Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52350

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Миттенэкера—Томана личностный тест [Mittenecker E., Toman V., 1951]. Близок к MMPI. Содержит 120 вопросов, относящихся к личностной сфере. Из них 94 относятся к интересам. Основные темы: самокритичность, социальные взаимоотношения, экстраверсия и интроверсия, нейротизм, маниакальность, депрессивность, шизоидность, паранойяльность, вегетативная стабильность, любовь к природе, интерес к рукоделию, научные интересы, человек в обществе и экономике, администрирование, прикладное искусство, интерес к музыке и литературе, социальное призвание.
Мифомания (греч. mytkos — миф, вымысел, mania — страсть, безумие). [Dupre E., 1905]. Патологическая лживость, обусловленная, по автору, психопатическими особенностями личности, мифоманической конституцией. Последняя соответствует современным представлениям об истероидной конституции. При этом важную роль играют истерические механизмы — желание выделиться, показать свое значение. Понятие, близкое к псевдологии. Разновидность фантазий истерических (см.).
Михаэлиса синдром [Michaelis, 1969]. Наблюдается при патологии промежуточного мозга и включает в себя явления депрессии, повышенной сонливости и прожорливости либо мании, осложненной дисфориями и параноидными эпизодами.
Мишень-симптомы [Freyhan F.A., 1957]. Понятие, введенное в связи с психофармакологическими исследованиями. Речь идет о психопатологических симптомах, на которые как бы нацеливается тот или иной препарат. Анализ его эффективности учитывает, таким образом, направленность этого средства не на болезнь или синдром, а на определенный симптом.
Советскими психиатрами указывается на ограниченность положения F.A. Freyhan о мишень-симптомах, игнорирующего нозологическую принадлежность психоза, и отмечается необходимость рассматривать симптом в единстве с остальной структурой психоза, его патогенеза и патокинеза [Рохлин Л.Л., 1977].
Мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания). Система приемов для облегчения запоминания с помощью специально образуемых ассоциаций (по сходству, смысловых и т.п.). Приемы М. целесообразно использовать в психотерапевтической работе при нерезко выраженном снижении памяти (начальный церебральный атеросклероз, невротические состояния, протекающие с ухудшением запоминания из-за ослабленного внимания и т.п.).
Мнительность. Личностное свойство, склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается. Может быть результатом астенизации, невротического состояния, но часто является свойством конституциональным. Так, С.А. Суханов [1905] выделял тревожно-мнительный характер в рамках психастенической конституции. Способствует проявлениям ипохондричности. Значительно усиливается при депрессиях (см. Ананкастическая депрессия).
Могилалия (греч. mogis — с трудом, lalia — речь). Разновидность заикания, при которой затруднено произношение отдельных слогов.
Мозг большой. Часть головного мозга, состоящая из полушарий, соединенных посредством мозолистого тела, свода и передней спайки.
Мозг головной (анат. cerebrum). Орган ЦНС, расположенный в полости черепа, регулирующий взаимоотношения организма с окружающей средой, управляя поведенческими реакциями, функцию различных органов и систем.
Мозг задний (анат. metencephalon). Отдел головного мозга между продолговатым и средним. Состоит из моста и мозжечка.
Мозг конечный (анат. telencephalon). Наиболее крупный отдел переднего мозга, включающий большой и обонятельный мозг.
Мозг межуточный (анат. diencephalon). Отдел переднего мозга под мозолистым телом, связывает полушария с мозговым стволом.
Син.: мозг промежуточный.
Мозг обонятельный (анат. rhinencephalon). Часть конечного мозга, включает переднюю долю, поясную, парагиппокампальную и зубчатую извилины.
Мозг передний (анат. prosencephalon). Отдел головного мозга, развивающийся из переднего мозгового пузыря. Состоит из конечного и межуточного мозга.
Мозг продолговатый (анат. medulla oblongate). Отдел головного мозга, переходящий в спинной мозг.
Мозг промежуточный. См. Мозг межуточный.
Мозг ромбовидный (анат. rhombencephalon). Отдел головного мозга, развивающийся из заднего мозгового пузыря. Состоит из заднего и продолговатого мозга.
Мозг средний (анат. mesencephalon). Отдел головного мозга, образующийся из среднего мозгового пузыря. Включает в себя пластинку крыши (четверохолмие) и ножки большого мозга.
Мозговые оболочки (анат. meninges). Соединительнотканные оболочки головного и спинного мозга — мягкая, прилегающая непосредственно к мозгу; паутинная, расположенная между мягкой и твердой; твердая, наружная.
Моли феномен [Moelli K.]. Сохранение воспоминаний о наиболее ярких переживаниях, чаще всего — галлюцинаторных, имевших место во время эпизодического состояния нарушенного сознания. Наблюдается после сумеречных расстройств сознания, играющих роль эквивалента эпилептического припадка, особенно при их литическом разрешении, и в этих случаях является одним из факторов, способствующих резидуальному бредообразованию.
Син.: островное припоминание.
Моноидеизм (греч. monos — один, idea — мысль, образ, представление). Доминирование в сознании больного какого-либо одного представления, идеи. См. Идеи навязчивые, сверхценные, бредовые.
Мономании (греч. monos — один, mania — страсть, безумие) [Esquirol J.E.D., 1838]. Психозы, содержание которых ограничивается в основном какой-то одной психопатологической категорией. Так, различались М. интеллектуальная, бредовая, аффективная, инстинктивная (бред отсутствует, но влечения носят непреодолимый характер), убийства.
Мононевроз. См. Неврозы моносимптоматические.
Моноплегия (моно + греч. plegos — удар, бедствие). Паралич одной конечности, наблюдается при корковой локализации поражения.
Монополярность (моно + лат. polus — полюс). Характеристика течения психических процессов, обладающих полярно противоположной симптоматикой, но ограничивающегося лишь одним из этих симтомокомплексов. Например, монополярное течение аффективных психозов обозначает их проявление одними лишь депрессивными или маниакальными фазами, в отличие от биполярного, при котором эти фазы чередуются.
Моносексуальный (моно + лат. sexus — пол). Син.: гомосексуальный.
Монофагия (моно + греч. phagein — есть). Употребление какого-либо одного вида пищи. Наблюдается при шизофрении, особенно протекающей с ипохондрическим синдромом или психической анорексией, а также при других формах психической анорексии.
Монофазный (моно + греч. phasis — проявление). Син.: монополярный.
Монофобия (моно + греч. phobos — страх). 1. Навязчивый страх, боязнь остаться в одиночестве. 2. Единственный вид фобии, несочетающейся с другими.
Монро тест диагностики чтения [Monroe M., 1930]. Психологическая методика для диагностики факторов, играющих роль в индивидуальной способности к чтению (не учитываются расстройства чтения в связи с интеллектуальной недостаточностью). Состоит из 9 субтестов, частично зрительных, частично слуховых. Исследуются сенсорный аспект и механизмы чтения и письма. Применяется в предшкольном возрасте.
Моральное помешательство (англ. moral insanity) [Prichard J.C., 1835]. Одно из первых описаний психопатии.
Син.: моральная имбецильность, моральная идиотия.
Морвана синдром [Morvan A.M., 1890]. Особая форма миоклонии, характеризующаяся фибриллярными мышечными волнообразными судорогами (главным образом мышц голеней и икроножных). В психическом состоянии — явления депрессии (иногда отмечаются суицидальные мысли, чувство страха, бессонница, ипохондрическая симптоматика). Вегетативные расстройства — потливость, эритема кожи, ускоренный пульс. Чаще всего возникает в связи с нейроинфекцией.
Син.: хорея Морвана, фибриллярная хорея.
Морганьи—Стюарта—Мореля синдром [Morgagni G.B., 1719; Stewart R.M., 1928; Morel F., 1930]. Характеризуется внутренним лобным гиперостозом, ожирением, вирилизмом и гирсутизмом, расстройствами сна, нарушением равновесия, головной болью, эпилептифорными припадками, расстройствами углеводного обмена (в ряде случаев — сахарный диабет). Часто у таких больных обнаруживаются трофические язвы голеней. Проявление органической патологии гипофизарно-диэнцефальной системы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь