, секунда», так и современная нейропсихология поворачивается от подкрепляемых конкретных привычек к динамическому неврологическому полю, главенствующему над конкретными привычными реакциями.
В этой связи мы можем обратиться к генетической теории интеллекта Пиаже. Этот автор утверждает, что в течение жизни развиваются новые «схемы» высшего порядка, которые и начинают контролировать наше мышление. Он справедливо утверждает, что более старые схемы остаются как бы «спящими» и часто могут быть использованы вновь. Временами мы «регрессируем» к ним. Но в норме мы предпочитаем работать с вновь приобретенными системами, а не с их предшественниками34.
6. Множественные механизмы. Сверхдетерминированность выживания — еще один принцип поведения млекопитающих: хороший способ адаптации поддерживается многими механизмами. Случись одному механизму потерпеть неудачу, останется дюжина других, которые будут обеспечивать тот же результат. Природа не кладет все яйца в одну корзину. Следовательно, весьма возможно, что функциональная автономия может существовать благодаря и с помощью всех и каждого из тех принципов, на которые мы обратили внимание, а также дополнительных принципов, к которым мы теперь обратимся.
Философия роста: критический вопрос. Прежде чем продолжить наши попытки рассказать, «как образуется функциональная автономия», сделаем паузу и рассмотрим самый главный вопрос всей психологической теории: вопрос о природе человека.
Расхожая точка зрения говорит нам примерно следующее: человек — это животное, стремящееся к равновесию. Он состоит из очень многих не согласующихся между собой влечений. Каждое из них само по себе стремится к снижению напряжения. Когда обнаруживается некоторый конкретный способ успешного приспособле-
*PiagetJ The psychology of intelligence (Transl ) London Routledge & Kegan Paul, 1950
324 Структура и развитие личности
ния (то есть когда действие вознаграждается), оно усваивается. Таким образом, человек есть сплетение подкрепленных способов реагирования.
Но мы замечаем, что на этом портрете человека отдельные сегменты его существования изображены так, будто они самодостаточны. Мы говорим: «вознаграждается активность», а не «вознаграждается человек». Мы говорим: «удовлетворяется влечение», а не «удовлетворяется человек». Мы относимся к каждой системе как к отдельной и не рассматриваем функционирование жизни как целого.
Этот взгляд на человека мы назвали гомеостатической теорией35. Понятие го-меостаза относится к поддержанию или восстановлению «устойчивых состояний» в организме. Поддержание равновесия среди желез внутренней секреции, метаболических систем, биологических влечений и потребностей — это столь тонкое и высокое искусство, что Кеннон говорит о нем как о «мудрости тела»36. Но в лучшем случае эта мудрость ведет к обслуживанию существующего порядка.
Многие психологи не видят в человеческой личности ничего сверх этого базового закона. Но сформулировавший его Кеннон не считал, что он объясняет все человеческое поведение. Он писал: «Наряду с существенными потребностями, удовлетворяемыми с помощью гомеостаза, может существовать и тяга к бесценному несущественному»37.
Другими словами, в жизни человек хочет значительно большего, чем здоровое биологическое равновесие и удовлетворение влечений. Приходя домой с работы, усталый и голодный человек хочет пищи и отдыха. Но когда он подзаправился и восстановился, что тогда? Если он здоров, он хочет новой деятельности, обращается к своему хобби, читает увлекательную книгу или выходит вечером в общество.
То, что Кеннон называет «бесценным несущественным» жизни — самая заметная черта человеческой личности, если только болезнь или полное отсутствие средств не сведут нас к чистому влечению, гомеостатичному, ищущему равновесия уровню существования. Не отрицая истину гомеостаза, мы нуждаемся в жизненно важном дополнении к нему, если собираемся объяснить человеческую мотивацию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Свобода выбора истощает психику
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Притча-в-действии»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Побороть страх и неуверенность
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «Два конверта»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Отворот от любовницы - последствия для жены
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Типология; Typology; Typologie
  • Приворот с замком
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хьелл Л., Зиглер Д. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь