Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54627

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

с принципами системного подхода (многоплановость, множественность и многоуровневость связей и отношений, системная детерминация и развитие). В основе лежал концептуальный «треугольник», интегрирующий три направления ее определений: предметно-направленное взаимодействие, изменяющее содержание деятельности, субъектно-направленное (изменяющее свойства и состояния субъекта) и организационно-направленное (изменяющее способы и стиль выполнения деятельности) [26, с. 6].
Ряд психологов, также работающих на стыке психологических проблем управления и социально-психологических проблем трудового производственного коллектива, ставили акцент на особенностях коллектива как субъекта социального развития (Новиков и др.), которое достигается изменением его официального строения, совершенствованием квалификационно-профессионального уровня, социально-демографической структуры, кадрового состава, а также воздействием на своих членов в направлении формирования прогрессивных потребностей, интересов, идеалов, ценностных ориентации и т. д. [51, 52]. Психологи, разрабатывавшие проблемы, которые сегодня можно отнести к области психологических и социально-психологических проблем организации, поднимали проблемы моделирования и проектирования деятельности на основе ее профессионального и личностного обеспечения (Деркач и др.), выходя к решению круга проблем профессионализма и подготовки кадров. Здесь ставились и практически разрешались проблемы адаптации, текучести кадров, а позднее — компетентности и готовности к инновациям, нововведениям и социальным изменениям в широком смысле слова [20, 21].
Особое место среди исследований в этой пограничной для психологии управления, социальной психологии коллективов и психологии организации области заняло изучение личности руководителя и построение различных типологий. Журавлевым были выделены специальные подструктуры, важные прежде всего для управленческой деятельности, профессиональная компетентность, организаторские и педагогические способности, коммуникативные и нравственные качества и выявлены по сочетанию у личности этих подструктур следующие типы руководителей: «специалист», «специалист-организатор», «организатор», «организатор-наставник», «гармоничный» и неэффективный», причем эффективность определялась в производственной и социально-психологической плоскостях. В свою очередь, в качестве ос-
443
новных детерминант стиля руководства были выявлены моти-вационные характеристики руководителя, реализующиеся во взаимодействии с исполнителями. Подход к коллективу как субъекту, а не только объекту управления (в отличие от его трактовки как субъекта, определяемого целостностью и совместной деятельностью) сыграл решающую роль в разработке проблем руководства и управления коллективами, и их самоуправления. Развитие концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений и коллектива (Петровский) в 80-90-ых годах пошло в направлении более дифференцированной (в том числе также уровневой) характеристики этих отношений и изучения явлений функционально-ролевых ожиданий, возложения ответственности, референтности, лежащей в основе предпочтений и выборов, строящихся на ценностных основаниях. Петровский продолжает углублять свой ценностно-нравственный подход к изучению коллектива и постоянно соотносит свою исследовательскую модель с моделями, имеющимися в зарубежной (американской, эападно-европейской) социальной психологии. Именно работами его направления разрешается вышеуказанное противоречие социальной психологии периода ее возрождения в шестидесятых годах, состоявшее, с одной стороны, в увлечении идеями зарубежных социальных психологов, с другой — в чисто идеологической, в этом смысле абстрактной критике их, и с третьей — в обращенности к изучению социально-психологической действительности социалистического общества. Позиция Петровского может быть определена как исследовательская альтернатива определенным подходам к вышеназванным явлениям. Петровский в анализе совместимости, согласованности и т. д. акцентирует роль представлений, коллективного и индивидуального образа совместной деятельности, ее нравственную основу, атрибуцию ответственности. Обобщая многолетние исследования, Петровский в совместной с Ярошевским монографии [69] предлагает многоуровневую структуру высокоразвитой группы. Центральное ее звено (А) образует сама групповая деятельность, ее предметно-деятельностная характеристика, даваемая по трем критериям:
1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда (но заметим — не
связанная с его производительностью);
2) оценка соответствия группы социальным нормам;
3) оценка способности группы обеспечить каждому ее чле-
444
ну возможность развития. Эти оценки, согласно Петровскому, позволяют определить социально-психологические параметры групп разного уровня развития. Сразу следует обратить внимание на дискуссионный момент — способ определения уровня развития коллектива: одни психологи включают в него объективные характеристики (экономические и др.), тогда как Петровский — комплекс характеристик, основывающихся на социальных, но теоретически смоделированных факторах.
Следующий «слой» в концепции Петровского, представленный стратой Б — психологический по своей сущности — фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника. В страте В локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориента-циями. Именно к этому слою Петровский относит такие явления, как самоопределение личности. Наконец, последний поверхностный слой представлен эмоциональными отношениями. Следует обратить внимание на то, что общая структура охватывает личностный уровень, который, скажем, в концепции Китова представлен только единицей «включенности», не раскрывающей вариантов личностных отношений, мотивации, тем более — возможности-невозможности развития личности, благодаря разной включенности.
С помощью этой структуры и критерия соответствия или препятствия общественно-историческому прогрессу (следует отметить очень высокий уровень такой абстракции), Петровский предлагает строить типологию групп. Однако, это не типология, скажем, производственных, трудовых коллективов, а типология групп, существующих в обществе и отвечающих теоретически выделенным критериям — степени сложившейся (несложившейся) совместной деятельности, анти- или просоциальности опосредствующих факторов и т. д. И с позиций этой типологии, возвращаясь к группе высокого уровня развития, Петровский выделяет иерархию уровней в самом явлении совместимости. «Высший уровень сплоченности и совместимости людей в совместной деятельности выступает в форме ценностно-ориентацион-ного единства, с одной стороны, и адекватности возложения ответственности — с другой» [там же, с. 378].
445
Благодаря интегрированности в модели Петровского межличностного и личностного уровней имеет место своеобразная эволюция проблемы социальной психологии личности, выделение которой в самостоятельную область характеризовало предшествующий этап развития социальной психологии: предельное сближение концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений и общепсихологической теории личности. Можно сказать, что такая тенденция в известном смысле снимает необходимость в рассмотрении специальной социальной психологии личности. В этой трактовке общепсихологического подхода к личности интра- и интериндивидуальные особенности составляют неразрывное единство, которое, как считает Петровский, утверждал и Мерлин. Оно позволяет выдвинуть идею «трех фаз становления личности в социальной среде (микро- и макросреде) — адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персонализации и с деятель-ностно-опосредованными возможностями удовлетворить ее в референтных группах» [там же, с. 429].
Можно сказать, что концепции коллективов и совместной деятельности, более дифференцированно учитывающие социальные реальности их сущности, изменения и функционирования, и концепции, в большей мере идущие от специфических абстракций социальной психологии и учитывающие социальные детерминанты в их общей, а не конкретно- исторической форме (социогенез и т. д.) не противоречат друг другу, а взаимодополняют, демонстрируя в целом разные теоретические способы моделирования социально-психологических сущностей и явлений, а также различные способы их эмпирического исследования. Некоторым их общим ядром, несомненно, является совместная деятельность, рассмотренная лишь как опосредствующий, или сущностный момент, дифференцирующий обращение в одном случае к проблемам мотивации, активности производительных сил, в конечном итоге, к характеристикам деятельности как трудовой, а в другом — лишь как отвечающий социальным целям и ценностям. Здесь различаются и своеобразные методологические акценты — на субъекте деятельности или же на самой деятельности и ее отношениях — в другом случае. Отсюда просматривается тенденция к реализации соответственных субъек-тно-деятельностного, либо собственно деятельностного подходов.
К числу более специальных исследовательских направлений
446



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь