Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52351

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: метаболическая краниопатия, внутренний лобный гиперостеоз, нейроэндокринная краниопатия.
Мореля болезнь [Morel F., 1939]. Форма алкогольной энцефалопатии, развивается при длительном «винном алкоголизме». Начало с тяжелой картины делирия. С редукцией делириозных расстройств появляются и быстро прогрессируют явления псевдопаралича, мышечная ригидность, апрактические расстройства. Наблюдаются также астазия-абазия, сухожильная гиперрефлексия, парезы и параличи конечностей, дизартрия, птоз, нистагм, страбизм, ослабление реакции зрачков на свет, недержание мочи и кала. Патологоанатомически — симметричные очаги спонгиоза и глиоза наружной пирамидальной пластинки (III клеточного слоя) коры лобных долей головного мозга.
Син.: алкогольный ламинарный склероз коры головного мозга, Мореля синдром.
Мореля-Лавайе болезнь [Morel-Lavallee, 1911]. Патологическое пристрастие больного к инъекциям. При этом больному совершенно безразлично, какой медикамент ему вводится.
Син.: кентомания.
Морено метод психодрамы [Moreno J.L., 1921]. Психотерапевтический метод, основанный на аффективном отреагировании (катарсисе). Больной принимает участие в разыгрывании драматических отрывков или сценической импровизации, сюжетная линия которых созвучна психотравмирующей ситуации. В интерпретации М.м.п. за рубежом значительную роль играют психоаналитические концепции. Вслед за «психодрамой» Морено развил положение о «социодраме», призванной якобы разрешать социальные конфликты.
Морита терапия [Morita S., 1919]. Специфически японский психотерапевтический метод, основанный на принципах дзен-буддизма. Применяется при лечении неврастении. Обязательно длительное пребывание в больнице, в течение первой недели — в затемненном помещении, в условиях изоляции. Больной должен сам справляться со своими болезненными переживаниями, ощущениями, встающими перед ним проблемами.
Затем в течение 40-60 дней в больничный режим вводятся элементы легкой занятости, трудовой терапии. По и в это время обязательна изоляция больного от родных и друзей, не допускается обсуждение им своих симптомов с окружающими. Цель — перестройка личности путем самосозерцания, самопогружения. В дальнейшем подключается групповая психотерапия.
Мория (греч. moria — глупость) [Bruns L., Jastrowitz P., 1888]. Патологически повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, склонностью к грубым шуткам, каламбурам. Характерны также расторможенность влечений, эйфория, склонность к аморальным поступкам. По P. Jastrowitz, определялась как «слабоумие со своеобразно веселым возбуждением». Более точное определение было дано H. Oppenheim [1898] — «страсть к остротам». Наблюдается при поражении базально-лобных отделов головного мозга. Мориоподобная симптоматика описана при патологии субдоминантного полушария большого мозга. М. может сменять обусловленный поражением конвекситатной поверхности лобных долей апатико-абулический синдром или предшествовать ему.
Понятие, аналогичное синдрому расторможения [Welt L., 1887].
Син.: Брунса—Ястровица синдром.
Морон (греч. moros — глупый, недалекий). Выраженный дебил.
Морфинизм. Разновидность опийной наркомании. Морфий — природный алкалоид, добываемый из мака, является наркотическим аналгетиком. По отношению к нему в организме довольно быстро формируется психическая и физическая зависимость. М. получил распространение в годы I мировой войны из-за широкого назначения морфия врачами для обезболиввания. Имеются данные о роли в возникновении М. психопатической конституции. Абстинентный синдром формируется относительно быстро и тяжело протекает. В течение М. происходят изменения личности (заострение преморбидных черт и морально-этическое снижение), типично психопатоподобное асоциальное поведение. На заключительных этапах — выраженная психическая деградация и физический маразм.
Морфинофобия (лат. morphinum — морфий, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь стать морфинистом.
Морфодисплазии (греч. morphe — вид, форма, dys — нарушение функции, plasis — формирование, образование) [Robert J., 1974; Laurent J.L., 1974]. Вариант эмбриопатии, для которого характерны пороки развития органов, в то время как гистодисплазиям присущи пороки развития тканей. М. возникают в результате экзогенных патологических воздействий и в связи с генетическими изменениями плода. Играют важную роль в формировании олигофрений. Соматические проявления олигофрений эмбрионального генеза отражают стадию развития, в которой реализовалась внешнесредовая или генетическая вредность [Блюмина М. Г., 1978].
Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности; 2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности; 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения. В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М. низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.
Мудрствование навязчивое. Навязчивое рассуждательство по поводу банальных, надуманных, часто неразрешимых вопросов, сопоставление предположительных альтернативных поступков, попытки оценить возможные последствия в действительности не совершенных больным действий. Иногда М.н. носит характер своеобразного наплыва навязчивых мыслей-вопросов, которые W. Jahrreiss [1928] определял как навязчивую скачку идей в форме вопросов. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, особенно при его длительном неблагоприятном течении, определяющемся психастенической почвой. Иногда этот термин применяется для определения сходных внешне клинических феноменов в рамках шизофренического резонерства, однако такое его употребление представляется неправомерным из-за совершенно различной их психопатологической и патопсихологической структуры. Мудрствование больных шизофренией В.С. Гуськов [1965], следуя W. Griesinger, в отличие от навязчивого называет патологическим, болезненным, однако и этот термин представляется не совсем удачным, так как М.н. также является симптомом патологическим.
Музыкальная эпилепсия [Мержеевский И.П., 1884]. Форма рефлекторной эпилепсии, характеризующаяся музыкогенными припадками. Характерна звуковая аура, полиморфный характер припадков. Наблюдается при диффузных органических поражениях головного мозга с преимущественно височной, чаще двусторонней локализацией [Hoff H., 1956; Weber R., 1956; Piotrowski A., 1959; Горник В.М., 1964]. Современное название — музыкогенная эпилепсия [Gastaut H., 1973].
Син.: музыколепсия, синдром Критчли [Kritchley, 1937].
Музыкотерапия. Использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях — улучшается настроение, оказывается тонизирующее влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, мажорной, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больного. Музыка способствует улучшению контакта с больным, если она соответствует его эмоциональному состоянию. Так, например, при депрессии показана только минорная, элегическая музыка и лишь через несколько сеансов, после установления «музыкального контакта», возможен переход к музыке мажорной тональности. Разработаны методики индивидуальной и групповой активной музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой [Брусиловский Л.С., 1979].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь