|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54627
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке с принципами системного подхода (многоплановость, множественность и многоуровневость связей и отношений, системная детерминация и развитие). В основе лежал концептуальный «треугольник», интегрирующий три направления ее определений: предметно-направленное взаимодействие, изменяющее содержание деятельности, субъектно-направленное (изменяющее свойства и состояния субъекта) и организационно-направленное (изменяющее способы и стиль выполнения деятельности) [26, с. 6].
Ряд психологов, также работающих на стыке психологических проблем управления и социально-психологических проблем трудового производственного коллектива, ставили акцент на особенностях коллектива как субъекта социального развития (Новиков и др.), которое достигается изменением его официального строения, совершенствованием квалификационно-профессионального уровня, социально-демографической структуры, кадрового состава, а также воздействием на своих членов в направлении формирования прогрессивных потребностей, интересов, идеалов, ценностных ориентации и т. д. [51, 52]. Психологи, разрабатывавшие проблемы, которые сегодня можно отнести к области психологических и социально-психологических проблем организации, поднимали проблемы моделирования и проектирования деятельности на основе ее профессионального и личностного обеспечения (Деркач и др.), выходя к решению круга проблем профессионализма и подготовки кадров. Здесь ставились и практически разрешались проблемы адаптации, текучести кадров, а позднее — компетентности и готовности к инновациям, нововведениям и социальным изменениям в широком смысле слова [20, 21]. Особое место среди исследований в этой пограничной для психологии управления, социальной психологии коллективов и психологии организации области заняло изучение личности руководителя и построение различных типологий. Журавлевым были выделены специальные подструктуры, важные прежде всего для управленческой деятельности, профессиональная компетентность, организаторские и педагогические способности, коммуникативные и нравственные качества и выявлены по сочетанию у личности этих подструктур следующие типы руководителей: «специалист», «специалист-организатор», «организатор», «организатор-наставник», «гармоничный» и неэффективный», причем эффективность определялась в производственной и социально-психологической плоскостях. В свою очередь, в качестве ос- 443 новных детерминант стиля руководства были выявлены моти-вационные характеристики руководителя, реализующиеся во взаимодействии с исполнителями. Подход к коллективу как субъекту, а не только объекту управления (в отличие от его трактовки как субъекта, определяемого целостностью и совместной деятельностью) сыграл решающую роль в разработке проблем руководства и управления коллективами, и их самоуправления. Развитие концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений и коллектива (Петровский) в 80-90-ых годах пошло в направлении более дифференцированной (в том числе также уровневой) характеристики этих отношений и изучения явлений функционально-ролевых ожиданий, возложения ответственности, референтности, лежащей в основе предпочтений и выборов, строящихся на ценностных основаниях. Петровский продолжает углублять свой ценностно-нравственный подход к изучению коллектива и постоянно соотносит свою исследовательскую модель с моделями, имеющимися в зарубежной (американской, эападно-европейской) социальной психологии. Именно работами его направления разрешается вышеуказанное противоречие социальной психологии периода ее возрождения в шестидесятых годах, состоявшее, с одной стороны, в увлечении идеями зарубежных социальных психологов, с другой — в чисто идеологической, в этом смысле абстрактной критике их, и с третьей — в обращенности к изучению социально-психологической действительности социалистического общества. Позиция Петровского может быть определена как исследовательская альтернатива определенным подходам к вышеназванным явлениям. Петровский в анализе совместимости, согласованности и т. д. акцентирует роль представлений, коллективного и индивидуального образа совместной деятельности, ее нравственную основу, атрибуцию ответственности. Обобщая многолетние исследования, Петровский в совместной с Ярошевским монографии [69] предлагает многоуровневую структуру высокоразвитой группы. Центральное ее звено (А) образует сама групповая деятельность, ее предметно-деятельностная характеристика, даваемая по трем критериям: 1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда (но заметим — не связанная с его производительностью); 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее чле- 444 ну возможность развития. Эти оценки, согласно Петровскому, позволяют определить социально-психологические параметры групп разного уровня развития. Сразу следует обратить внимание на дискуссионный момент — способ определения уровня развития коллектива: одни психологи включают в него объективные характеристики (экономические и др.), тогда как Петровский — комплекс характеристик, основывающихся на социальных, но теоретически смоделированных факторах. Следующий «слой» в концепции Петровского, представленный стратой Б — психологический по своей сущности — фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника. В страте В локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориента-циями. Именно к этому слою Петровский относит такие явления, как самоопределение личности. Наконец, последний поверхностный слой представлен эмоциональными отношениями. Следует обратить внимание на то, что общая структура охватывает личностный уровень, который, скажем, в концепции Китова представлен только единицей «включенности», не раскрывающей вариантов личностных отношений, мотивации, тем более — возможности-невозможности развития личности, благодаря разной включенности. С помощью этой структуры и критерия соответствия или препятствия общественно-историческому прогрессу (следует отметить очень высокий уровень такой абстракции), Петровский предлагает строить типологию групп. Однако, это не типология, скажем, производственных, трудовых коллективов, а типология групп, существующих в обществе и отвечающих теоретически выделенным критериям — степени сложившейся (несложившейся) совместной деятельности, анти- или просоциальности опосредствующих факторов и т. д. И с позиций этой типологии, возвращаясь к группе высокого уровня развития, Петровский выделяет иерархию уровней в самом явлении совместимости. «Высший уровень сплоченности и совместимости людей в совместной деятельности выступает в форме ценностно-ориентацион-ного единства, с одной стороны, и адекватности возложения ответственности — с другой» [там же, с. 378]. 445 Благодаря интегрированности в модели Петровского межличностного и личностного уровней имеет место своеобразная эволюция проблемы социальной психологии личности, выделение которой в самостоятельную область характеризовало предшествующий этап развития социальной психологии: предельное сближение концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений и общепсихологической теории личности. Можно сказать, что такая тенденция в известном смысле снимает необходимость в рассмотрении специальной социальной психологии личности. В этой трактовке общепсихологического подхода к личности интра- и интериндивидуальные особенности составляют неразрывное единство, которое, как считает Петровский, утверждал и Мерлин. Оно позволяет выдвинуть идею «трех фаз становления личности в социальной среде (микро- и макросреде) — адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персонализации и с деятель-ностно-опосредованными возможностями удовлетворить ее в референтных группах» [там же, с. 429]. Можно сказать, что концепции коллективов и совместной деятельности, более дифференцированно учитывающие социальные реальности их сущности, изменения и функционирования, и концепции, в большей мере идущие от специфических абстракций социальной психологии и учитывающие социальные детерминанты в их общей, а не конкретно- исторической форме (социогенез и т. д.) не противоречат друг другу, а взаимодополняют, демонстрируя в целом разные теоретические способы моделирования социально-психологических сущностей и явлений, а также различные способы их эмпирического исследования. Некоторым их общим ядром, несомненно, является совместная деятельность, рассмотренная лишь как опосредствующий, или сущностный момент, дифференцирующий обращение в одном случае к проблемам мотивации, активности производительных сил, в конечном итоге, к характеристикам деятельности как трудовой, а в другом — лишь как отвечающий социальным целям и ценностям. Здесь различаются и своеобразные методологические акценты — на субъекте деятельности или же на самой деятельности и ее отношениях — в другом случае. Отсюда просматривается тенденция к реализации соответственных субъек-тно-деятельностного, либо собственно деятельностного подходов. К числу более специальных исследовательских направлений 446 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|